Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Письмо от учеников первого класса»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Задачи
Образовательные:
- Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.
- Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову.
- Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове.
- Совершенствовать навык составления предложений по схеме.
- Развивать речь детей.
- Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
- Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.
Материал: письмо с заданиями, картинки домов для игры «Домики», картинки животных на каждого ребенка, фишки для звукового анализа (красные, синие, зеленые), счетные палочки, буквы Ш, К, О, Л, А, картинки со схемами для звукового анализа (ЛИСА, МЫШКА)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt._nod_konspekt_gramota.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Письмо от учеников первого класса»
Задачи
Образовательные:
- Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.
- Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову.
- Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове.
- Совершенствовать навык составления предложений по схеме.
- Развивать речь детей.
- Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
- Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.
Материал: письмо с заданиями, картинки домов для игры «Домики», картинки животных на каждого ребенка, фишки для звукового анализа (красные, синие, зеленые), счетные палочки, буквы Ш, К, О, Л, А, картинки со схемами для звукового анализа (ЛИСА, МЫШКА)
Ход НОД
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости! Поздоровайтесь с ними!
- А сейчас садимся на свои места и начнем наше занятие.
- Сегодня утром, мне принесли письмо, оно адресовано вам – «детям подготовительной группы « Пчелки»
- Послушайте, что в нем написано: «Ребята, в этом году вы идете в школу. Значит, вы многому научились? Мы отправляем задания, если вы с ними справитесь, вас ждет сюрприз. Я желаю вам удачи! В добрый час! Ученики 1го класса»
- Постараемся выполнить эти задания? Заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились. Какие вы у нас умники и умницы!
ЗАДАНИЕ 1 О ЗВУКАХ
- Подумайте и скажите, чем отличаются звуки от букв? (звуки – мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)
- Какие бывают звуки? (гласные согласные)
- Тамира, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение о гласных звуках
Гласные тянутся в песенке плавной
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и рычать.
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются, воздух при их произношении проходит свободно)
- Кирилл нам расскажет стихотворение о согласных звуках.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не могут они петь.
- Какие звуки мы называем согласными? (это те звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык)
- Молодцы, ребята!
- А сейчас нам ученики предлагают поиграть в игру
Игра «ПОЙМАЙ ЗВУК»
Правила игры:
- Я буду называть вам слово, если в этом слове есть звук Л – мы хлопаем в ладоши.
- Будьте внимательны! Звук может стоять в начале, середине или в конце слова.
- Если в слове нет этого звука, никаких действий мы не выполняем.
(ЛАМПА, НОСКИ, ВИЛКА, ЛУНА, МИР, ЛЕЙКА, ПОЛКА, НИТКА, БУЛКА, МИСКА, КОШКА, ЛАНДЫШ, СЛИВА, САМОСВАЛ, МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА, ДЯТЕЛ, ЦЫПЛЕНОК, ПЕНАЛ, МАРТ) – спрашивать у детей, где стоит звук. Ответы детей.
- Молодцы! Справились с заданием!
- А сейчас мы с вами будем составлять звуковые схемы к словам.
- Первое слово ЛИСА (показать картинку)
- Сколько звуков в слове ЛИСА?
- Какой первый звук? (ль, согласный, мягкий)
- Каким цветом мы его обозначим на нашей схеме? (зеленым)
- Назовите второй звук. (и, гласный)
- Каким цветом обозначим? (красным)
- Третий звук? (с, согласный, твердый, обозначим синим цветом)
- Четвертый звук? (а, гласный, красным цветом)
- А сейчас, с помощью цветных фишек, которые находятся у вас на столе, вы составите схему этого слова (дети выполняют работу)
- Эмине, выходи к доске и покажи, как ты составила схему?
- Все сделали так же? Все согласны с тем, как это сделала Майя?
- Молодцы!
- А теперь второе слово МЫШКА. Сколько в нем звуков?
- Схему слова МЫШКА мы будем составлять самостоятельно.
- Вова, иди к доске и покажи, как ты составила схему?
- Какой первый звук?
- Второй, третий, четвертый, пятый…?
- Все согласны с Вовой?
- Умники!
- Мы отлично справились с первым заданием .
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ногами все потопали
Руками все похлопали
Раз присели, два присели,
Три нагнулись и достали
Рукой левою носок,
Рукой правой потолок
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Повертелись, покружились
На места свои уселись.
