Конспект занятия на тему : "Звуки х-хь, буква х."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука х и мягкого звука хь, знакомство с графическим образом буквы х. Предлагаемые упражнения помогут закрепить представление о данных звуках, активизируют формирование фонематических процессов:научат определять место конкретного звука в слове, характеризовать его , составлять схему слогов,простых слов, прибегая к звуковому анализу . Также дети познакомятся с графическим образом буквы, научатся соотносить её со звуками.Продолжат упражняться в составлении предложений по картинке, составлении схем данных предложений.Также закрепят понятия слово-предмет,слово-действие.Все задачи реализуются через игровые приемы. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей старшей и подготовительной возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки Х – ХЬ, буква Х.
Цель: создать условия для формирования понятий: «звук», «буква», «гласный звук », «твердый -мягкий согласный». «звонкий-глухой», сформировать оптический образ буквы Х.
Задачи:
1.Научить характеризовать, различать на слух и определять место в словах звуков Х-ХЬ, познакомить с буквой Х.
2.Развивать умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие, определять место звука в слове.
3.Воспитывать усидчивость, умение работать в подгруппе.
Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные),сюжетная картинка для составления предложения.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Приветствие, рассадка.
2.Актуализация знаний, необходимых для дальнейшего общеинтеллектуального развития.
Вспоминаем: число, месяц, день недели, время года, все дни недели, все месяцы осени.
3.Координация речи с движением.
Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, но сначала нам нужно, размять наши пальчики. Ставим руки на локотки: сначала правую, потом левую
Пальчиковая гимнастика «На елке»
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились, Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз «Шагают» по столу средним и указательным
Нам подарки преподнес. пальцами обеих рук.
Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.
В них же — вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши.
Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики на руках
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
4.Повторение пройденного.
Мы познакомились со звуками: П-ПЬ,Б-БЬ,Т-ТЬ,Д-ДЬ,К-КЬ,Г-ГЬ. Какие это звуки, как они образуются?
Какие гласные звуки мы можем назвать. Вспоминаем правило: буквы-звуки, гласные-согласные.
5.Новая тема.
Сейчас я буду называть слова в единственном числе, а вы эти слова во множественном. Послушайте, как изменится последний звук.
ПЕТУХ-ПЕТУХИ; ПАСТУХ..; ЛОПУХ…; МОХ…; ЗАПА..; СТРАХ..; КОНЮХ..;ШОРОХ…
Сегодня мы знакомимся со звуками Х и ХЬ. Звук Х: согласный (характеристика). Звук ХЬ-….
Это согласные звуки. Почему? (образуются с преградой). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Сравнение и характеристика двух звуков: согласные, Х– твёрдый, ХЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. Звук Х-твердый как лед , обозначаем синим цветом, звук ХЬ –мягкий как травка, обозначаем зеленым цветом. А ещё мы узнали, что согласный звук может быть звонким и глухим. Определяем звонкость-глухость тактильно (подносим ладонь к горлу), закрыв ушки. Подарим звукам Х и ХЬ колокольчик? (нет, они глухие).
Сейчас я буду произносить слоги. Если слышите твердый звук Х, поднимаете синий кружок, если мягкий звук ХЬ-зеленый. ХА, ХИ, ХУ, ХЕ, ХЫ, ХЭ, ХО.
У нас в гостях сегодня хомяк Хома. Составим схему из квадратиков слова Хома.
Подарим подарки Хоме, но дарить ему можно, только если в названии есть твердый звук Х.
6. Динамическая пауза.
Координация речи с движением.
Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.
7.Работа по сюжетной картинке (хомяк ест орехи).
Что изображено на картинке?
Хомяк ест орехи. Это предложение. Считаем количество слов в предложении. Находим слова-предметы. (Хомяк, орехи).
Слово-действие (ест).
Считаем слова. Составляем схему предложения.
8.Знакомство с буквой.
Звука два: твердый и мягкий, а буква , обозначающая эти звуки, одна. Буква Х.
Находим в алфавите.
Выкладываем из палочек.
Прописываем печатными буквами.
Буквы любят ходить друг к другу в гости. Читаем слоги.
9 .Самостоятельная работа.
Находим в словах-названиях картинок в тетрадях звуки Х и ХЬ, определяем место звука в слове, закрашиваем нужный квадратик схемы нужным цветом.
Заштриховываем картинки.
10.Итог занятия:
С какими звуками и какой буквой познакомились? Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...
Конспект занятия по теме «Звуки В — Вь. Буква В»
Конспект занятияпо теме «Звуки В — Вь. Буква В»...
Конспект занятия по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши».
Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М....
Конспект занятия на тему «Звуки Т-ТЬ, буква Т».
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука т и мягкого звука ть, знакомство с графическим образом б...
Конспект занятия на тему «Звуки Н-НЬ, буква Н».
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука н и мягкого звука нь, знакомство с графическим образом б...
Конспект занятия на тему «Звуки Ф-ФЬ, буква Ф».
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука ф и мягкого звука фь, знакомство с графическим образом б...
Конспект занятия на тему «Звук [ч] и буква ч»
Конспект занятия на тему «Звук [ч] и буква ч» Интеграция НООД по областям:«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие&r...