ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

НОД Обучение грамоте

подг.группа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_zvuki.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

НОД Обучение грамоте

«ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

подг.группа

Pflfxb занятия:

Образовательные:

- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];

- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

- закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).

- учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков

 [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];

- закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, Э, О.

- развивать фонематическое восприятие и слух на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в течение всего занятия;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

ХОД НОД:

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям).  

- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

II. Постановка цели и  задач занятия.

    -  Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с гласными звуками и с их буквенными обозначениями. Назовите все гласные звуки.

Прослушайте стихотворение

…Вышла Маня на крыльцо, Маня сморщила лицо:

- Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду! У-у-у-у!

Вот вернулась Маня в дом, слёзы катятся ручьём:

- Ой, пойду обратно, дома неприятно! Оо-оо-о!

Дали Мане молока. - Это кружка велика! В этой не могу я!

Дайте мне другую! Уу-уу-уу!

Дали Манечке в другой, Маня топнула ногой:

- В этой не желаю! Лучше дайте чаю! Аа-аа-а!

     - Какие звуки помогли показать, как плачет девочка? Молодцы! А расскажите, что вы знаете о гласных звуках.

Этот звук всегда поётся,

Этот звук, как песня, льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

- Итак, ребята, мы сегодня будем работать с гласными звуками.

III. Актуализация знаний.

  •  Уточнение артикуляции гласных звуков.

- Давайте с вами произнесём звуки «А О У Ы Э И». Посмотрите как они произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Произнесение гласных, уточнение артикуляции.

Обратите внимание, что гласных звуков только 6!!!

IV.  Обобщение и систематизация знаний

  •  Определение начального и конечного гласного звука.

- Назовите гласный звук, с которого начинаются слова аист, ухо, ослик,  узкий, автомобиль, иней, эхо, облако, ива, утка, Айболит, окунь, армия, остров

- Назовите гласный звук, которым заканчивается слово игла, шары, эскимо, сова, кино, огни, окно, кенгуру, лиса, следы…

  •  Выделение гласного звука из середины слова

- Назовите гласный звук в середине слова: Сын, мак, ком, шарф, дуб, шар, волк, суп, сыр, лук, крот, слон, шкаф, стол, жук, гусь, морж, рак, мышь…

Физкультминутка

Повторить звуковую дорожку (последовательность гласных звуков) с движениями.

А- руки вверх

Э – руки чуть округлить

О- руки округлить

У – руки вперёд

Ы – руки в стороны

А-О-Ы

Э-У-А-О

Ы-Э-А-У-О

 * Развитие мелкой моторики. Выложить гласные буквы с помощью палочек.

 - Возьмите листочки и ручки, сейчас я буду называть звуки, а вы должны записать только гласные буквы (а, о, у, ы, э, и).

а, м, п, у, с, т, ы, р, л, эо, к, т, у, л, э, п, о.

  • И в словах: нож, узел, зал, мяч, мышь, дом, гусь, шкаф, внук и т.д.

V.  Применение знаний и умений в новой ситуации

  • Смыслоразличительная роль гласных СЛАЙД 1

- Перед вами слова, из которых убежали гласные буквы. Помогите вернуть их на место. Какая буква убежала?

К А Р Т…..Ш К А  

С О Л Н …..Ш К О  

Б….Т Ы Л К А  

К О Н Ф…Т А  

Б У Т …Л К А

Придумать предложения с этими словами.

-  Я загадала слово. Оно состоит из 4.

Первый звук К (пишут букву К), третий звук А (пишут букву А), между 1-ым и 3-им звуком звук Р (пишут букву Р), после звука А звук Н (пишут букву Н). Какое слово получилось? Какой вы знаете кран? (водопроводный, подъёмный). 

Сколько слогов в слове «кран»?

Доказываем всеми способами: отхлопываем, проверяем рукой под подбородком, считаем гласные. Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Составьте предложение со словом КРАН (составить схему)

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Закончить фразы: сегодня у меня получилось ...  мне было интересно…

мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Гласные звуки и буквы"

Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах....

Путешествие в Страну гласных звуков и букв.

Занятие по подготовке детей  к обучению грамоте....

Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

Домашние логопедические задания (гласные звуки и буквы)

Предлагается материал, который может быть использован для домашних заданий  при знакомстве с гласными звуками и буквами (а, у, о, и, ы, э)...

Конспект НОД "Спешим на помощь к гласным звукам и буквам"

Конспект НОД  по обучению детей грамоте    включает в себя интеграцию образовательных  областей: познание, коммуникацию, музыку, чтение художественной литературы, конструирование....