Как хорошо уметь читать!
консультация по обучению грамоте (старшая группа)
Рекомендации для подготовки детей старшего дошкольного возраста к чтению, игры с буквами, слогами, словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_horosho_umet_chitat.doc | 288 КБ |
Предварительный просмотр:
«КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»
Его величество мотив.
Помогая ребенку научиться читать, не следует забывать о психологии возраста. Ребенок-дошкольник еще не готов к школьным методам обучения, ведущей деятельностью для него является игра. Показателен такой пример: шестилетнего мальчика учили читать по старому букварю, и, когда попросили прочитать рассказ под «завлекательным» названием «Куры», он сделал это быстро, четко и без единой запинки. Так это же отлично, скажете вы. Но есть одно «но»: мальчик переставил в тексте местами некоторые предложения... Что это означает? Всего лишь то, что ребенку оказывается легче выучить текст наизусть, чем прочитать его еще раз, потому что это для него трудно и скучно. Есть и другие уловки, к которым прибегают предприимчивые дети во время обучения чтению, ^ к примеру, пытаются угадывать слова по нескольким первым буквам, то есть читать слова не до конца. Самое страшное, когда ребенок просто отказывается читать: не хочу - не буду!
Что же делать? Как превратить обучение чтению в эффективный и радостный процесс и для маленького ученика, и для учителя? Использовать правильную мотивацию! Рецепт такой: возьмите побольше интереса и юмора, добавьте немного хитрости и чуточку фантазии. В этом случае можно организовать занятия таким образом, что ребенок будет играть и сам не заметит, как в интересной игре прочитает много-много слов, а затем и предложений, а в будущем перейдет и к текстам. В этом помогут хорошие книжки с интересными игровыми заданиями по обучению чтению.
ИГРАЕМ И ПОЁМ.
Самая важная и сложная задача в обучении ребенка чтению - научить его соединять вместе буквы, читать слитно сочетания букв и слоги. Многие дети произносят звуки по отдельности, не сливая их. Отчасти это можно объяснить тем, что ребенку нужно время, чтобы вспомнить следующую букву. Чтобы помочь ему преодолеть это затруднение, начните обучение с простых слов (желательно, чтобы уже на этом этапе короткие слова- слоги несли в себе определенный смысл и не были механическим упражнением), например, AУ и УА, состоящих из двух гласных звуков. Подберите к словам картинки или нарисуйте их сами - мальчика или девочку в лесу и младенца (не стесняйтесь несовершенства своего рисования - художественная ценность рисунков в данном случае не имеет значения), ребенку особенно понравится, если картинки будут нарисованы прямо у него на глазах. Попросите ребенка не просто прочитать подпись к картинке, а пропеть ее, не останавливаясь: АААУУУ, УУУААА. Используйте обратные слоги: мальчик ест яблоко - АААМ, старушка вздыхает - ОООХ, девочка ловит мяч - ОООП; прямыми слогами: корова мычит - МММУ, мальчик.
смеется - ХХХА. Первый звук ребенок может петь столько времени, сколько ему требуется, чтобы вспомнить и назвать следующий звук. Над этими немногими слогами придется потрудиться. Не торопите ребенка - как только он на собственном опыте почувствует основной принцип чтения, дальше дело пойдет быстрее. Многие буквари предлагают для чтения слоговые таблицы - их чтение полезно, но для ребенка это не очень интересное занятие, так как является чистой тренировкой и слоги не несут смыслового значения.
ИГРЫ СО СЛОВАМИ,
Ребенок научился сливать буквы в слоги. Возникает вопрос: что делать дальше? Оттого, насколько интересные и соответствующие возрасту ребенка книги вы подберете для малыша, во многом зависит его дальнейшее отношение к чтению.
Но что если подходящей книжки нет под рукой? Ничего страшного - веселые и интересные задания можно придумать самостоятельно. Вот примеры некоторых типов заданий:
Важные условия написания слов для чтения - крупно, разреженно, большими буквами, разделив слово на слоги. Например, так:
МА- МА, КА- ША
Не забывайте в букве Ё ставить точки.
СЛОВА И КАРТИНКИ.
Подберите яркие забавные картинки из настольных игр (рис. 1). Сначала подбирайте картинки с предметами, названия которых состоят из одного-двух слогов. Сделайте таблички со словами к этим карточкам (для этого напишите слова большими печатными буквами на полосках плотной бумаги или же распечатайте на принтере). Предложите ребенку разные игры со словами и картинками. Например, перемешайте карточки, затем предложите найти к каждой картинке название - подложить под картинки таблички с соответствующими им словами. В ходе выполнения подобного задания на бумаге ребенок может соединить линиями слова и картинки.
