Путешествие в подводный мир
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
«Путешествие в подводный мир» подготовительная група
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_podvodnyy_mir.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы
Тема занятия: «Путешествие в подводный мир»
Возрастная группа: подготовительная группа
Образовательные области: речевое развитие
Цель занятия: Развивать речь и познавательные способности детей средствами совместного творческого взаимодействия.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Активизация и актуализация словаря по теме «Рыбы».
- Совершенствование навыка звукового анализа слов, умения подбирать слова к схемам.
- Совершенствование навыка составления, записи печатными буквами и чтения слов.
- Автоматизация правильного произнесения сонсорных звуков и их дифференциация.
Развивающие:
- Развитие связной речи, грамматического строя речи, речевого слуха, зрительного внимания, восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы.
- Овладение умениями совместной деятельности: добиваться хорошего результата.
Словарная работа: рыбохоз, рыболов.
Планируемые результаты занятия: Правильно подбирают слова к схемам, правильное произношение звуков и их дифференциация. Совершенствуется звуковой анализ слов.
Подготовительная работа:
Чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Н.Носов «Карасик», Г.Х. Андерсен «Русалочка», Е.Пермяк «Первая рыбка», «По щучьему велению», «Лисичка сестричка и серый волк». Чтение познавательной литературы о рыбах и обитателях морей и океанов. Заучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о рыбах. Рассматривание иллюстраций с морскими, пресноводными и аквариумными рыбами. Наблюдение за рыбками в аквариуме, рассматривание ракушек, морских камешков. Выполнение аппликации «Морской мир», лепка «Речные рыбы», оригами «Аквариумные рыбы», коллективного коллажа «Подводный мир».
Разучивание пальчиковой гимнастики «Акула», «Налим».
Материалы и оборудование:
- иллюстрации с рыбами, запись послания морского царя, запись шума моря, карточки на которых большая и маленькая рыбки;
- карточки с буквами и внизу полоска с квадратами для того, чтобы в них вписать названия рыб, к карточке привязан карасик; «чудесное дерево» (корень, ствол, ветки и вместо кроны картинки с однокоренными словами к слову рыба);
- схема для составления описательного рассказа;
- набор для звуко-слогового анализа слов; тазики с водой и игрушечными рыбками;
- тонированный лист бумаги, контурные изображения аквариумных рыб, улитки, коряги, водорослей, морские раковины.
№ | Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Методы, формы и приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационный момент Мотивационно-побудительный этап | Заитересовать детей путешествием в подводный мир. Создать хорошее настроение Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы. | -Ребята, я пришла сегодня в детский сад и нашла вот эту флешку. Хотите узнать, что на ней? Прослушивание записи. - Здравствуйте дети, я морской царь Тритон. Недавно, у меня было плохое настроение и я устроил сильный шторм и после него все рыбы смешались и забыли, где они жили. Я стал стар, прошу вас мне помочь, навести порядок в моих владениях. Приглашаю вас к себе в подводное царство. В: Если вы захотите в гости, сначала вспомните, что вы можете сделать, чтобы рыбам жилось хорошо?
Глаза есть, но не мигает, Мигают глазами Крылья есть, но не летает, Взмахи руками, разведёнными в стороны. Плавает под мостиком, Хвостиком виляет, Руки сложены ладошкой к ладошке, плавные, волнообразные движения. Ночью тихо засыпает. «Засыпают» | Использование записи ИКТ Упражнение на общее расслабление «Рыбка» | Обращают внимание на педагога и заинтересовываются, что на флешке. Да Внимательно смотрят и слушают обращение царя Тритона -Вода в водоёмах должна быть чистой и прозрачной, поэтому нельзя бросать мусор в водоёмы. Нельзя мешать рыбе и купаться в неположенных местах. Можно купаться только на пляже. Это безопасно и для нас. Нельзя ловить много рыбы, иначе рыба переведётся в реках, и в озёрах станет пусто. А в аквариумы нужно чистить, рыб кормить. Правильно и в соответствии с текстом выполняют упражнение на расслабление. | Обращают внимание на педагога и проявляют желание узнать, что на флешке. Внимательно слушают обращение царя Тритона. Проявляют желание помочь ему навести порядок. Проявляют желание отправится в путешествие. Проговаривают в какой среде и условиях должна жить рыба. Четко и правильно выполняют упражнение |
2. | Организационно- поисковый (основной этап) | Активизация и актуализация словаря по теме «Рыбы». Развивать логическое мышление, умение аргументировать свой ответ Формирование знаний о частях тела рыб. Упражнять детей в правильном названии соотношении рыб Совершенствование навыка звукового анализа слов, умения подбирать слова к схемам. Закреплять знания детей в составлении описательных рассказов или загадок. Закреплять основные движения Совершенствование навыка составления, записи печатными буквами и чтения слов. Автоматизация правильного произнесения сонорных звуков и их дифференциация. Закреплять умение работать взаимодействуя друг с другом. | -Вы настоящие друзья природы. Закройте глаза и представьте, что мы погружаемся. (Звучит шум моря) «Где могут обитать рыбы?» Показ первого слайда. Откройте глаза, где мы оказались? Рыбы забыли, где они могут жить? Помогите им. (По мере ответов детей демонстрируются слайды с морским дном, речным и аквариум.) «Какие рыбки?» Демонстрируется слайд, на котором море, река, аквариум и рыбы. -Правильно вы ответили? Посмотрите, к нам приплыла рыбка? Кто это? (на картинке сельдь) - Она просит помочь ей и её друзьям. Определите, где живут эти рыбы? (После правильных ответов детей на слайде демонстрируется как рыбы «уплывают» в своё место обитания.) - Молодцы! А дальше нам с вами предстоит узнать «Что есть у рыб» -Какая рыба к нам ещё подплыла? -Она просит назвать какие части тела есть у рыб? Игровое упражнение «Большая - маленькая» -Какая рыба приплыла к нам? -Она просит назвать маленькую и большую рыбку. (На столах картинки, на которых маленькие и большие рыбы.) Подбор слов к звуковым схемам. - Эти рыбки своё название зашифровали. Помогите отгадать кто это? (Детям предлагается звуко-слоговой анализ двух слов) Составление рассказов-загадок о рыбах. - Они вам предлагают тоже составить загадки о рыбах. (На доску выставляется схема описательного рассказа о рыбах.)
