Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Викторина»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте "Викторина". Возрастная группа: Подготовительная к школе группа. Цель: поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя целеустремленность, взаимопомощь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
по обучению грамоте «Викторина»
Подготовила: Файзуллина Н.Н.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная
Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя целеустремленность, взаимопомощь.
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов; упражнять в составлении предложений, используя схемы;
• закреплять графические образы изученных букв;
• обогащать словарный запас детей;
Развивающие:
• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;
Воспитательные:
• воспитывать чувство товарищества, доброжелательное отношение, взаимопомощь друг к другу и героям сказки, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
• воспитывать, желание говорить красиво, правильно;
• формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Словарная работа:
звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.
Материал:
Демонстрационный: компьютерная презентация со сказочными персонажами и заданиями;
Раздаточный: названия команд; фишки команд «Грамотеи», «Умники»;
счётные палочки; схемы для определения места звука в слове, парные предметные картинки; 3 обруча (домика) и цифры: 1, 2, 3; пятизвуковые схемы слов и фишки зеленого, синего и красного цветов; разрезные буквы.
Ход ООД
1. Организационный момент (слайд 1)
«Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! солнцу и птицам.
- Доброе утро! улыбчивым лицам.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть на протяжении всего занятия, настроение у нас будет хорошее. Вы готовы начать?
Послушайте пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма». Как вы думаете, о чём говорится в этой пословице? (Ответы детей) Правильно, кто учится, тот всё знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вы тоже скоро пойдёте в школу. Хотите проверить свои знания перед поступлением в первый класс?
А поможет нам в этом Фея Знаний (слайд 2)
Чтобы нам начать нашу проверку, я предлагаю поделиться на две команды, команда «Грамотеи», команда «Умники» (воспитатель раздаёт фишки для деления на команды)
Занимайте свои места за столами команды (стулья заранее расставлены)
К нам пришло электронное письмо от Феи Знаний, давайте прочтём. (Слайд 3)
Фея Знаний: (читает воспитатель)
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я добрая Фея, пришла к вам из сказки.
Волшебная палочка есть у меня.
Я рада приветствовать всех в этом зале,
Задания со своими друзьями всем приготовила я!
Слайд 4 (на слайде изображена картинка домика, в постройке которого спрятались буквы)
Воспитатель: - Ребята, это дом, в котором живет Фея Знаний. В постройке дома и во дворе спрятались разные буквы.
Давайте сначала вспомним, чем буква отличается от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)
Какие бывают звуки и буквы? (гласные и согласные)
Команда «» отыщите гласные, которые спрятались в доме Феи Знаний и выложите буквы из палочек
Команда «» отыщите согласные, которые спрятались в домике Феи Знаний и выложите буквы из палочек. Время на выполнение задания – 3 минуты (песочные часы)
Воспитатель: Давайте проверим, какие буквы вы отыскали. (Слайд 5)
Дети: АИОЮЕУ НМТПГД
Воспитатель: Напомните, какие две группы у вас получились? (гласные и согласные)
Воспитатель: Как называются звуки, которые поются и не встречают преград при произношении? (гласные)
Как называются звуки, которые не поются и встречают преграду при произношении? (согласные)
Как выдумаете, мы справились с заданием Феи Знаний?
(Слайд 6) на слайде изображен смайлик «класс!»
Воспитатель: Посмотрим, кто ещё прислал нам письмо.
(Слайд 7) Незнайка: - Привет, друзья!
Все зовут меня Незнайкой,
Будто впрямь я глуповат.
Коротышки на лужайке мне и верить не хотят.
- Ребята, а вы мне верите?
- Тогда помогите мне разобрать слово по звукам и буквам.
(Слайд 8) (на слайде изображены Незнайка, картинки с книгой и белкой)
Воспитатель: - Назовите, что изображено на картинах? (книга, белка)
- Каждая команда составит звуковую схему к слову
Команда «» - «книга»
Команда «» - «белка»
Дети работают группами, а один участник дает подробный анализ каждому звуку. (Звукобуквенный разбор слов)
Какой первый звук в слове?
Какой второй? – и т.д.
Сколько слогов в слове? Как определили?
На какой слог падает ударение?
Воспитатель: Давайте посмотрим, как Незнайка составил схемы (слайд 9)
Вы согласны с Незнайкой?
Значит, Незнайку зря называют глупым мальчиком.
(Слайд 10) Незнайка поставил вам «Класс!»
Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: Посмотрим, кто нам ещё пишет.
(Слайд 11) Фиксик Нолик:
Вечно маленький я самый
Хоть подрос чуть-чуть с утра
Но, похоже, не дорос,
Чтобы приняли всерьез.
