Игры на занятия по обучению грамоте
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игры на занятиях по обучению грамоте.
«Цветик - семицветик».
На магнитной доске выставляется рисунок «цветика - семицветика».
Учитель читает:
Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Дети хором:
Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели!
Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют задание. Класс следит за отвечающими. Если ученик верно его выполнил, класс хлопает в ладоши, ученик берет лепесток на парту. У кого к концу недели окажется семь лепестков – семь правильных ответов, может в следующий раз записать свое задание.
«Счастливого перелета!»
После чтения стихотворения учитель предлагает птицам благополучно добраться до теплых краев.
Учитель читает:
Осень –
Роща золотая,
Золотая, синяя.
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко над облаками
Гуси откликаются.
С дальним озером, с полями
До весны прощаются.
От каждого ряда по очереди, выходят по очереди ученики, берут карточки с изображением птиц, гусей, лебедей, журавлей, уток, выполняют задания, записанные на обороте карточек, и отправляют птиц в полет.
Перевертыши.
Слова и предложения, читаемые с начала и с конца
Анна, барабан на! Ася, молоко около мяса. Авось сова тут. А роза упала на лапу Азора. Алла рвала лавр. Арбуз у зубра. А Лиза мазила. Боб. Бел хлеб. Воз. Гори, пирог. Дед. Довод. Доход. Домок как комод. Дом мод. Заказ.Иди искать такси. Иди, Макар, к ракам. Ишаку казак сена нес, казаку каши.Комок. Казак. Коту тащат уток. Кит на море романтик.
Игра . «Полслова за вами»
Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.
Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.
Игра . « Опиши предмет»
Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.
Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.
Игра . «Я знаю»
Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.
Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:
- Я знаю пять имен мальчиков:
Саша - раз,
Дима - два,
Игорь - три,
Денис - четыре,
Володя - пять.
Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) .
Игра. «Расшифруй письмо»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.
Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.
Игра «Кто лучше»
Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.
Игра. «Кто наблюдательнее»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.
Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.
Игра «Сочини сказку о предмете».
Цель: Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса.
Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.
Игра «День - ночь»
Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.
Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.
Игра «Подружи букву»
Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния)
Игра . «Идем в гости»
Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».
Игра «Составь слово»
Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.
Игра «Разложи по-порядку»
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.
Игра «Сказочные владения Радуги. Опиши»
Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.
Игра «Молоточки»
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.
Игра « Буква заблудилась»
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.
Игра «Время рассердилось и ушло. Догони»
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.
Игра «Когда это бывает»
Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.
Игра «Колокольчики»
Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.
Игра «Исправь ошибки»
Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.
Игра «Слова»
Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.
Игра «Узелки на память»
Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.
Таким образом, нами систематизирован и конкретизирован дидактический материал, который можно использовать на уроках обучения грамоте по системе Занкова. Данный материал был включен в систему уроков по обучению грамоте с детьми экспериментальной группы.
«Найди и назови нужное слово»
Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
«С»
Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
Домик над рекою, Светлой полосою
В окнах огонек, На воду он лег.
(А. Плещеев. " На берегу")
«З»
На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает -
Познакомиться желает.
(А. Власов. "Почему?")
Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.
Кто лучше слушает?
Вариант 1.
Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: " Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 - со звуком ш, 5 - со звуком ж, 5 - где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.
Вариант 2.
Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой - со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.
Вариант 3.
Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому - со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении. То же можно проделывать и с другими парами звуков.
«Слова могут звучать громко и тихо»
Цель данной игры - развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.
Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков с и сь можно использовать такую фразу:
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.
Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.
В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.
Аналогично проводится игра «Слова могут звучать быстро и медленно».
«Назови первый звук в слове».
Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ - в слове Вадик).
«Назови последний звук в слове».
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую - на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
«Подумай, не торопись».
Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол .
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - ш. (Карандаш, камыш…)
- Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож, нос…)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука Ш. (Саша шила шубу.)
- Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук ч. (часы, чашка, Буратино…)
«На прогулку в лес».
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.
Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.
«Скажи, как я».
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.
Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о животных».
Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.
Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говорится в загадках.
Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, оно является диким или домашним. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторят их. За правильное сравнение дается фишка.
Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображением тигра или лошади, символизирующих диких и домашних животных.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)
С усами родится, а на усатых охотится. (Кошка)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака)
Так смеялся, что губа треснула. (Заяц)
Зимой белый, летом серый. (Заяц)
Эти загадки различаются тем, что в первой части говорится о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха в зимний и летний период. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин «Фрукты и овощи», где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:
На сучках весят шары, посинели от жары. (Слива)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива)
Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня)
В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно. (Вишня)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста)
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста)
Игра «Отгадай и сравни загадки о транспорте».
Подготовка к игре. наблюдение за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.
Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.
Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать о различных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники берут на стол соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающим среду передвижения указанного транспорта.
Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары загаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед)
В железных сапогах по городу бежит, за веревку держится. (Трамвай)
Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай)
Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет)
Игра «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах».
Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами и явлениями.
Материал и оборудование. Рисунки, «волшебная коробка» с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью «Два братца».
Правила игры. Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке говорится о внешнем виде, место нахождении, действиях «двух братцев». Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.
Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться выражения такие, как, например, «два братца». В каждой загадке «братцев» двое, причем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны «разные братцы». После этого рисунки убираются в «волшебную коробку». При правильном ответе из коробки достается соответствующий рисунок.
Дети отгадывают и загадывают загадки о «двух братцах», доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных «братцах»:
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега)
Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки)
Два братца через дорогу живут, друг друга не видят. (Глаза)
Два братца впереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль)
Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (Велосипед)
Два братца, один светит днем, другой ночью (Солнце и луна)
Два братца: одного все видят, но не слышат, другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния)
При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить основные признаки, их сходства и различия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения, используемые на занятиях по обучении грамоте
Предложенные игры и игровые упражнения помогают педагогу в увлекательной игровой форме обучить детей раннему чтению....
Советы для родителей "Как стать ребёнку другом играя", Конспект открытого занятия по обучению грамоте "Звук и буква "У" В гостях у лисички"
Данный материал содержит советы для родителей и воспитателей....
Конспект занятия по обучению грамоте (О.О. «Речевое развитие») в старшей группе в форме квест – игры «По следам пропавшей Азбуки»
подготовила: воспитатель МДОУ «Новомичуринский детский сад №2» Вахнина Анастасия Сергеевна...
занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «ИГРА-ВИКТОРИНА «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»
Цель:Повторить и закрепить имеющиеся знания по обучению грамоте.Задачи:Закрепить умение детей выделять звуки в начале слова.Упражнять в подборе слов с заданным звуком.Развивать речевое внимание, фонем...
Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте.
Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух....
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...