ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД Обучение грамоте
«ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
подг.группа
Pflfxb занятия:
Образовательные:
- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).
- учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков
[а], [у], [и]; [э], [ы], [о];
- закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, Э, О.
- развивать фонематическое восприятие и слух на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в течение всего занятия;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
ХОД НОД:
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям).
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
II. Постановка цели и задач занятия.
- Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с гласными звуками и с их буквенными обозначениями. Назовите все гласные звуки.
Прослушайте стихотворение
…Вышла Маня на крыльцо, Маня сморщила лицо:
- Никуда я не пойду! Мне не нравится в саду! У-у-у-у!
Вот вернулась Маня в дом, слёзы катятся ручьём:
- Ой, пойду обратно, дома неприятно! Оо-оо-о!
Дали Мане молока. - Это кружка велика! В этой не могу я!
Дайте мне другую! Уу-уу-уу!
Дали Манечке в другой, Маня топнула ногой:
- В этой не желаю! Лучше дайте чаю! Аа-аа-а!
- Какие звуки помогли показать, как плачет девочка? Молодцы! А расскажите, что вы знаете о гласных звуках.
Этот звук всегда поётся,
Этот звук, как песня, льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
- Итак, ребята, мы сегодня будем работать с гласными звуками.
III. Актуализация знаний.
- Уточнение артикуляции гласных звуков.
- Давайте с вами произнесём звуки «А О У Ы Э И». Посмотрите как они произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Произнесение гласных, уточнение артикуляции.
Обратите внимание, что гласных звуков только 6!!!
IV. Обобщение и систематизация знаний
- Определение начального и конечного гласного звука.
- Назовите гласный звук, с которого начинаются слова аист, ухо, ослик, узкий, автомобиль, иней, эхо, облако, ива, утка, Айболит, окунь, армия, остров…
- Назовите гласный звук, которым заканчивается слово игла, шары, эскимо, сова, кино, огни, окно, кенгуру, лиса, следы…
- Выделение гласного звука из середины слова
- Назовите гласный звук в середине слова: Сын, мак, ком, шарф, дуб, шар, волк, суп, сыр, лук, крот, слон, шкаф, стол, жук, гусь, морж, рак, мышь…
Физкультминутка
Повторить звуковую дорожку (последовательность гласных звуков) с движениями.
А- руки вверх
Э – руки чуть округлить
О- руки округлить
У – руки вперёд
Ы – руки в стороны
А-О-Ы
Э-У-А-О
Ы-Э-А-У-О
* Развитие мелкой моторики. Выложить гласные буквы с помощью палочек.
- Возьмите листочки и ручки, сейчас я буду называть звуки, а вы должны записать только гласные буквы (а, о, у, ы, э, и).
а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, л, э, п, о.
- И в словах: нож, узел, зал, мяч, мышь, дом, гусь, шкаф, внук и т.д.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
- Смыслоразличительная роль гласных СЛАЙД 1
- Перед вами слова, из которых убежали гласные буквы. Помогите вернуть их на место. Какая буква убежала?
К А Р Т…..Ш К А
С О Л Н …..Ш К О
Б….Т Ы Л К А
К О Н Ф…Т А
Б У Т …Л К А
Придумать предложения с этими словами.
- Я загадала слово. Оно состоит из 4.
Первый звук К (пишут букву К), третий звук А (пишут букву А), между 1-ым и 3-им звуком звук Р (пишут букву Р), после звука А звук Н (пишут букву Н). Какое слово получилось? Какой вы знаете кран? (водопроводный, подъёмный).
Сколько слогов в слове «кран»?
Доказываем всеми способами: отхлопываем, проверяем рукой под подбородком, считаем гласные. Сколько в слове гласных, столько и слогов!
Составьте предложение со словом КРАН (составить схему)
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Закончить фразы: сегодня у меня получилось ... мне было интересно…
мне было трудно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Гласные звуки и буквы"
Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах....
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте"Путешествие в страну Гласных звуков и букв"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подгот.группы с нарушениями речи...
Путешествие в Страну гласных звуков и букв.
Занятие по подготовке детей к обучению грамоте....
Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...
Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...
Домашние логопедические задания (гласные звуки и буквы)
Предлагается материал, который может быть использован для домашних заданий при знакомстве с гласными звуками и буквами (а, у, о, и, ы, э)...
Конспект НОД "Спешим на помощь к гласным звукам и буквам"
Конспект НОД по обучению детей грамоте включает в себя интеграцию образовательных областей: познание, коммуникацию, музыку, чтение художественной литературы, конструирование....