Звуковой анализ слова "сани"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Учить проводить звуковой анализ слов, выделять звуки в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zas_sani.docx | 74.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Звуковой анализ слова «сани»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, познавательная, практическая, коммуникативная, двигательная
Цель: Учить проводить звуковой анализ слов, определять и различать звуки
Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные. Закреплять знания со словообразовательной роли твердых и мягких согласных звуков. Продолжать учить называть слова с заданным звуком. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей. Воспитывать отзывчивость, дружелюбие.
Предварительная работа: звуковой анализ слов, игра «Наоборот», «Назови слово»
Материалы и оборудования: картина-схема слова сани, красные, синие, зеленые фишки (по 4 шт.); указка; фишки или мелкие игрушки.
Планируемый результат: дети делают зас сани, правильно определяют и обозначают фишками звуки
Структура занятия
1 | Вводная часть | Мотивационный момент. | 3 мин |
2 | Основная часть | 20 мин | |
1. | Знакомство с характ-кой звука с | Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука с | 5 мин |
2. | Звуковой анализ слова сани | Отгадайте загадку, Звуковой анализ слова сани | 5 мин |
3. | Физминутка | По тексту | 1 мин |
4. | Игра «Какой звук заблудился?» | Замена звуков в словах | 4 мин |
5. | Игра – задание «Наоборот» | Называние слов, противоположных по значению | 4 мин |
3 | Заключительная часть | Итог. | 2 мин |
Длительность занятия 25 минут
Ход занятия
1. Вводная часть. Мотивационный момент.
- Ребята! К нам пришла посылка!
Давайте прочитаем, что же на ней написано?
- От кого: «От Деда Грамотея»
Откуда: « Из страны АБВГДейки»!
Кому: «Ребятам, группы «Ежата»
- Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда коробочку и письмо)
- Коробочка-то не простая! И еще письмо.
«Дорогие ребята группы «Ежата»!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но коробочка не обычная, откроется, когда выполните правильно мои задания. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей»
- Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в коробочке? Будем выполнять задания, чтобы найти ключ?
(Ответы детей)
2.Основная часть
Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука с
Задание 1.
1. Найди одинаковый звук в словах: слон, маска, лиса, автобус, стол, мастер, сосна, бусы. (Ответы детей)
2. Назовите слова, которые начинаются на звук с. (Ответы детей)
- Что вы знаете о звуке с?
Ответы детей - (согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий)
Когда мы произносим звук с: губы расплываются в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы, струйка воздуха выходит изо рта. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Горло – это домик голоса. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, василек)
С первым заданием мы справились.
Задание 2.
Отгадайте загадку:
Я катаюсь на нем до вечерней зари,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу. (Сани)
Звуковой анализ слова сани
-Сколько звуков в слове?
-Назовите первый звук в слове? Какой он? Согласный, твердый
- Какой фишкой будим обозначать согласный, твердый звук? (синей)
- Назовите 2 звук в слове? Какой он? Гласный
- Какой фишкой будим обозначать гласный звук? (красной)
- Назовите 3 звук в слове? Какой он? Согласный, мягкий
- Какой фишкой будим обозначать согласный, мягкий звук? (зеленой)
-Назовите 4 звук в слове? Какой он? Гласный
- Какой фишкой будим обозначать?
- Молодцы, второе задание выполнили правильно.
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Задание 3. Игра «Какой звук заблудился?» Замените звуки в словах так, чтобы стихотворение обрело смысл.
1. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)
2. На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву
3.Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая, пушки (сушки)
- Молодцы, ребята, с третьим заданием вы тоже справились.
Задание 4. Игра – задание «Наоборот»
Назовите слова, противоположные по значению данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука с
Пасмурный – солнечный
Трусливый – смелый
Легкомысленный – серьезный
Мир – ссора
Открытый человек – скрытный
Соленый огурец – свежий
Тесная обувь – свободная
Кислое яблоко – сладкое
- А теперь немножко отдохнем.
- Мы выполнили все задания и попробуем открыть коробочку. Что же там?.
Сюрприз –от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!
3. Заключительная часть. Итог.
- Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Какие слова со звуком «с» вы запомнили?
- В выполнении каких заданий у вас возникли трудности?
- Вы все молодцы! Спасибо всем за работу.
19.01.
Занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Звуковой анализ слова «сани»
Содержание: Продолжали учиться проводить звуковой анализ слов САНИ, различать гласные, твердые и мягкие согласные. Закрепляли знания со словообразовательной роли твердых и мягких согласных звуков. Учились называть слова с заданным звуком. Развивали фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью. Способствовали сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей. Воспитывали отзывчивость, дружелюбие.
Рекомендации: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные. Провести звуковой анализ слова ГУСИ.
Подобрать слова к схеме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...
Правила звукового анализа слова и анализа предложения
Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа
В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...