ООД обучение грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 с.Серафимовский Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности
По обучению грамоте
« Звук и буква «Н» »
подготовительная - логопедическая группа (6-7 лет)
Подготовила и провела воспитатель:
Чистоступова Н.В.
Высшая квалификационная категория
Пед.стаж:11 лет
2023
Тема: «Звук и буква «Н»
Цель: Уточнить артикуляцию звука Н. Знакомить с буквой Н.
Задачи:
1. Образовательные: продолжать знакомить с понятием: «звук», «буква», «согласный звук». Уметь выделять звук среди других согласных звуков, определять место звука в слове.
2. Развивающие: развивать фонематический слух и восприятие. Развивать звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов.
3. Воспитательные: воспитывать уважение к ответам товарищей, желание активно работать на занятии.
Оборудование: Магнитная доска, магниты.
Демонстрационный материал: кукла, цветок, картинки, указка, звуковые карточки,
Раздаточный материал: зеркала, аэробусы, карточка №1, карточка №2, карандаши, ручка, указка, звуковые карточки
Словарная работа: носки, барабан, нож, банка, баклажан
Методы и приёмы: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, ответы детей, самостоятельная работа детей, самоанализ воспитанников, сюрпризный момент.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Предварительная работа: беседы, разучивание загадок, физ.минутки по теме: «Весна».
Планируемый результат: сформированность знаний у дошкольников по теме «Звук и буква «Н».
Образовательная область: речевое развитие.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность
воспитателя и воспитанников в организованной образовательной
деятельности.
Форма организации детей: групповая.
Ход организованной образовательной деятельности:
I.Организационный момент.
Дети стоят в кругу:
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь давайте поздороваемся друг с другом.
Игра-приветствие с цветком.
Сюрпризный момент: стук в дверь.
Воспитатель: К нам на занятие пришла башкирская красавица Нурия, что-то она нам принесла? «Нурия что ты нам принесла? Скажи мне на ушко»
Дети Нурия принесла нам карту и хочет, что бы мы вместе с ней отправились в путешествие в страну «Звуколандию».
А чтобы начать наше путешествие, нужно выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Снова солнце в небе улыбается,
(Накладываем ладонь левой руки на тыльную сторону правой руки, пальцы растопыриваем)
Снег растаял, ручейки звенят.
(Разводим руки в стороны, рисуем волну)
И подснежник первый распускается,
(Соединяем кисти рук «бутончик», пальцы разводим в стороны)
С юга птицы с песнями летят.
(Машем ручками,изображаем крылья птиц)
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
Садимся на свои места. Сядьте ровно, ноги вместе, руки перед собой, спина прямая
Вот посмотрите это карта нашего путешествия, мы с вами выполнили первое задание, переходим ко второму (открыть второе задание на карте)
2. Артикуляционная гимнастика. (вызвать ребёнка)
3. «Дыхательная гимнастика».
4.Знакомство со звуком и буквой.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой. А чтобы узнать его, нам нужно разгадать загадки. (Тимур, Ульяна, Салават)
Два конца,
Два кольца,
Посередине гвоздик. (Ножницы)
У меня есть лезвие,
Острое, железное,
Обращайтесь осторожно,
Им порезаться ведь можно. (Нож)
Поле чёрно-белым стало.
То дожди, то сыплет снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи. (Ноябрь)
Воспитатель: Какой первый звук в словах - отгадках мы услышали? («ножницы» и «нож» и «ноябрь»? [Н])
- Так о каком звуке мы с вами будем говорить? (звук [H]
5. II. Основная часть
Воспитатель: Давайте определим, какой это звук, возьмите зеркало. При произношении звука [н] язык находится за верхними зубами. Произнесите его перед зеркалом н. Дети как вы думаете какой это звук гласный или согласный?
Ответ ребёнка – согласный.
-Почему согласный? (Потому что воздух выходит через нос, есть препятствие)
-Что мешает воздуху свободно выходить? (язык и зубы)
-Давайте определим, какой он звонкий или глухой? Давайте проверим при помощи ладони, положим ладонь на горлышко и произнесём н (звонкий)
-Почему? (горлышко дрожит)
-Твёрдый или мягкий? (твёрдый)
-Обозначаем каким цветом? (синим)
Молодцы!
Игра «Поймай звук».
Дети хлопают, услышав звук [н] среди других согласных звуков: к, н, п, н, х, к, н, п Дети послушайте внимательно и повторите слоги за мной.
Дети повторяют слоги за воспитателем: на-ны, повтори , ну-но, ан-ун, ны-ну.
Придумай слова на звук н
Молодцы! И с этим заданием вы справились!
6.Физминутка «Мишка»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)
Сядьте ровно, ноги вместе, руки перед собой, спина прямая
7.Место звука в слове.
Воспитатель: Возьмите карточку №1 мы будем определять место звука в слове.
-Как вы думаете, какого цвета карандаш нам понадобится? (нам понадобится карандаш синего цвета)
-Почему? (потому что звук твёрдый)
-Кто хочет поработать у доски?
-Первая картинка носки, подумайте и отметьте на схеме, где мы слышим звук н в начале, середине или в конце и т.д. Давайте проверим (в слове носки звук н в начале слова, в слове барабан звук н в конце слова и т.д.)
-Дети у вас также? Поднимите руки у кого так же
-У кого по другому исправьте ошибки (пройти по рядам)
8.Составить звуковую схему.
-Нужно составить звуковую схему слова нота
Давайте для начала определим сколько слогов в слове нота, поставьте руку к подбородку и произнесите нота (произносят)
-Сколько гласных звуков в этом слове? (два)
-Какие? (о,а)
-Давайте определим какой слог ударный (рукой определяем) (первый)
-Назовите ударный звук в этом слоге (гласный о)
-А сколько всего звуков в этом слове? (произнести по звукам н о т а) (4)
Кто хочет выйти к доске? Выкладываем схему слова нота (пройти по рядам) Сидим ровно, ноги вместе, руки перед собой, спина прямая
-Давайте проверим(в слове нота 4 звука, первый н он согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом
2 звук о он гласный, ударный обозначается красным цветом
3 звук т он согласный глухой, твёрдый обозначается синим цветом
Последний звук а он гласный, безударный, обозначается красным цветом.)
Молодец! У всех так? Проверьте, исправьте ошибки.
9.Звук н обозначается буквой н. (повесить картинку н на доску)
Давайте пропишем её в воздухе, начинаем сверху вниз (1,2,3)
-Сколько линий мы провели? (3)
-Возьмите карточку номер два, теперь пропечатайте букву , держим ручку в правой руке, тремя пальцами, сидим ровно, ноги вместе, спина прямая, левой рукой придерживаем карточку, выполняем. (пройти по рядам) Молодцы!
10.Читаем слоги.
У нас осталось прочитать слоги. Будем читать слоги по цепочке, прочитанный слог закрываем фишкой, начинает Глеб остальные следите пальчиком(на), закрываем фишкой, следующий слог (подхожу к каждому ребёнку с ручкой)
Дети посмотрите на нашу карту, мы выполнили все задания и наше путешествие подошло к концу. Нурие очень понравилось наше путешествие, она говорит, что узнала много нового и интересного.
III. Итог: -С каким звуком вы сегодня познакомились? («Н»).
-Какой это звук? (согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом)
- Что нового вы узнали на занятии?
- Ну что ж, вы справились со всеми заданиями и помогли кукле Нурие. Молодцы! А за то, что вы старались, были активными, умными и внимательными она принесла вам раскраски. Наше занятие подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"
В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.
Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...