Конспект занятия по теме: "Звук и буква М,м"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Адищева Марина Олеговна

Конспект занятия: "Звук и буква М,м" в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия757.73 КБ
Файл Раздаточный материал1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №2 «Солнышко» г. Охи

Разработка учебного занятия по ДООП «Дошколёнок»

по теме: «Звук и буква М»

для подготовительных групп

Длительность занятия: 30 мин

Ресурсы: зеркало,  счетные палочки, лента букв и звуков, синие и зеленые карточки,  раздаточный материал (карточки с заданиями)

Подготовила: педагог

дополнительного образования:

Адищева Марина Олеговна

Оха

2023

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Здравствуйте, ребята!

Давайте друг друга согреем своими улыбками! 

Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: 

«Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».

Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?

Конечно, солнышко! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям:

Солнышко, солнышко,

Мы твои лучи.

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Здравствуйте, Марина Олеговна!

*Смотрят друг на друга, повторяют слова

Солнце.

Учащиеся становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:

Солнышко, солнышко,

Мы твои лучи.

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

2 мин

II. Актуализация знаний

Для начала я предлагаю вам провести речевую разминку:

Ма-ма-ма – за окном зима.
Ме-ме-ме – много песен о зиме.
Мы-мы-мы – не боимся мы зимы.

Ребята, давайте вспомним, чем отличается буква от звука?

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.

Какие это звуки? Почему?

Каким цветом их обозначаем?

Верно!

Речевая разминка:

Ма-ма-ма – за окном зима.
Ме-ме-ме – много песен о зиме.
Мы-мы-мы – не боимся мы зимы.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Буквы А,О,У и звуки [а][о][у]

Это гласные звуки. При произношении этих звуков во рту нет преград.

Красным.

3 мин

III. Постановка учебной задачи

Ребята, предлагаю вам отгадать загадки:

Пьет бензин, как молоко.

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый ….

Ребята давайте еще раз назовем слова – отгадки.

Прислушайтесь и назовите первые звуки эти слов.

Да, именно об этих звуках [М], [М’] мы сегодня будем говорить.

Отгадка: машина

Отгадка: мячик

Машина, мячик

ММММашина [М], ММММЯчик [М’].

3 мин

V. Открытие нового знания

*Работа с зеркалом

Возьмите зеркала, улыбнитесь.

Давайте сначала произнесем звук [М]: (хором, индивидуально).

А теперь звук [М’]: (хором, индивидуально).

Что происходит с нашими губами?

Воздух выходит свободно?

Что ему мешает? Какая присутствует преграда?

Если есть преграда, то какой это звук?

Посмотрите в зеркало, и произнесите звук [М].

Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук [М], нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”.

Давайте дадим характеристику звукам [М] и [М’]:

Звук [М] - согласный или гласный? Почему?
Звук [М] - звонкий или глухой? Почему?

 
Звук [М] - твердый или мягкий?
Звук [М’] - согласный или гласный? Почему?
Звук [М’] - звонкий или глухой? Почему?


Звук [М’] - твердый или мягкий?

Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки [М] и [М’] мы будем обозначать буквой М.

(На доске демонстрационная буква М).

Посмотрите на нее. На что она похожа?

Из каких элементов состоит буква М?

Давайте вместе напишем букву М в воздухе.

Выложите букву М из счетных палочек.

Ребята, давайте вернемся немного назад. Мы с вами давали характеристику звукам.

И сейчас я хочу вас познакомить с очень нужной лентой: это лента букв и звуков. Посмотрите на нее:


Давайте на ней найдем нашу букву М.

Нашли?

Какими цветами она разделена?

Синий цвет обозначает твердый согласный звук, а зеленый – мягкий согласный звук.

Колокольчик, который находится сверху – говорит о том, что верхние согласные звуки – звонкие, а наушники снизу – говорят о том, что нижние согласные звуки – глухие.

Такая лента будет всегда висеть на наших занятиях, чтобы вам было легче определиться с характеристикой звуков.

А сейчас предлагаю вам поиграть:

Игра «Твердый – мягкий»

Ребята, напомните, каким цветом мы обозначаем твердый звук [М]?

Каким цветом обозначаем мягкий звук [М’]?

У вас на столах лежат карточки двух цветов: синяя и зеленая.

Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове [М] или [М’] и показываете соответствующую карточку.


Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли.

*Работа в букваре стр. 7


Произносят звук [М]: (хором, индивидуально).