-Как выдумаете, хорошо составил загадку Максим? Упражнение «Рыбки» -Кто к нам ещё приплыл? Рыбка вам предлагает научиться плавать, как рыбы. Для этого вам нужно лечь на живот положив руки, согнутые в локтях, под грудь. Рыбки ныряют, Головку поднимают Поднимают голову и плечи, опираясь на выпрямленные руки Рыбки ныряют, Хвостик поднимают Поднимают на 10-15 см. над полом прямые ноги и удерживают их в таком положении несколько секунд. На волнах качаются Вытягивают вперёд и соединяют руки ладонями Друг другу улыбаются. Поднимают руки и ноги вверх и покачиваются вперёд-назад. Рыбка, рыбка, покружись И в колечко завернись Поднимают верхнюю часть туловища, опираясь на выпрямленные ноги, сгибают ноги в коленях и стараются дотянуться носками ног до затылка Рыбки отдыхают, Спинки выпрямляют. Ложатся на спину, руки вверх, выпрямляя спину. Запиши название рыбы. -смотрите ребята кто ещё подплыл к нам? - Буквы в названиях рыб перепутались, и карась просит вас помочь, запишите внизу названия рыб, которые получатся из этих букв. В каждую клеточку прикрепляем нужную букву. Когда дети выполнят названия меняются карточками -Теперь поменяйтесь карточками, проверьте друг друга, проплывите карасиком от буквы к букве по порядку, получится ли у вас это слово. Игра «Чудесное дерево» -Кто ещё к нам приплыл? Она просит подобрать однокоренные слова к слову рыба, назвать их и из картинок создать чудесное дерево с однокоренными словами. -Из каких слов образовались слова рыбхоз, рыболов? Упражнение на развитие силы выдоха -Какая рыба приплыла к нам сейчас? -Рыбки устали и не могут дальше плыть, помогите им. Чем больше воздуха вы наберёте, тем дальше поплывёт рыба. (В тазах с водой игрушечные рыбы. Дети дуют на них так, чтобы они поплыли.) Коллективная аппликация «Аквариум» -Какая это рыба? Она предлагает вам поселить рыб в аквариум в определённом порядке, чтобы им было не тесно, и они не ссорились. Золотая рыбка должна подплывать к кормушке. Меченосец выплывать из водорослей. Сомик выплывать из-за замка. Скалярия плавать за водорослями. Улитка ползти по коряге. Гуппи плавать над сомиком. Дети раскладывают картинки, проверяют, а затем по очереди наклеивают. После того как наклеили Говорят где плавает их рыба. | Звучит шум моря ИКТ «Где могут обитать рыбы?» Вопросы детям Использование ИКТ Игровое упражнение «Что есть у рыб» Игровое упражнение «Большая – маленькая » Подбор слов к звуковым схемам. Составление рассказов-загадок о рыбах. Вопросы детям Упражнение «Рыбки» с использованием ИКТ Физ.минутка Упражнение «Запиши название рыбы». Игра «Чудесное дерево» Упражнение на развитие силы выдоха Коллективная аппликация «Аквариум» | Дети представляют погружение в подводный мир. Мы в подводном царстве, у царя Тритона и его дочки Русалочки. - Рыбы живут в море - это морские рыбы. В пресной воде - реках, озёрах, прудах - это пресноводные рыбы. И ещё рыбы живут в аквариумах - это аквариумные рыбы Да Это сельдь. -Гуппи живут в аквариуме - это аквариумные рыбы. -Караси живёт в реке - это пресноводная рыба. -Лещ живёт в реке – это пресноводная рыба. -Сельдь живёт в море-это морская рыба. -Камбала живёт в море-это морская рыба. -Скалярии живут в аквариуме - это аквариумные рыбы. -Рыба-молот живёт в море-это морская рыба. - Ёрш живёт в реке - это пресноводная рыба. - Золотая рыбка живёт в аквариуме – это аквариумная рыба. Это речная рыба щука. У рыб есть: туловище, спина, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя, глаза, рот. Это речная рыба окунь. Карась-карасик, окунь-окунёк, плотва-плотвичка, карп - карпик, лещ-лещик, щука-щучка, пескарь - пескарик. Сомик, окунь Один из желающих детей описывает рыбу опираясь на схему. Эта рыба среднего размера. У него широкое туловище, покрытое блестящими чешуйками. Небольшая голова. Он золотистого цвета. Это речная рыба. Ответ детей: это карась. - Мы смогли её отгадать, значит, загадка составлена правильно. Максим правильно описал форму туловища, указал цвет, правильно сказал какая это рыба и чем питается. Ещё двое детей составляют загадки. Это аквариумная золотой рыбка. Дети ложатся на живот, положив руки, согнутые в локтях, под грудь. Это речная рыба