Дома, средь друзей и в школе
Фиксиков всех младше – Нолик.
Предлагает сыграть в игру «Найди домик». Каждому участнику игры картинка. Внимательно посмотрите на картинку, произнесите это слово и определите, сколько слогов в этом слове. Пока звучит музыка, все игроки двигаются под музыку, но как музыка закончится, вы должны найти себе домик с нужной цифрой (цифра обозначает количество слогов в слове).
Воспитатель: Сколько слогов в слове? Почему? (воспитатель проверяет правильность выполнения задания)
(Слайд 12) «Класс» от Нолика.
Воспитатель: - Кто же шлет нам следующее письмо?
(Слайд 13) (появляется слайд с изображением Буратино)
Я - мальчишка деревянный
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
Воспитатель: Буратино предлагает вам небольшую разминку.
Физминутка:
Буратино потянулся (руки поднять вверх и потянуться на носочках)
Раз — нагнулся, два — нагнулся. (наклоны влево и вправо)
Руки в стороны развел, (развести руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (вращения руками перед грудью)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки поднять вверх и потянуться на носочках)
- А сейчас вас ждет следующее задание, присаживайтесь, слушайте внимательно.
(Слайд 14) (на слайде изображен Буратино и скороговорка)
Воспитатель: читает скороговорку: На горе Арарат рвала Варвара виноград.
- Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке?
Дети: звук «Р»
Воспитатель: - Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и показываем место звука карточкой, где находится данный звук. Работать будем в парах (у каждой пары схема-поровоз для определения положения места звука в слове)
1 команда: река, барабан, комар, радуга;
2 команда: сыр, арбуз, размер, дерево
- Молодцы, ребята, справились с заданием!
(Слайд 15) (на слайде смайлик «класс»)
Воспитатель: Открываем следующее письмо.
(Слайд 16) (на слайде Гномик)
У Феи Знаний
Помощников не счесть
Средь них чудесный Гномик есть
Я карточку со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
Воспитатель: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом весна! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений). (Слайд 17)
Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения, и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).
(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!
Воспитатель: А сейчас мы сможем узнать, кто нам прислал последнее письмо.
(Слайд 18) Фея Знаний: Вы – Молодцы!
Награду вы найдёте, разгадав слово по первым буквам. (дети находят разрезные буквы и составляют слово «ОГОРОД»)
1. Огурец; 2. Гвоздь; 3. Облако; 4. Ромашка; 5. Очки; 6. Дом
А вы догадались, где лежит наша награда?
(Конверт в огороде на окне) Приносят конверт.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, выполнили все задания Феи Знаний. Вы хорошо подготовились, чтобы пойти в первый класс.
Рефлексия.
- Что для вас было сложным в нашей викторине?
- Что надо ещё повторить?
- Какое задание было самым лёгким?
Посмотрим, что же приготовила для вас Фея Знаний (в конверте медали от Феи Знаний)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я добрая Фея, пришла к вам из сказки. Волшебная палочка есть у меня. Я рада приветствовать всех в этом зале, Задание со своими друзьями всем приготовила я!
А И Ю О Е У Н М Т П Г Д
Привет, друзья! Все зовут меня Незнайкой, Будто впрямь я глуповат. Коротышки на лужайке мне и верить не хотят.
Б Е Л К А К Н И Г А
Вечно маленький я самый Хоть подрос чуть-чуть с утра Но, похоже, не дорос, Чтобы приняли всерьез. Дома, средь друзей и в школе Фиксиков всех младше – Нолик.
Я - мальчишка деревянный В полосатом колпачке. Создан я на радость людям, Счастья ключ в моей руке.
У Феи Знаний Помощников не счесть Средь них чудесный Гномик есть. Я карточку со схемами в подарок вам принес Вы ж проявите свое умение Составьте со словами предложения!
Вы – МОЛОДЦЫ!!! Награду вы найдёте, разгадав слово по первым буквам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой занимательной форме поможет педаго...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте. на тему: «Путешествие в космос». для детей подготовительной группы.
Данный НОД адресован педагогам и детям по обучению грамоте в подговительной группе.Увлекательное путешествие в космос.Можно использовать,как открытое занятие....
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"
Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте Тема: «Уроки мудрой Тетушки Совы»
Возрастная группа: подготовительная к школе группаИнтеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно – эстетическое развити...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»...
конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха"
Представлен конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха". Составлен в соответсвии с тр...
конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень-запасиха, а зима-прибериха"
Представлен конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осень запасиха, а зима-прибериха"Конспект составлен в соответствии с ...