Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)
Методическая разрабока для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskikh_igr_po_razvitiyu_rechi_podgotov_gruppa.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи
«Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош - ка, гла - за) .
«Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
«Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
«Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы. Ход: Ребенку предлагают собрать какое - нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов - названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
« ПРЯТКИ»
Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.
Ход.Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д.
«НОВОСЕЛЬЕ»
Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.
Ход: У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам. «Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа» «Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа» «козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева»
«Заяц живёт над козлёнком»
«Мышка живёт над зайцем»
«Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей»
«ПОДАРКИ ДЛЯ НОВОСЁЛОВ»
- Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук).
Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок.
Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу.
«Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева»
«Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева»
3 вар. Педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?»
Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или
«На втором этаже слева живёт зайчонок».
4вар. Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными.
«Что мы подарили мышонку?»
«Мы подарили мышонку мяч».
«ИЗМЕНИ СЛОВО»
Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ.
Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает.
Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ.
- Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ.
- Ты ищешь ..; - Он ищет...; - Мы ищем...
- Вы ищете...; -Они ищут...
Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ... (лапищи), не глаза, а ., не зубы, а ., не нос, а ., не усы, а ..., не когти, а .., не хвост, а ...
« ЛАСТОЧКИ И ЛЮДИ»
Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.
Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.
У ласточек есть перья, а у людей нет .. перьев.
У ласточек есть крылья, а у людей нет ..крыльев.
У ласточек есть лапы, а у людей нет .. лап.
У ласточек есть клювы, а у людей нет .. клювов.
У ласточек есть хвосты, а у людей нет .. хвостов.
У ласточек есть птенцы, а у людей нет .. птенцов.
У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ..гнёзд.
«Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка - билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
«Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] - братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...
Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...
Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)
совершенствовать умение различать на слух звуки...
«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...
Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...
Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...