Конспект занятия на тему : "Звуки х-хь, буква х."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука х и мягкого звука хь, знакомство с графическим образом буквы х. Предлагаемые упражнения помогут закрепить   представление о  данных звуках, активизируют формирование фонематических процессов:научат определять место конкретного звука в слове, характеризовать его , составлять схему слогов,простых слов, прибегая к звуковому анализу .  Также дети познакомятся с графическим образом буквы, научатся соотносить её со звуками.Продолжат упражняться в   составлении предложений по картинке, составлении схем данных предложений.Также закрепят понятия слово-предмет,слово-действие.Все задачи реализуются через игровые приемы. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей  старшей и подготовительной возрастных  групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки Х – ХЬ, буква Х.

  Цель: создать условия для формирования понятий: «звук», «буква», «гласный звук », «твердый -мягкий согласный». «звонкий-глухой», сформировать оптический образ буквы Х.

 Задачи:

1.Научить характеризовать, различать на слух и определять место в словах звуков Х-ХЬ, познакомить с буквой Х.

2.Развивать   умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие, определять место звука в слове.

3.Воспитывать усидчивость, умение работать в подгруппе.

Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные),сюжетная картинка для составления предложения.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие, рассадка.

2.Актуализация знаний, необходимых для дальнейшего общеинтеллектуального развития.

  Вспоминаем: число, месяц, день недели, время года, все дни недели, все месяцы осени.

3.Координация речи с движением.

 Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, но сначала нам нужно, размять наши пальчики. Ставим руки на локотки: сначала правую, потом левую

Пальчиковая гимнастика «На елке» 
Мы на елке веселились,                   
Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились,                     Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз                 «Шагают» по столу средним и указательным
Нам подарки преподнес.                   
пальцами обеих рук. 
Дал большущие пакеты,                   
«Рисуют» руками большой круг. 
В них же — вкусные предметы:       
Ритмичные хлопки в ладоши. 
Конфеты в бумажках синих,            
Загибают пальчики на руках
 Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.

4.Повторение пройденного.

 Мы познакомились со звуками: П-ПЬ,Б-БЬ,Т-ТЬ,Д-ДЬ,К-КЬ,Г-ГЬ. Какие это звуки, как они образуются?

Какие гласные звуки мы можем назвать.  Вспоминаем правило: буквы-звуки, гласные-согласные.

5.Новая тема.

Сейчас я буду называть слова в единственном числе, а вы эти слова во множественном. Послушайте, как изменится последний звук.

 ПЕТУХ-ПЕТУХИ; ПАСТУХ..;  ЛОПУХ…;  МОХ…; ЗАПА..;  СТРАХ..; КОНЮХ..;ШОРОХ…  

  Сегодня мы знакомимся со звуками Х и ХЬ. Звук Х: согласный (характеристика). Звук ХЬ-….

    Это согласные звуки. Почему? (образуются с преградой). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Сравнение и характеристика двух звуков: согласные, Х– твёрдый, ХЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. Звук Х-твердый как лед , обозначаем синим цветом, звук ХЬ –мягкий как травка, обозначаем зеленым цветом.   А ещё мы узнали, что согласный звук может быть звонким и глухим. Определяем звонкость-глухость тактильно (подносим ладонь к горлу), закрыв ушки. Подарим звукам Х и ХЬ колокольчик? (нет, они глухие).

 Сейчас я буду произносить слоги. Если слышите твердый звук Х, поднимаете синий кружок, если мягкий звук ХЬ-зеленый. ХА, ХИ, ХУ, ХЕ, ХЫ, ХЭ, ХО.

 У нас в гостях сегодня хомяк Хома. Составим схему из квадратиков слова Хома.

Подарим подарки Хоме, но дарить ему можно, только если в названии есть твердый звук Х.

6. Динамическая пауза.    

Координация речи с движением.

 Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.

7.Работа по сюжетной картинке (хомяк ест орехи).

Что изображено на картинке?

Хомяк ест орехи. Это предложение. Считаем количество слов в предложении. Находим слова-предметы. (Хомяк, орехи).

Слово-действие (ест).

Считаем слова. Составляем схему предложения.

8.Знакомство с буквой. 

Звука два: твердый и мягкий, а буква , обозначающая эти звуки, одна.   Буква Х.

Находим в алфавите.

Выкладываем из палочек.

Прописываем печатными буквами.

Буквы любят ходить друг к другу в гости. Читаем слоги.

9 .Самостоятельная работа.

 Находим в словах-названиях картинок в тетрадях звуки Х и ХЬ, определяем место звука в слове, закрашиваем нужный квадратик схемы нужным цветом.

Заштриховываем картинки.  

10.Итог занятия:

С какими звуками и какой буквой познакомились? Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...

Конспект занятия по теме «Звуки В — Вь. Буква В»

Конспект занятияпо теме «Звуки В — Вь. Буква В»...

Конспект занятия на тему «Звуки Т-ТЬ, буква Т».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука т и мягкого звука ть, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему «Звуки Н-НЬ, буква Н».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука н и мягкого звука нь, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему «Звуки Ф-ФЬ, буква Ф».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука ф и мягкого звука фь, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему «Звук [ч] и буква ч»

Конспект занятия на тему «Звук [ч] и буква ч» Интеграция НООД по областям:«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие&r...