14.03.2023 г. Грамота.Март. Старшая группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Знакомство со звуком и буквой -С-; -Сь-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_gramota_mart.docx | 19.76 КБ |
shemy_k_state_1.docx | 12.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект-сценарий. Март №1 (5-6 лет)
Звук и буква С.
Цель: Знакомство детей со звуком и Буквой С.
Задачи:
1. Продолжать учить различать гласный и согласный звук.
2. Учить определять характеристики согласного звука.
3. Развивать фонематический слух.
4. Учить слышать заданный звук в словах.
5. Учить находить кубик с заданной буквой.
6. Развивать мелкую моторику и графические навыки.
7. Формировать навыки чтения Оборудование:
1.Кубики и таблица Зайцева
2.Приложение 1,2
3. Карандаш (1 на 1 реб.)
Ход занятия Приветствие.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, подходите все ко мне. Поиграем в игру.
Физкультминутка «Хомячок»
Хомка, хомка, хомячок — Полосатенький бочок.
(шагают на месте)
Хомка раненько встаёт,
Чистит лапки, воду пьёт.
(Поднимают, опускают руки)
Прибирает Хомка хатку
(имитация движений, покачивание рук из стороны в сторону)
И выходит на зарядку:
(шагают на месте)
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет Хомка сильным стать!
(Поднимают, опускают руки)
Воспитатель: Какой первый звук мы слышим в имени хомячка? Х-хомка. (отв. детей: звук
Х) Конечно, звук «Х». Именно со звуком «Х» познакомились мы с вами, когда видели наших друзей
Слыша и Буковку последний раз. Сегодня они снова пришли к нам в гости, чтобы рассказать, что
же происходило с ними дальше, с какими ещё звуками и буквами они познакомились. Найдём
букву «Х» (произносить звук: не буква «ха», а «Х») на таблице и споём песенки. (пропевают слоги с буквой «Г» по таблице). Помните, как Слыш и Буковка услышали звук «Х». Этот звук они услышали, когда Гусь Гога летал. Он размахивал большими крыльями. Крылья плавно взмывали вверх, а потом опускались, издавая глухой шум — «х-х-х». Помните, что гусь Гога предложил нашим друзьям покататься на его широкой спине. Прекрасный полёт завораживал наших друзей. Они смотрели вниз, слушали шум крыльев Гоги и шелест ветра. Вдруг внизу на лесной полянке чтото ярко блеснуло.
— Гога, опусти нас со Слышем вниз, — попросила Буковка. Мы хотим посмотреть, что так
ярко блестит на лужайке.
Гога стал медленно и плавно спускаться вниз. Полянка, на которую приземлился гусь,
была не очень большой, но очень живописной — маленькие колокольчики покачивали
головками, ромашки расправили белые лепесточки, пестрые птички весело пели вокруг.
Друзья поблагодарили Гогу за удивительный полёт, и он отправился к себе домой. А Слыш
и Буковка решили поискать то, что так ярко блестело на солнышке. Слыш расправил свои
большие уши и прислушался, и услышал новый звук: с-с-с… Друзья пошли на новый звук и
увидели струящийся родничёк. Это он так ярко блестел на солнышке и тихо журчал: «с-с-с».
(Приложение 1)
Слышу очень понравилась песенка родничка, и он стал тренировать свой веселый язычок.
Артикуляционные упражнения.
1. «Почистим нижние зубки» — губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть, скользить язычком по
зубкам с внутренней стороны слева направо.
2. «Маленькие качельки» — улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка за верхние зубы,
опускать за нижние.
— С-с-с, — произнес Слыш. Попробуем и мы произнести звук С…Зубки поставим
заборчиком, язычок опустим за нижние зубки и пустим воздух по язычку. С-с-с-с… Молодцы!
Теперь давайте опишим звук С, какой он? Проверим, может ли звук С тянуться долго? Да, может.
А тянутся у нас гласные звуки, но звук С мы не можем назвать гласным. Знаете, почему? Потому
что, когда мы произносим гласные звуки ротик у нас открыт, зубки разжаты и воздух изо рта
свободно проходит наружу. Ничего ему не мешает. Вспомним гласные звуки, произнесём их и
посмотрим, как открывается наш ротик. А,О,У,И,Ы,Е,Ё,Ю,Я,Э. А теперь давайте произнесём звук
С. Видите, у нас зубки сжаты, язычок упирается в нижние зубки и не хочет пропускать воздух
наружу. Есть такие звуки обманщики, которые могут тянуться долго, но при этом язычок или
зубки мешают воздуху выходить наружу. Такие звуки называются согласные. Произнесём звук С
ещё раз. С-с-с-с… Открывается у нас ротик полностью? Нет. Губы растягиваются в улыбке, а зубы
сжаты. Значит звук С – согласный звук. Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими)
Проверим, какой звук С. Обнимем ладошкой шейку и послушаем звенит ли наше горлышко или
молчит. Дети выполняют упражнение и определяют характеристику звука. Мы узнали, что звук С согласный, глухой звук.