ЗАДАНИЕ 2 Слоги
- Первоклассники просят вас разделить слова на слоги.
- Давайте поиграем с вами в игру «ДОМИКИ»
Правила игры: У вас на столе лежат карточки с изображением животных.
- Нужно расселить их в домики. У нас есть три домика. Обратите внимание на схемы на крыше дома!
- В этом доме живут животные, в названии которых один слог.
- В этом доме живут животные, в названии которых два слога.
- В этом доме живут животные, в названии которых три слога.
- Будьте внимательны! Не спешите, сначала подумайте, в какой домик вы поселите животное, которое изображено на вашей картинке.
(проверить, как дети справились с заданием)
- Сейчас я посмотрю, всех ли животных вы расселили правильно?
- А вы мне поможете в этом.
- Как мы можем проверить количество слогов в слове?
- Правильно, с помощью хлопков в ладоши.
- А еще, какое мы знаем правило, как проверить, сколько слогов в слове?
- Верно, с помощью гласных, сколько гласных звуков, столько и слогов.
- И с этим заданием вы справились. Молодцы!
Игра «Найди спрятанные слова»
- Вы любите играть в прятки?
- В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки.
- Это слова, которые прячутся в более длинных словах.
- Я буду говорить вам слова, а вам нужно найти спрятанные слова, среди этих букв.
- А чтобы вам было легче искать, я вам дам подсказку.
- В спрятанных словах вы должны найти животных.
СтреКОЗА, коЛОСЬя, сУТКИ, уКРОТитель, диКОБРАз, платЕЖ, цоКОТ, ЛЕВша, заСЛОНка, КОНЬкобежец, КИТай, НиКИТа, ВасиЛИСА, поЛИСАдник, минУТКА, тРАКтор, вЛЕВо.
ЗАДАНИЕ 3 Предложение
Открываю конверт, достаю схему предложения.
- Дети, как вы думаете, что это? (Ответы детей)
- А что такое предложение? (предложение - это несколько слов, которые дружат между собой. Это законченная мысль)
- Скажите, что означает каждая полоска на схеме? (сколько слов в предложении)
- Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквы)
- Что ставим мы в конце предложения? (точку)
- Посмотрите на схему предложения нашей Совы, сколько слов здесь? (два)
- Придумайте предложение по этой схеме (дети придумывают предложения)
- Молодцы!
- А теперь послушайте еще одно задание.
- Составьте предложение из трех слов, со словом….
- А слово в отгадке.
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)
(дети составляют предложения, выбрать лучшее предложение и предложить детям составить схему)
- Перед вами счетные палочки.
- Давайте выложим из счетных палочек схему предложения «Пришла долгожданная весна»
- Сколько слов в этом предложении?
- Какое слово первое? Второе? Третье?
- С какой буквы пишется предложение? А еще, какие слова мы пишем с большой буквы, даже если они не стоят в начале предложения?
- Что ставим в конце предложения?
- Еще, какие знаки могут стоять в конце предложения?
- Молодцы!
- Много стараний вы приложили, выполняя задания.
- Я думаю, ученики останутся довольны вами.
- Наверное, скоро появится и сам сюрприз.
- А вот и сюрприз! Это приглашение в школу!
- Вас ждут там учителя осенью, 1 Сентября!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"
Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»
Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на закрепление знания об изученных звуках, о правилах составления звуковых моделей слов, умение состав...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с ЗПР.
Тема: Дифференциация звуков [К] – [К’]. Задачи:1. Развивать фонематическое восприятие.2. Закреплять умение четко произносить звуки [К] - [К’]; дифф...
Конспект открытого просмотра НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Письмо от инопланетян»
Цели занятия:Закрепить усвоенные представления детей о единицах речи русского языка (предложение, слово, слог, звук);Совершенствовать действия звукового анализа слов и схематичного составления предлож...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Письмо от Царевича"
Закрепить умение проводить звуковой анализ слов и по предложенной схеме составлять предложение, составлять из букв слова; создавать игровые ситуации, способствующие воспитанию доброжелательности, отзы...
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: "Письмо от Мудрой Совы"
ЗадачиОбразовательные:Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову.Форми...
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Письмо от Мудрой Совы"
Цель: закрепить знания, умения и навыки детей, сформированные на заняиях по обучению грамоте....