Дидактические игры по обучению грамоте
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна

Дидактические игры по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_po_obucheniyu_gramote.docx665.44 КБ

Предварительный просмотр:


C:\Users\1\Downloads\001.jpg

Дид. игра «Магазин»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.

Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.


Дид. игра «Звуковое лото»

Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ….? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.


Дид. игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).


Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.



Дид. игра «Путешествие в страну звуков»

1 вариант

Цель: Развивать фонематический слух.

Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.

2 вариант

Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.

Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4,5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.

3 вариант

Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги.

Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.

4 вариант

Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах.

Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего.


Дид. игра «Автобус»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.


Дид. игра «Ворота»

Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды).


Дид. игра «Подними нужную карточку»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.


Дид. игра «Слова – друзья»

Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.

Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие).


Дид. игра «Звуковые часы»

Цель: Учить детей измерять длину слов.

Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.


Дид. игра «Найди общий звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.


Дид. игра «Назови звук»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.


Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»

Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек.


Дид. игра «Цветочки – лепесточки»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного).


Дид. игра «Третий лишний»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом) .


Дид. игра «Найди ошибку»

Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука.

Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука) .


Дид. игра «Братцы – акробаты»

Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч.


Дид. игра «Назови слова»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки.


Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».

Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко).

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния (сверкнула).

Я сегодня утром рано

Умывалась из под (крана).

Наша старшая сестра

Вяжет с самого (утра).

Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с (Тамарой).

Я не бегаю к врачу,

Я сама его (лечу).

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную (лепили) .

Как у нашей дочки

Розовые (щечки).

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко).

А рядом бегемотики

Схватились за (животики).

А слониха вся дрожа,

Так и села на (ежа).


Дид. игра «Назови последний звук слова»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]).


Дид. игра «Найди пару»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце)


Дид. игра «Найди домик 1»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.

 

Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте

 «Найди букву»

     Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах.

    Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Заранее оговорит, что, например, если этот звук вначале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине – похлопать в ладоши, если в конце – похлопать АО коленкам.

«Что бывает?»

    Цель: развивать речь, мышление, остроту ума.

    Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств  предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т.д.

Например, можете задавать такие  вопросы:

  1. Что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша);
  2. Что бывает глубоким? ( тарелка, озеро, речка, колодец);
  3. Что бывает колючим? (кактус, ежик, роза, елка);
  4. Что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь).

Также можно спрашивать: что бывает круглым?  высоким?  пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и т.д.

«Какое слово длиннее?»

Цель: развивать речь, внимание?»

Называть ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача малыша – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.

«Волшебные звуки»

   Цель: развивать слуховое внимание, научить звуко-буквенному анализу.

Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными.  Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо, если второй – за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия.

«Составь слово из слогов»

     Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если детей много, можно разделить их на команды, предоставляя право ответа по очереди или той команде, член которой первым поднял руку для ответа. Выкрикивать с места запрещается. За каждое угаданное слово команда получает призовое очко, за ошибку очко отнимается. Если же игра проводится с малым количеством детей, слова можно после недолгой тренировки загадывать по очереди. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты.

«Волшебники»

   Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.

 Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.

В начале игры взрослый говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».

1-е задание.  Превратите одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву:

  1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;

2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.

2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:

1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);

2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).

3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад),  к_р_н_д_ш (карандаш);

2-й вариант: п_т_л_к  (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).

4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);

2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).

За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовое очко. Дополнительные  2 очка начисляются той команде, которая первой справится с заданием.

«Красный и синий мячи»

   Цель: развивать грамотность, закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание, реакцию, ловкость, быстроту мышления.

Дети встают в круг.  Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок должен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот. Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребенок.

Мячи могут использоваться в игре поочередно или одновременно. Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи, опять запуская их в игру.

«Пишущая машинка»

    Цель: развивать навыки фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, внимание.

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Взрослый предлагает «напечатать» какое-нибудь длинное слово или фразу. В последнем случае можно дать одному из малышей задание обозначать «пробел» между словами в ней. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда все «напечатано,  хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные.

«Корова и слово»

   Цель: развивать фонематический слух, реакцию.

Дети усаживаются на стульчики в круг так, чтобы правая рука ребенка лежала ладошкой вниз на ладони левой руки соседа справа, а левая располагалась под правой ладонью соседа слева. Игра идет по часовой стрелке. Первый игрок произносит одно слово стихотворения, одновременно хлопая правой ладошкой по руке соседа справа, затем тот произносит следующее слово, хлопая по ладони соседа и т.д. Стихотворение следующее: «Летела корова, сказала слово.  Какое слово сказала корова?» Ребенок, на котором остановилось  стихотворение, должен произнести любое слово, например «стена». Теперь игроки хлопают, произнося услышанное слово по буквам: «с-т-е-н-а». Задача последнего игрока – успеть убрать руку, чтобы по ней не хлопнули на последний звук – в данном случае «а». Кто зазевался – выбывает из игры.

В эту игру можно играть с группой от 3 человек.

«Продолжи слово»

    Цель: развить речь, звуко-буквенный анализ, сообразительность, реакцию, пополнить словарный запас.

Дети делятся на две команды, которые встают друг против друга. Игрок первой команды, стоящий первым слева, берет мяч, называет любой слог и кидает мяч первому игроку второй команды. Тот должен назвать свой слог или несколько слогов так, чтобы вместе с первым слогом они составили целое слово, затем назвать свой слог, бросая мяч второму игроку первой команды и т.д. Например, если первый игрок назвал слог НО, второй может сказать РА (чтобы получилось слово «нора») и назвать свой слог, допустим, тоже РА. Тогда третий ребенок, получивший мяч, может продолжить, сказав «кета», и начать новое слово. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры.

«Угадай букву»

     Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.

Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.

«Где спрятался звук?»

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Необходимые материалы: У воспитателя набор предметных картинок.

У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).

Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

«Где наш дом?»

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например (с) или (ш).

Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (с) или (ш), вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

«Поезд»

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.

Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.

Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям - ребятам,  но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь.  В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». По вызову воспитателя выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.

«Угадай слово»

Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Необходимые материалы: карточки с согласными.

Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко),  с-п-г- (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

«Живые буквы»

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

Необходимые материалы: карточки с цветными буквами.

1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ребенка по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...