Игра «Добавь звук [с] в конце слова».
Воспитатель: Поиграем вместе со Слышем. Я буду называть часть слова, а вы добавляйте звук С.
И посмотрим, какое слово у нас получится.
Рекомендуемые части слов: ква..; но..; кла..; уку..; анана..: Караба..; пала..; ба...
Воспитатель: Пока мы с вами играли, Буковка решила написать букву «С», подружку звука С
палочкой на песке, рядом с водичкой. Воспитатель пишет букву на доске или показывает
карточку с буквой. А вот и стихотворение про новую букву:
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
- Посмотрите, буква С похожа на бублик.
Воспитатель: Найдём кубики с буквой С (называть звук). Но сначала вспомним, что С согласная, глухая. А на каких кубиках живут согласные, глухие? Правильно на коричневых кубиках. Значит, среди каких кубиков будем искать кубики с С? (отв. детей) Дети находят среди кубиков кубики с С и СЬ. После этого воспитатель пропевает песенки на найденных кубиках и обращает внимание детей на то, что песенки на большом кубике поются твёрдо, строго, а песенки на
маленьком кубике ласково, нежно, мягко.
Игра «Какая песенка?»
Воспитатель: Я буду петь песенки, а вы должны послушать и сказать какая это песенка? Мягкая или твёрдая? Если я пропою песенку твёрдо, то надо поднять большой кубик, а если мягко, то поднимите маленький кубик. Если кубиков не хватает на детей, можно предложить следующий
вариант: если услышите твёрдую песенку, сожмите ладошку в кулачёт, если мягкую – разожмите.
Су,Со,Си,Са,Се,Сю,Сэ и т.д.
Составление слов из кубиков: совы, бусы, сани, косы, носы, сад, киса, соки, гуси.
Воспитатель разбивает детей на пары. Даёт задание: какую песенку каждый из них должен
найти, например: Лера, ищи песенку Со, Алёша ищет песенку Вы. Помогает определить
характеристику звуков, чтобы определить на каких кубиках искать. Работу можно проводить
сразу с двумя парами. Одной дать слово с твёрдой С (совы), другой с мягкой (гуси). После того,
как дети находят нужные кубики, воспитатель помогает поставить их в правильной
последовательности. Например, какая песенка первая слышится в слове Совы. Совы.
Правильно, песенку Со мы поставим первой. Какая вторая Со-Вы. Кто нашёл песенку Вы,
ставьте её за песенкой Со. И.т. с каждым словом. Количество выкладываемых слов
определяйте самостоятельно. Достаточно 4 слов. После того, как слова будут составлены.
Переходят к групповому чтению.
Воспитатель: Прочитаем, какие слова у нас получились. Это песнека Со, это песенка Вы.
Произнесём их поочереди. Со-вы. Сначала медленно, затем темп произнесения убыстряем.
Какое слово у нас получилось? (Совы) и т.д.
Пальчиковая гимнастика «В лесу весна»
В лесу весна!
(развести руки в стороны)
Не спит лиса.
Весь день снуёт туда, сюда. (показать кистью руки волнообразные движения) Не
спит и синица,
Ей дома не сидится.
(помахать руками, как крылышками)
Сойку с совой
Зовёт за собой.
(помахать одной рукой, затем другой)
На солнышко,
На свет дневной.
(сжимать, разжимать пальцы рук)
Затем воспитатель предлагает детям выполнить задания Приложения 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями на 2022-2023 учебный год в старшей группе «Капелька»
Перспективный план работы с родителямив старшей группе на 2022-2023 учебный год...
Перспективный план работы с родителями на 2022-2023 учебный год в старшей группе «Ка-пелька»
Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2022-2023 учебный год...
Анализ мониторинга за 2018-2023 учебные года в старшей группе
Полный анализ мониторинга за аттестационный период с 2018 по 2023 учебные года в старшей группе...
10.09.2023 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "1 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ЗНАНИЙ".
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "1 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ЗНАНИЙ"....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на основании ФОП ДО) на 2023-2024 учебный год старшая группа 5-6 лет
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на основании ФОП ДО) на 2023-2024 учебный год старшая группа 5-6 лет...
Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).
Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...