Консультация для родителей и педагогов: «Подготовка детей к обучению грамоте»
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_detey_k_obucheniyu_gramote.docx | 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
«Подготовка детей к обучению грамоте»
Уважаемые мамы, папы и коллеги!
Данная консультация поможет Вам вспомнить начальные знания о русском языке и будет хорошей «шпаргалкой» при выполнении творческих домашних заданий с детьми по программе обучения грамоте. В течение учебного года мы и дети должны научиться:
1. Слышать заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком.
2. Определять место звука в слове, составлять схему.
3. Выполнять звуковой анализ несложного слова, состоящего из изученных звуков и букв, составлять схему.
4. Делить слово на слоги, составлять схему.
5. Определять количество слов в предложении, составлять схему.
6. Узнавать буквы, читать её, слоги и слова; писать печатным шрифтом буквы, слоги, слова.
7. Знать и различать понятия: звук, буква, слово, слог, предложение.
Звуки и буквы.
В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю), 21 согласная буквы (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и еще две особенные буквы – это Ь и Ъ, которые не обозначают звуков.
Теперь разберемся со звуками. Поможет в этом схема:
Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать:
* один звук (я - [а], е - [э], ё - [о], ю - [у] после согласных) белка - [б’элка])
* ( два звука (я - [йа], е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу] в начале слова (ёлка - [йолка]), после гласной (баян - [байанЪ]), а так же после Ь и Ъ (вьюнок - [в’йунок], съел - [сйэл]).
Согласные звуки, в свою очередь делятся на твёрдые и мягкие. Мягкость согласного звука обозначается значком: ’
Мягкость согласных на письме обозначаются двумя способами: с помощью мягкого знака и с помощью букв Е, Ё, И, Ю, Я.
Помните:
звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые
звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие.
Согласные звуки еще делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума. Сравним, например, произнесение звуков [в] и [ф]. Когда произносим звук [в], голосовые связки дрожат (вибрируют), когда произносим [ф], голосовые связки в спокойном состоянии.
Это можно проверить, приложив ладонь к горлу или, закрыв уши, услышать голосок. Часть согласных образуют пары звонких и глухих звуков:
Не образуют пар звонкие [л], [м], [н], [р], [й].
Не образуют пар глухие [х], [ц], [ч], [щ].
Условные обозначения:
Гласный звук – красный кружок или квадрат.
Согласный твёрдый глухой звук – синий кружок или квадрат.
Согласный мягкий глухой звук – зеленый кружок или квадрат.
Определение места звука в слове.
При определении места звука в слове необходимо напомнить ребенку, что у слова есть:
- начало (звук, с которого слово начинается)
- конец (звук, которым слово заканчивается)
- середина слова (все звуки между первым и последним звуками).
Например, задание: Определи место звука А в словах:
АИСТ
МАК
РУКА
Звуковой анализ слова.
При выполнении задания по звуковому анализу слова необходимо предложить ребенку послушать и сказать:
- сколько всего звуков в слове,
- какой звук первый (назвать звук; гласный/согласный; твердый/мягкий; звонкий/глухой; каким квадратиком обозначаем), - второй (та же работа), третий…(та же работа),… последний (та же работа).
Все символы звуков слова рисуются рядом.
Например, слово АУ:
- в слове АУ - 2 звука
- Первый звук А, он гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем красный квадратик. Второй звук У, он то же гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем рядом еще красный квадратик.
Например, слово ДОМ:
- в слове ДОМ три звука
- первый звук Д, он согласный, т. к. его нельзя тянуть, петь, воздушная струя встречает преграду – язычок; звук Д – твердый, звонкий.
- второй звук О, он гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем рядом красный квадратик.
- третий звук М, он согласный, т. к. его нельзя тянуть, петь, воздушная струя встречает преграду – губки; звук М – твердый, звонкий.
Определение количества слогов в слове. Ударный слог.
При выполнении задания по определению количества слогов в слове, можно:
- похлопать слоги. Например, ма-ли-на; дом; сан-ки.
- приложит к подбородку ладонь и посчитать, сколько раз опустится подбородок.
- сосчитать, сколько гласных в слове.
К концу года дети должны усвоить и применять правило при определении количества слогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Подготовка детей к обучению грамоте"
Данный матерал содержит информацию о задачах и содержании работы по подготовке детей к обучению грамоте...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в старшей группе
Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном...
Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»
Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»Воспитатель: Поздеева Ю.А.Цель: Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучен...
Консультация для воспитанников старшей группы «Подготовка детей к обучению грамоте»
Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому? Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что ...
Консультация «Игры с предметами при подготовке детей к обучению грамоте»
Подсказать родителям дошкольников, как дома организовать игры с предметами при подготовке к обучению грамоте....
Семинар для педагогов«Подготовка детей к обучению грамоте, современные подходы в контексте ФОП ДО»
Подготовка детей к обучению грамоте" Современные подходы в контексте ФОП ДО"...