Конспект занятия по теме: "Звук и буква М,м"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия: "Звук и буква М,м" в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 757.73 КБ |
Раздаточный материал | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №2 «Солнышко» г. Охи
Разработка учебного занятия по ДООП «Дошколёнок»
по теме: «Звук и буква М»
для подготовительных групп
Длительность занятия: 30 мин
Ресурсы: зеркало, счетные палочки, лента букв и звуков, синие и зеленые карточки, раздаточный материал (карточки с заданиями)
Подготовила: педагог
дополнительного образования:
Адищева Марина Олеговна
Оха
2023
Ход занятия:
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Время |
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент) | ||
Здравствуйте, ребята! Давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись». Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение? Конечно, солнышко! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям: Солнышко, солнышко, Мы твои лучи. Быть людьми хорошими Ты нас научи! | Здравствуйте, Марина Олеговна! *Смотрят друг на друга, повторяют слова Солнце. Учащиеся становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова: Солнышко, солнышко, Мы твои лучи. Быть людьми хорошими Ты нас научи! | 2 мин |
II. Актуализация знаний | ||
Для начала я предлагаю вам провести речевую разминку: Ма-ма-ма – за окном зима. Ребята, давайте вспомним, чем отличается буква от звука? С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их. Какие это звуки? Почему? Каким цветом их обозначаем? Верно! | Речевая разминка: Ма-ма-ма – за окном зима. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Буквы А,О,У и звуки [а][о][у] Это гласные звуки. При произношении этих звуков во рту нет преград. Красным. | 3 мин |
III. Постановка учебной задачи | ||
Ребята, предлагаю вам отгадать загадки: Пьет бензин, как молоко. Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. Прыг-скок, прыг-скок, Разыгрался колобок, Выше Ани скачет Наш веселый …. Ребята давайте еще раз назовем слова – отгадки. Прислушайтесь и назовите первые звуки эти слов. Да, именно об этих звуках [М], [М’] мы сегодня будем говорить. | Отгадка: машина Отгадка: мячик Машина, мячик ММММашина [М], ММММЯчик [М’]. | 3 мин |
V. Открытие нового знания | ||
*Работа с зеркалом Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесем звук [М]: (хором, индивидуально). А теперь звук [М’]: (хором, индивидуально). Что происходит с нашими губами? Воздух выходит свободно? Что ему мешает? Какая присутствует преграда? Если есть преграда, то какой это звук? Посмотрите в зеркало, и произнесите звук [М]. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук [М], нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Давайте дадим характеристику звукам [М] и [М’]: Звук [М] - согласный или гласный? Почему?
Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки [М] и [М’] мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М). Посмотрите на нее. На что она похожа? Из каких элементов состоит буква М? Давайте вместе напишем букву М в воздухе. Выложите букву М из счетных палочек. Ребята, давайте вернемся немного назад. Мы с вами давали характеристику звукам. И сейчас я хочу вас познакомить с очень нужной лентой: это лента букв и звуков. Посмотрите на нее: Давайте на ней найдем нашу букву М. Нашли? Какими цветами она разделена? Синий цвет обозначает твердый согласный звук, а зеленый – мягкий согласный звук. Колокольчик, который находится сверху – говорит о том, что верхние согласные звуки – звонкие, а наушники снизу – говорят о том, что нижние согласные звуки – глухие. Такая лента будет всегда висеть на наших занятиях, чтобы вам было легче определиться с характеристикой звуков. А сейчас предлагаю вам поиграть: Игра «Твердый – мягкий» Ребята, напомните, каким цветом мы обозначаем твердый звук [М]? Каким цветом обозначаем мягкий звук [М’]? У вас на столах лежат карточки двух цветов: синяя и зеленая. Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове [М] или [М’] и показываете соответствующую карточку.
*Работа в букваре стр. 7 | Произносят звук [М]: (хором, индивидуально). Произносят звук [М’]: (хором, индивидуально). Они сначала смыкаются, а потом размыкаются. Нет, ему что-то мешает. Преграда -губы. Согласный. Учащиеся дают характеристику звуков [М] и [М’] опираясь на вопросы: Согласный, так как есть преграда – губы; Звонкий – так как при произношении этого звука мы слышим свой голосок; Твердый; Согласный, так как есть преграда – губы; Звонкий – так как при произношении этого звука мы слышим свой голосок; Мягкий. Высказывания учащихся: на горы, на горб верблюда, на молнию, на качели. Из 4-х палочек. Прописывают букву М в воздухе. Выкладывают букву М из счетных палочек. Да. Синим и зеленым. Игра «Твердый – мягкий» *Дифференциация звуков [М] ,[М’], работа с карточками *Работа в букваре стр. 7 | 7 мин |
VI. Первичное закрепление | ||
Предлагаю поиграть со звуком [М]. Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук [М] вы должны его поймать в ладошки, если нет – то приседаем:
МАК – ДОМ- СОН—МАЙКА- СТОЛ- МОХ- ПАР | Хлопают/приседают | 3 мин |
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | ||
Ребята, это еще не всё. Для вас я приготовила карточки с заданиями. В первом задании вам необходимо заштриховать буквы М, как показано на карточке, продолжите штриховку: Во втором задании вам необходимо раскрасить только те фигуры, в которых есть буква М. Что у вас получилось из закрашенных фигур? Верно! В третьем задании – буква М потеряла свои элементы. Давайте поможем восстановить букву М и допишем потерявшиеся элементы. Молодцы, вы выполнили всё верно. | *слушают первое задание *слушают второе задание Получилась буква М. *слушают третье задание | 6 мин |
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение | ||
Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Где живут звуки [М] и[М’]». Звук может находиться в начале, в середине или в конце слова. Наша задача – определить, где же находится звук и закрасить это место: если звук в начале, то закрашиваем первую клеточку, если в середине – то вторую, а если в конце- то третью. Давайте вспомним: если звук мягкий, то закрашиваем его каким цветом? А если твердый? | Зеленым Синим | 4 мин |
IX. Рефлексия деятельности | ||
Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Вспомните, с каким звуками мы сегодня познакомились? Какой буквой обозначаются эти звуки? Каким цветом обозначаем букву М? Почему? Верно! Какое задание вам понравилось? Что интересного и нового вы узнали? Всего хорошего, до свидания! | Мы познакомились со звуками [М] и[М’]. Эти звуки обозначаются буквой М. Синим цветом, так как буквы, обозначающие согласные звуки обозначаем синим цветом. Высказывания учащихся. До свидания, Марина Олеговна! | 2 мин |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...
Конспект занятия по теме «Звуки В — Вь. Буква В»
Конспект занятияпо теме «Звуки В — Вь. Буква В»...
Конспект занятия по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши».
Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М....
Конспект занятия на тему «Звуки Т-ТЬ, буква Т».
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука т и мягкого звука ть, знакомство с графическим образом б...
Конспект занятия на тему : "Звуки х-хь, буква х."
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука х и мягкого звука хь, знакомство с графическим образом б...
Конспект занятия на тему «Звуки Н-НЬ, буква Н».
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука н и мягкого звука нь, знакомство с графическим образом б...
Конспект занятия на тему «Звуки Ф-ФЬ, буква Ф».
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука ф и мягкого звука фь, знакомство с графическим образом б...