22.05.2023 г. Уроки грамоты Конспект-сценарий. Звук и буква Й.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Знакомство детей с буквой и звуком Й
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_gramota_office_word_3.docx | 17.15 КБ |
prilozhenie_gramota.docx | 12.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки грамоты
Конспект-сценарий. Май
Звук и буква Й.
Цель: Знакомство детей со звуком и Буквой Й.
Задачи:
1. Закреплять умение определять характеристики звука.
2. Формировать навыки чтения
3. Развивать умение проводить наклонные линии.
4. Закреплять представления о звуке и букве Р.
5. Продолжать учить различать твёрдые звуки от мягких.
Оборудование:
1.Кубики и таблица Зайцева
2. Приложение 1 (на каждого ребёнка)
3. Карандаш
Ход занятия
Воспитатель: Поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «Шла собака»
Шла собака через мост,
Изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд
(голова), остальные идут по столу.
Четыре лапы, пятый — хвост.
Показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На
слово «пятый» зажимаем все пальцы, а большой поднимаем вверх.
Если мост обвалится,
Две ладони ставим вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками
пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается.
То собака свалится.
Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление,
недоумение.
Чтобы ей не потонуть,
Ты беги её тянуть!
Воспитатель: Как рычит собака? Р-р-р-р-р… Какой звук вы сейчас произнесли? (отв. детей)
А с какой буквой дружит звук Р? (отв. детей) На каком кубике живёт буква Р? (отв. детей: на
сером) Найдите букву Р на таблице. Воспитатель даёт в руки указку и даёт возможность
каждому ребёнку показать букву. Пропоём песенки с буквой Р. (пропевают склады с
буквой Л по таблице)
Воспитатель: Пришло время узнать, что же произошло с нашими друзьями, Слышем и
Буковкой и Дракошей после того, как собачка-сторож пустила их на качели. Наконец-то Дракоша, Слыш и Буковка сели на огромные качели. Буковка села на скамеечку, Слыш крепко взялся за ручки, а Дракоша стал раскачивать качели. Они раскачивались сначала медленно и невысоко, а потом начали раскачиваться быстрее, сильнее и выше. Качели взмывали вверх, а потом опускались вниз с веселым свистом: «й-й-й», «й-й-й»! У друзей захватывало дух, и им хотелось кричать от радости и счастья, ветер раздувал их одежды, свистел в ушах, а качели все скрипели: «й-й-й». Когда друзья вдоволь накатались, они сошли на землю, поблагодарили лохматого пса и пошли погулять по парку. Слыш запомнил песенку качелей. Он размял свой веселый язычок, вспомнив
несколько упражнений.
Упражнение для язычка.
Потренируем язычок и мы.
1. «Большие качели» — улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка на
верхнюю губу, опускать на нижнюю.
2. «Маленькие качелъки» — улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка за
верхние зубы, опускать за нижние.
Воспитатель:
— Й-й-й,— произнес Слыш. Попробуйте произнести этот звук и вы. Произнесите звук
и обратите внимание на то, что язычок снова не хочет пропускать воздух. Он выгнул спинку,
прижал её к нёбу, но воздух всё равно весело загудел. Как вы думаете какой звук Й, гласный
или согласный? (отв. детей) Конечно, звук Й – согласный звук. Он не тянется долго.
Ниточка обрывается. Проверим. Й…Й…Й…Раз этот звук согласный, значит он может быть
звонким или глухим. Проверим. Воспитатель определяет вместе с детьми, приложив
ладошку к горлышку. Звук Р звонкий. Обратите внимание на то, как улыбаются наши губки,
когда мы произносим этот звук. Й-й-й… Это говорит о том, что звук Й может быть только
мягким. Пока мы определяли, какой звук Й, Буковка поспешила написать букву, которая
дружит с этим звуком. Ты ей шляпку подари
Станет краткой буква И.
Воспитатель обращает внимание детей на то, сходство и различие букв И и Й.
Воспитатель: Буква Й согласная, звонкая., мягкая. На каком кубике мы можем её найти?
(отв. детей: серый маленький)
Правильно, буква Й живёт на сером, маленьком, длинном кубике. Найдите её.
Дети находят среди кубиков кубик с Й.
Воспитатель: Вот кубик с буквой Й. Катя найди кубик с А, Егор ищет кубик с О и т.д.
Воспитатель раздаёт задание детям для составления слогов.
Слоги для составления и чтения: ай, ой, уй, эй, ый, ий.
Слова для чтения: дай, лай, майка, зайка
Воспитатель: Определим сколько слогов в словах, которые мы с вами составили. Дети
произносят слово, одновременно прохлопывая его. Сколько хлопков, столько и слогов.
После этого воспитатель предлагает детям сесть за столы и выполнить задание
Приложения 1.
Воспитатель:
Букву Й мы изучали
И немножечко устали,
Фрукты дружно все съедим
И гулять все побежим. Игра «Сколько слогов?»
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Р- Р- Р- Р- Р- Р
Л- Л-Л-Л-Л-Л
веселым свистом:
«й-й-й», «й-й-й»!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Слоги для составления и чтения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Слова для чтения:, лай, майка, зайка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой - Р"
Обучение грамоте. Звуки и буква Р....
НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"
Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...
НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"
Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...
Конспект НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой Х"
Конспект НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой Х"...
Методическая разработка по обучению грамоте на тему: Звук [Ф], буква Ф
Звук [ Ф ] и буква Ф...
Методическая разработка по обучению грамоте на тему: Звук [С], буква С
Звук [C] буква С...
март 2024 г. Уроки грамоты Конспект-сценарий.
Звук и буква Ш...