Произносят звук ]: (хором, индивидуально).

Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

Нет, ему что-то мешает.

Преграда -губы.

Согласный.

Учащиеся дают характеристику звуков [М] и [М’] опираясь на вопросы:

Согласный, так как  есть преграда – губы;

Звонкий – так как при произношении этого звука мы слышим свой голосок;

Твердый;

Согласный, так как  есть преграда – губы;

Звонкий – так как при произношении этого звука мы слышим свой голосок;

Мягкий.

Высказывания учащихся: на горы, на горб верблюда, на молнию, на качели.

Из 4-х палочек.

Прописывают букву М в воздухе.

Выкладывают букву М из счетных палочек.

Да.

Синим и зеленым.

Игра «Твердый – мягкий»

*Дифференциация звуков [М] ,[М’], работа с карточками

*Работа в букваре стр. 7

7 мин

VI. Первичное закрепление

Предлагаю поиграть со звуком [М].

Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук [М] вы должны его поймать в ладошки, если нет – то приседаем:


МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН

МАК – ДОМ- СОН—МАЙКА- СТОЛ- МОХ- ПАР

Хлопают/приседают

3 мин

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Ребята, это еще не всё.

Для вас я приготовила карточки с заданиями.

В первом задании вам необходимо заштриховать буквы М, как показано на карточке, продолжите штриховку:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0700/000dc29f-7ae047c7/hello_html_78aa8cb9.jpg

Во втором задании вам необходимо раскрасить только те фигуры, в которых есть буква М.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0700/000dc29f-7ae047c7/hello_html_78aa8cb9.jpg

Что у вас получилось из закрашенных фигур?

Верно!

В третьем задании – буква М потеряла свои элементы. Давайте поможем восстановить букву М и допишем потерявшиеся элементы.

https://www.magic-coloring.com/gallery/Coxr7Y48/hwAQQbUga/hwAQQbUga_15/learn_letters__russian__14.jpg

Молодцы, вы выполнили всё верно.

*слушают первое задание

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0700/000dc29f-7ae047c7/hello_html_78aa8cb9.jpg

*слушают второе задание

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0700/000dc29f-7ae047c7/hello_html_78aa8cb9.jpg

Получилась буква М.

*слушают третье задание

https://www.magic-coloring.com/gallery/Coxr7Y48/hwAQQbUga/hwAQQbUga_15/learn_letters__russian__14.jpg

6 мин

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Где живут звуки [М] и[М’]».

Звук может находиться в начале, в середине или в конце слова.

Наша задача – определить, где же находится звук и закрасить это место: если звук в начале, то закрашиваем первую клеточку, если в середине – то вторую, а если в конце- то третью.

Давайте вспомним: если звук мягкий, то закрашиваем его каким цветом?

А если твердый?

https://siestafood.ru/800/600/https/346130.selcdn.ru/storage1/include/site_757/section_68/thumbs/BiGPAm1CJWN-_1200x0_AybP2us9.jpg

Зеленым

Синим

https://siestafood.ru/800/600/https/346130.selcdn.ru/storage1/include/site_757/section_68/thumbs/BiGPAm1CJWN-_1200x0_AybP2us9.jpg

4 мин

IX. Рефлексия деятельности

Ребята, вы сегодня хорошо поработали.

Вспомните, с каким звуками мы сегодня познакомились?

Какой буквой обозначаются эти звуки?

Каким цветом обозначаем букву М? Почему?

Верно!

Какое задание вам понравилось? Что интересного и нового вы узнали?

Всего хорошего, до свидания!

Мы познакомились со звуками [М] и[М’].

Эти звуки обозначаются буквой М.

Синим цветом, так как буквы, обозначающие согласные звуки обозначаем синим цветом.

Высказывания учащихся.

До свидания, Марина Олеговна!

2 мин


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...

Конспект занятия по теме «Звуки В — Вь. Буква В»

Конспект занятияпо теме «Звуки В — Вь. Буква В»...

Конспект занятия на тему «Звуки Т-ТЬ, буква Т».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука т и мягкого звука ть, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему : "Звуки х-хь, буква х."

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука х и мягкого звука хь, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему «Звуки Н-НЬ, буква Н».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука н и мягкого звука нь, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему «Звуки Ф-ФЬ, буква Ф».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука ф и мягкого звука фь, знакомство с графическим образом б...