карась. Дружно работают, обмениваются карточками для проверки. Получают правильное слово Дети с желанием подбирают однокоренные слова Это морская рыба камбала -Рыбка, рыбёшка, рыбища, рыбак, рыбный, рыбалка, рыбы, рыбачить, рыбхоз, рыболов. (Ставят картинки возле веток) Из слов рыбное и хозяйство, рыбу и ловить -Это морская рыба-молот Дети набираем воздух животом, не поднимаем плечи и плавно дуем на рыбок, не надуваем щёки. Это аквариумная рыба скалярия. Я наклею золотую рыбку возле кормушки, так как она подплывает к кормушке. Я наклею сначала водоросли, а затем меченосца, так как он выплывает из водорослей. Я наклею сначала сомика, а сверху замок, но так чтобы сомик выглядывал из-за замка. Я наклею сначала скалярию, а затем водоросли, так как скалярия плавает за водорослями. Я наклею сначала корягу, а затем улитку на ней. Я наклею гуппи выше сомика. | Проявляют интерес к погружению в подводный мир. Дают правильные и чётко сформулированные ответы. Проявляют желание помочь рыбкам. Знают как выглядит сельдь. Дают правильный ответ Правильно определяют среду и места обитания рыбок Знают строение рыбы. Правильно проговаривают части тела рыбы Правильно проговривают Название большой и маленькой рыбы. Дети правильно подбирают слова к схемам Умеют составлять рассказы и загадки о рыбах. Правильно отгадывают загадки Знают аквариумных рыбок и их названия Выполняют правильно физ.минутку соотносят движения с текстом Правильно определяют следующую рыбу. Знают печатные буквы алфавита и составляют слова. Умеют подбирать однокоренные слова Правильно произносят каждое слово. Запоминают значение слов рыболов, рыбохоз. Дают правильный ответ названия следующей рыбы Правильно выполняют упражнение на развитие силы выдоха. Дружно. Взаимодействуя друг другом выполняют коллективную аппликацию и поясняя среду обитания каждой рыбки |
3. | Рефлексивно–корригирующий (заключительный) этап | Показать результат всего занятия, формировать умения анализировать свою деятельность | Вот и закончилось наше путешествие в подводное царство. Посчитайте, сколько рыбок к нам приплывали? Как вы думаете, вы помогли рыбкам и морскому царю? Мы выполнили с вами задания и со всеми вы справились. Благодаря вам рыбы знают, где им надо жить. Вы знаете, как беречь природу за это вам небольшой подарок на память от подводного царя. (Детям дарят морские ракушки для пополнения их коллекции или выполнения поделок) Послушайте, как в ракушках шумит море. Что вам напоминает этот шум? | Вопросы к детям Сюрприз для детей | Дети считают: одна рыба, две рыбы и т. д. Ответы детей Как мы отдыхали на море, купались, играли с морским песком. | Проявление положительных эмоций от проделанной работе и от полученных положительных результатов. Обмениваются впечатлениями с друг другом и педагогом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6 - 7 лет на тему "Путешествие в подводный мир"
Развивая познавательный интерес дошкольников через различные виды деятельности, в том числе изобразительную, можно достичь значительного роста уровня представлений об окружающем детей мире. В ходе зан...
Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие в подводный мир"
Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие в подводный мир". В занятии интегрируются различные виды деятельности: познавательная, изобразительная (лепка из соленого теста)...
Конспект занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики руки на тему: "Путешествие в подводный мир"
Занятие направлено на развитие мелкой моторики через исследовательскую деятельность детей по подводному миру....
Конспект интегрированного ООД с детьми подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»
Конспект интегрированного ООД с детьми подготовительной группы "Путешествие в подводное царство"...
Презентайия "Путешествие в подводное царство"
Дополнительный материал к занятию...
Путешествие в подводное царство
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе детского сада...
Открытое занятие "Путешествие в подводный мир Байкала"
Знакомство детей с разновидностью рыб озера Байкала, учить количественному счету до 5. Развивать интерес к экспериметнальной деятельности....