ВЫБЕРИ СЛОВО.
Нарисуйте простую картинку, рядом с ней напишите в столбик 3-4 варианта названий (рис. 2). Предложите ребенку прочитать слова и выбрать для картинки подходящее название (обвести или подчеркнуть). Например, рисуем яблоко, рядом пишем слова: ГРУ-ШA, БА-НАН, ЯБ-ЛО-КО, СЛИ-ВА.
ЗАЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ СЛОВО.
Предложите ребенку прочитать слова, найти и зачеркнуть лишнее (рис. 3). Можно придумать большое количество таких заданий
Выбираем три слова из одной группы, например фрукты, а среди них «прячем» слово из другой группы (овощи). Такое задание учит ребенка не только читать, но и думать.
НАЙДИ ПАРУ!
Ребенку предлагают прочитать слова в двух столбиках и подобрать пары слов по смыслу (рис. 4). Такие задания могут иметь разную«смысловую начинку»: «Мамы и дети» (названия животных и их детенышей), «Кто что
ест?» (животные и еда), «Кому что нужно?» (люди и предметы) и др.
Можно не просто подбирать пары слов (два существительных), но и составлять словосочетания (существительное + прилагательное): «Из чего делают вещи?» (предметы и материалы, из которых они сделаны), «Разноцветная еда» (овощи, фрукты и их цвет) и т. д.
СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
Задания этого типа позволяют в игре перейти от чтения отдельных слов к чтению фраз (рис. 5). Располагаем рядом два столбика слов: в одном столбике - существительные, а в другом - глаголы, все перепутано и перемешано. Предлагаем ребенку прочитать слова и подобрать подходящие пары, соединив их линиями. Например, «Кто как говорит?» (в одном столбике - названия животных: корова, кошка, собака и т. д., а в другом - глаголы: лает, мяукает, мычит и т. д.), «Кто что делает?» (птица летает, кузнечик прыгает, змея ползает и т. д.), «Веселые спортсмены» (спортсмены и то, что они умеют делать), «Что делают люди?» (люди разных профессий и работа, которую они выполняют) и т. д.
Научитесь слушать ребенка!
Маленькому чтецу очень нужен заинтересованный слушатель - это создает дополнительный мотив деятельности. Слушая, как читает ребенок, можно вовремя выявить ошибки и попытаться вовремя их исправить. В данном вопросе важно не переусердствовать: дети хотят учиться, но очень не любят, когда их проверяют.
Выбираем первые книги. Вначале, чтобы отработать навык быстрого чтения, можно предлагать ребенку специальные книжки с простыми игровыми заданиями - выбери слово, подбери пару слов, найди картинку для слова - например, книги серии «Читают малыши» издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Затем можно переходить к чтению текстов разной степени сложности. И вот тут начинается «новая эра» в жизни ребенка, когда без хороших книжек уже не обойтись.
Классический вариант первой книжки - азбука или букварь. Сейчас огромный выбор азбук. Сходите в магазин вместе с ребенком и выберите ту, что понравится ему. Главное условие выбора книг - соответствие уровня сложности текста уровню развития навыка чтения у ребенка. В азбуке обязательно должны присутствовать простые словаи предложения, которые начинающий читатель может читать сам: слова не очень длинные - в основном из 2-3 слогов; короткие предложения - 2-4 слова; короткие тексты из 2-10 коротких предложений или детские стихотворения - рифма облегчает процесс чтения, к тому же строки в стихотворениях короткие и их читать удобнее и проще (при условии, что стихи качественные). Детям очень нравится юмор. Поэтому «на ура» пойдет «Азбука для заботливых родителей» Марка Шварца - одна концовка чего стоит: «Урок окончен, ваш ребенок сыт. И Азбука в глазах его блестит!» С юмором написана «Азбука Бабы-яги» Андрея Усачева. Первые книги для самостоятельного чтения нужно подбирать в соответствии со вкусами ребенка: нравятся мальчику машинки или динозавры - покупаем про них книжку, нравятся девочке лошадки или принцессы - делаем выбор в их пользу. ■
Успехов Вам, уважаемые родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"
Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...
Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"
Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....
"Как хорошо уметь читать"
Консультация для родителей....
"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей
"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....
Методическая разроботка: "Как хорошо уметь читать"
Воспитание читателя....
план кружковой работы "Как хорошо уметь читать"
Всем хорошо известно, насколько сложно и объемна программа начальных классов и как бывает трудно ребенку, не умеющему читать, освоить её курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-дру...
"Как хорошо уметь читать!"
Очень важно знакомить детей с буквами и звуками, применяя игровые приёмы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности....