Обучение грамоте "День рождения звука "Р""
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дарьина Ольга Леонидовна

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «День рождения звука» «Р»

Пр. сод: Познакомить со звуком и буквой «Р»

               Продолжить учить различать согласные звуки: твёрдые-мягкие,                                      

        Звонкие-глухие.

        Развивать память, внимание.

        Воспитать интерес к работе со звуком «Р»

Ход работы:

1. Игра «Желаю тебе»

Воспитатель: У меня сегодня хорошее настроение. А у вас?

Давайте поделимся друг с другом хорошим настроением, добрыми пожеланиями. (Дети стоят в кругу. Каждый говорит своё пожелание, держа друг друга за руки)

- Вы пожелали друг другу здоровья, радости, хорошего настроения. Что нам полагало выражать свои мысли? С помощью чего мы общались?

Дети: Слова, речь, предложения.

Воспитатель: Да, ребята, мы  общаемся с помощью речи. А наша речь состоит из:

           Предложений

           Слов

           Слогов

            Звуков

      Чтобы хорошо выговаривать звуки, давайте сделаем зарядку для язычка:                

       Подражаю я слону                        Язычком пощелкай звонко

       Губы к хоботу тяну                       Звук копыт услышишь звонкий

Воспитатель: Какие звуки мы знаем?

Дети: Гласные и согласные.

Воспитатель: Мы сегодня, ребята, отправимся с вами в город Звукаринскк, нас пригласил на День рождения звук «Р».  Скажите, какой это звук? Гласный или согласный. Какие бывают согласные звуки? Как отличаем?      

Дети: Это согласный звук. Бывает  мягкий и твёрдый

Воспитатель: Скажите, ребята, он звонкий или глухой? Как проверим?

Дети: Звонкий (проверяют закрыв ладошками ушки) (или приложив ладошку к горлышку)

Воспитатель: Вот теперь мы все знаем о звуке «Р» А подскажите-ка мне, что нужно взять, когда идёшь на День рождение?

Дети: Нужно взять подарки.

Воспитатель: Я думаю, что звуку «Р» будет приятно, если мы выберем игрушки, в названии которых есть этот звук. Скажите, а в слове «подарок» есть звук «Р»

Дети: выбирают подарки.

Воспитатель: Катя, что ты выбрала? В этом слове где стоит звук «Р»,     вначале, в середине или конце слова? Саша, что ты выбрал? Где стоит звук «Р» и т.д.

Воспитатель: Я тоже выбрала маленький, но вкусный подарок. Вот этот     тортик. Есть в этом слове звук «Р»? Где стоит?

Воспитатель: Ну теперь пора в дорогу

                                      На поляне дом стоит,

                                      Ну а путь к нему открыт,

                                      Мы друзей не забываем –

                                      В этот домик приглашаем.

Приходите гости дорогие, рассаживайтесь по удобнее. Будем продолжать знакомиться. Что мы уже  знаемо звуке «Р»?

Дети: Он согласный, звонкий. Бывает твёрдый и мягкий.

Воспитатель: Произнесите звук твёрдо, решительно.

                        А теперь мягко, ласково.

Звук «Р и «РЬ» обозначают буквой Р (Показ. Работа с буквой на фланелеграфе) Вот пришли на «День рожденье звуки» А, О, У, И, Е. ,давайте найдём буквы, которые обозначают эти звуки. Это гласные или согласные?

                         Гласные тянутся в песенке звонкой

                         Могут заплакать или закричать

                         Могут в кроватке баюкать ребенка

                       Но не умеют шипеть и рычать.

Дети: Это гласные

Воспитатель: Гости должны познакомиться. Дружат гласная с согласной составляя вместе слог:

                      РА, РО, РУ, РИ, РЕ (слоги выставляются и читаются)

- Прочитайте те слоги, где звук «Р» звучит твёрдо, решительно.

Дети: РА, РО, РУ

- А теперь те, где читаем мягко, ласково

Дети: РИ, РЕ

Воспитатель: Хочу познакомить вас ещё одним гостем. Загадка о тигре:

Сколько звуков живёт в этом слове? Разбираем все звуки по порядку. Сели ровненько, спинки выпрямили, расправили плечики.

ТИГР

1 – согласный глухой, мягкий

2 – гласный

3 – согласный, твёрдый, звонкий

4 – согласный, звонкий, твёрдый.

Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько слогов?

Расскажите, тигр, какой?

Дети: хищный, полосатый, игривый. Что он умеет делать?

Дети: Охотиться, бегать, рычать.

Воспитатель: Давайте придумаем предложение с этим словом (тигр), используя слова, которые вы назвали.

Тигр охотится. Тигрёнок Тимка играет

Воспитатель: А теперь звук «Р» предлагает поиграть.

- Мы со звуком «Р» играем, слово к слову подбираем.

Дети: Рак, ракета, роза, рука…

Мы со звуком «РЬ» играем слово к слову подбираем.

Дети: река, ремень, рюкзак, ребенок…

Мы сегодня с вами славно потрудились, поиграли. Звук «Р» очень доволен и улыбается, Но нам пара прощаться. Мы ещё не раз побываем с вами в Звукаринске.

Мы сегодня с вами составляли предложения, делили слова на слоги, делили звуки на анализ слова, подбирали слова.  Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "от рождения до школы" программа воспитания и обучения в детском саду

программа "от рождения до школы" является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре...

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"

Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....

Программа обучения "От рождения до школы"

Пояснительная запискаВозрастные особенности развития детей 4-5  лет (средняя  группа)Режим дня в дошкольного образовательного учрежденияБезопасностьКомплексно-тематическое планирование...

В стране Звукарии.

Игра по станциям....

Речевой досуг "В гостях у феи Звукарии"

Речевой досуг «В гостях у феи Звукарии» — это своеобразный ввод и подготовка детей к учебному году в старшей логопедической группе. Проводится речевой досуг на второй неделе сентября...

Речевой досуг "Как в стране Звукарии появились новые звуки"

Речевой досуг с элементами логоритмики «Как в стране Звукарии появились новые звуки дружбы» был придуман с целью закрепления пройденного материала.    Цель данного речевого ...