Слог
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Знакомство с термином «Слог»»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная
Цель: Познакомить с термином «слог»
Программное содержание: Формировать представление о том, что слова можно разделить на части; Познакомить с термином «слог»; Учить детей делить на слоги двух- и трёхсложные слова; Учить называть слова с заданным слогом; Закреплять умение интонационно выделять звук в слове; Развивать гибкость мышления, речь детей. Воспитывать умение слушать сверстников.
Предварительная работа: Игры «Назови слово с заданным звуком» «Слово можно прошагать»
Материалы и оборудования: картинки с изображением животных, картинка с изображением малины.
Планируемый результат: дети делят на слоги двух- и трёхсложные слова; называют слова с заданным слогом
Структура занятия
1 | Вводная часть | Приветствие | 2 мин |
2 | Основная часть | 20 мин | |
1. | Игра «Кто у кого?» | 3 мин | |
2. | Знакомство с термином «Слог». | 5 мин | |
3. | Игра «Отгадай моё слово» | 2 мин | |
4. | Физминутка | 2 мин | |
5. | Игра «Кто внимательный?» | 2 мин | |
6. | Игра «Волшебники» | 3 мин | |
7. | Игра «Найди одинаковый слог» | 3 мин | |
3 | Заключительная часть | Итог | 3 мин |
Длительность занятия 25 минут
Ход занятия
Вводная часть. Приветствие
Ребята, давайте встанем в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- С таким замечательным настроением я приглашаю вас поиграть.
Основная часть. Игра «Кто у кого?»
- Ребята, я буду называть каких-либо животных, а вы в ответ называть детёнышей этих животных.
Лиса – лисёнок
Кошка – котёнок
Курица – цыплёнок
Собака – щенок
Корова – телёнок
Утка – утёнок
Знакомство с термином «Слог». Деление слов на слоги
-Ребята, а теперь давайте измерим хлопками все эти слова.
Например: Ли-са – ли-сё-нок.
Дети отмечают, что слово «лисёнок» длиннее слова «лиса». Затем они произносят слова по слогам и выясняют, что в слове «лиса» две части, а в слове «лисёнок» - три, поэтому оно длиннее.
- Ребята, части слова называются слогами, потому что слово слагается из них.
Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).
В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длинные и короткие. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.
При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит – двух, трёхсложные слова)
Такая же работа проводится со всеми словами.
Игра «Отгадай моё слово»
- Ребята, я задумала слово (малина), которое начинается со слога «МА». Попробуйте отгадать моё слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу её в конце игры.
(Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-либо отгадает слово в начале игры.)
В конце игры:
- Ребята, я загадала слово – название ягоды. Какое это слово? – «Малина». – Кто отгадал моё слово?
Физминутка
- Давайте немножко отвлечемся и представим, что мы превратились в веселых обезьянок:
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
- И обратно превращаемся во внимательных ребят.
Игра «Кто внимательный?»
- Ребята, я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака, слегка выделяя голосом какой-то звук в словах.
Спит спокойно
Старый слон.
Стоя спать
Умеет он.
- Какой звук вы часто слышали в этом стихотворении? (звук «С»).
- Назовите пожалуйста эти слова.
Игра «Волшебники»
- Нужно превратить короткое слово - в длинное. А чтобы это сделать, надо назвать мое слово «ласково»
Лес - …(лесок) кот - ….(котик)
Дом - … (домик) стол - ….(столик)
Куст - (кустик) флаг - ….(флажок)
дуб - …. (дубок) гриб - …. (грибок)
Нос - …. (носик) угол - ….(уголок)
Шар - ….(шарик) круг - ….(кружок)
Игра «Найди одинаковый слог» из ряда слов.
- Послушайте внимательно 2 слова и определите слог, который повторяется в словах.
Во-РО-на, РО-за. (РО)
Кол-ба-СА, СА-ни (СА)
Ми-мо-ЗА, ЗА-яц (ЗА)
- Умницы справились со всеми заданиями.
Заключительная часть. Итог.
- Чем мы сегодня занимались? Что нового вы сегодня узнали? Что было трудно? Интересно? Какая игра понравилась больше всего? Молодцы.
Занятие по обучению грамоте в старшей группе.
Тема: «Знакомство с термином «Слог»»
содержание: Формировали представление о том, что слова можно разделить на части; Познакомились с термином «слог»; Учились делить на слоги двух- и трёхсложные слова; называть слова с заданным слогом; Закрепляли умение интонационно выделять звук в слове; Развивали гибкость мышления, речь детей. Воспитывали умение слушать сверстников.
Рекомендации: продолжать учить делить слова на слоги, называть слова с заданным слогом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...
Конспект НОД на тему "Путешествие в подводный мир". Этап автоматизации звука "Р" в прямом и обратном слоге, слове с прямым и обратным слогом
Закреплять умение детей правильно произносить звук "Р"...
Учимся читать по слогам. Методика иллюстрированных слогов Олеси Емельяновой
Учимся читать по слогам, составляя слова, разгадывая ребусы и задания. Методика иллюстрированных слогов Олеси Емельяновой. Ваш ребенок уже хорошо знает и правильно называет буквы, но тем не менее...
Презентация "Чтение по слогам" двусложные слова с открытыми слогами
"Чтение по слогам"...
Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.
Конспект индивидуального занятия в старшей группе Тема: Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом. Цель: Автоматизировать звук «Ж» в прямых слогах и словах с пр...
Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом....
Автоматизация с слогах. Слог ЛА.
По личным разработкам И. Лебедевой, замечательного творческого педагога из небольшого уральского городка, я создаю простые и удобные в работе учителя - логопеда презентации. Данная "игра" по...