Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Что мы знаем и умеем».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Алёхина Инесса Вячеславовна

Цель данного занятия - упражнять детей в умении составлять длинные и короткие предложения по картинке, в определении места звука в слове и проведении слого-звукового анализа. Закреплять умение работать в прописях. Развивать логическое мышление, связную речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 16 ст. Луковской Моздокского района

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «Что мы знаем и умеем».

Подготовила и провела воспитатель I квалификационной категории Алёхина И.В.

Цель. Упражнять детей в умении составлять длинные и короткие предложения по картинке, в определении места звука в слове и проведении слого-звукового анализа. Закреплять умение работать в прописях. Развивать логическое мышление, связную речь

Методы и приемы. Артикуляционная гимнастика, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, составление предложений по картинке, слого-звукового анализ слов, работа в прописях, дидактические игры «Хитрые загадки», «Скажи с числами 1,2,5», «Родственники», использование демонстрационных картин, карточек, прописей.

Материалы и оборудование. Демонстрационные картины: «Весна», «Курица», «Утка»; карточки: голубь, гусь, петух, воробей, ворона, сорока; звуковой домик, кружки для обозначения звуков, прописи, простые карандаши.

Ход занятия.

  1. Воспитатель: «Ребята, сегодня на занятии мы будем составлять длинные и короткие предложения по картинке, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слова. Работать в прописях и играть в словесные игры. То есть будем делать все то, что мы знаем и умеем. Для того, чтобы начать работать, мы выполним гимнастику для язычка».
  2. Артикуляционная гимнастика.

«В дудку дуем ду-ду-ду,

Язычок согнем в дугу,

Язычок залез за щечки

И вернулся к прежней точке.

Покусаем язычок,

Тут же сделаем щелчок.

Наш веселый язычок

Сделал все движения

И теперь готовы мы

Двинуться в сражение».

  1. Загадка.

«Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет на поле. На реку

И по снежку, и по цветку» (Весна).

  1. После того как дети отгадали загадку, воспитатель выставляет перед ними демонстрационную картину «Весна».

- Какое время года изображено на картине?

-Составьте по картине короткие предложения (На примере одного из предложений посчитать, сколько слов в предложении и записать схему на доске).

- Составьте по картинке длинные предложения (Задание то же).

5.Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о весне».

1.Март весне брат, а зиме не рад

2.Весна красна цветами, а осень – пирогами

3.Весна и осень на дню погод восемь

4.Кто весной трудиться рад, будет осенью богат

5 Весна красна, да голодна

6.Май, май, а шубу не снимай

6. Воспитатель: «Сегодня у нас на занятии гости, а кто они, вы узнаете, отгадав загадки:

Пестрая крякуша

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка).

Квохчет, квохчет,

Детей созывает.

Всех под крыло

Собирает. (Курица)».

Выставляются демонстрационные картинки.

7. Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, что такое звук? Какие бывают звуки? А что такое буква? Ребята, гостьи к нам пришли не одни. Утка привела с собой птиц, в названии которых есть звук [у], а курица привела птиц. В названии которых есть звук [р] (Перед детьми на доске выставлены карточки: воробей, гусь, ворона, сорока, петух, голубь). Определите, с кем пришли эти птицы».

Дети выходят к доске, определяют, какой звук есть в названии птицы и ставят карточку рядом с уткой или курицей.

8. Воспитатель: «Утка с курицей да еще и с друзьями и подругами пришли для того, чтобы мы разрешили их спор – чье название длиннее. Ребята. Как определить, какое слово длиннее: утка или курица? (Посчитать слоги).

Дети по слогам произносят слова: «ут-ка», «ку-ри-ца», считают слоги, сравнивают и делают вывод.

9. Звуковой анализ слова «утка».

Воспитатель: «Чтобы утка не огорчалась, что спор решился не в ее пользу, сделаем звуковой анализ слова «утка».

10. Физминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Раз-туда, два-сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-встали,

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

11. Дети садятся за столы. Выполняют задание на стр. 5. Определить место звука в словах и соединить одну из двух картинок с заданной схемой.

12. Словесная игра «Хитрые загадки».

1. В чаще голову задрав,

Воет с голоду (жираф) волк.

2. Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый (волк) медведь.

3. Дочерей и сыновей

Учит хрюкать (соловей) свинья.

4.Кто любит по веткам носиться?

Конечно, рыжая (лисица) белка.

5. Быстрее всех от страха

Несется (черепаха) заяц.

6.По горной круче проходил

Обросший шерстью (крокодил) баран.

7.В теплой лужице своей

Громко квакал (Бармалей) лягушонок.

8. С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает (корова) обезьяна.

13. Дидактическая игра «Скажи с числами 1,2,5» (используются карточки с изображением птиц).

Например: одна ворона, две вороны, пять ворон.

14. Дидактическая игра «Родственники».

Воспитатель: «Могут ли быть родственниками ежа елка, медведь, енот, клубок? Объясните, что между ними общего?

1. Елка такая же колючая как и еж.

2. Медведь тоже спит зимой как и еж.

3. Енот живет в норе как и еж.

4. Еж сворачивается и похож на клубок.

15. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе на закрепление гласных звуков, составление и разбор предложений....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме: «Поможем девочке спасти братца»

Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Целью итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе  «Путешествие в королевство Грамоты» является  выявление уровня знаний детей, готовность к шк...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности "В гостях у Звуковичков"...

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе

Цель: выявление уровня знаний детей; готовность к школе....