Подготовка к обучению грамоте в старшей группе "Звук [и]@
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цели:
Создание условий для развития умения слышать звук [и], выделять его из слов, давать ему характеристику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Уемская СШ» структурное подразделение «Детский сад п. Уемский» |
Звук [и] |
Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. |
Воспитатель
Светлана Викторовна Гончарук
Цели:
Создание условий для развития умения слышать звук [и], выделять его из слов, давать ему характеристику.
Образовательные:
- дать понятие о механизме образования звука [И];
- формирование умения различать звук [и] на слух и в произношении;
- совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком, находить слова со звуком [и], умение слышать звук [и] в словах, запоминать их.
- учить внятно и чётко произносить слова;
Развивающие:
- учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-учить детей подбирать прилагательные к существительным, согласовывать их.
- развитие фонематического слуха, речевого дыхания, слухового внимания и памяти;
-способствовать четкому и правильному произношению звука [И] в словах
-развитие мелкой моторики, внимания, памяти
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
-воспитывать умение слушать, понимать и отвечать на вопросы взрослого, слушать товарищей.
Оборудование:
- схемы-картинки с артикуляцией звуков у, а, о, ы, и.
- массажеры су-джок
- различные предметы (вилка, апельсин, пирамидка, сапоги, птица, книга, кит, снеговик, кисть, пластилин, лист, и т.п.).
- котенок, мишка и машинка
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг.
Мячик ты передавай,
Имя друга называй.
Называем имя того, кому передаем мяч.
2.Повторение пройденного.
-Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено звукам. Давайте вспомним, с какими звуками мы познакомились на прошлых занятиях (А, о, ы, у)
Посмотрите, пожалуйста, на картинки. Какие звуки произносят дети?
Когда мы произносим звук [а] , то наш рот широко открыт. При произнесении звука [у] наши губы вытягиваются трубочкой. Когда мы произносим звук [ы], то
Назовите мне слова со звуком а, у, ы, о.
3. Дидактическая игра «Живые звуки».
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живые звуки». Для этого сюда выйдут дети, которые сегодня в голубой ( или красной, желтой одежде). Раз, два, три, четыре, пять, детей я буду в звуки превращать. (Воспитатель дает вышедшим детям картинки с артикуляцией звуков [у] и [а]
Ребята, а давайте произнесем эти два звука вместе. Что у нас получится? ( У-А) А что это за слово? Верно, так гулят или говорят малыши. Ребята-звуки, поменяйтесь местами. Что теперь у нас получилось? (А-У) Так мы кричим в лесу, чтобы не потеряться. (Воспитатель вместе с детьми проговаривает оба сочетания, обращая внимание на схемы) Раз, два, три, четыре, пять, звуки обратно в детей я буду превращать.
4. Игра "Подскажи словечко"
Предлагаю не скучать, предлагаю поиграть. Сейчас я буду вам читать стихотворения, а вы мне будете подсказывать нужное слово в конце.
- Мяу, мяу, - кот пищит,
-У меня живот ... (болит).
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему ... (штанишки).
- Би-би-би, - гудит машина,
-Не поеду без ... (бензина).
5. Игра "Ответь правильно"
Кому сшили рубашку? (Мишке).
Без чего не поедет машина? (Без бензина)
А что с животом у котенка? (Болит)
Воспитатель вместе с детьми повторяет слова, выделяя звук "И" более длительно.
- Кто заметил, какой звук мы выделяли голосом? (Звук [и])
Сегодня мы с вами знакомимся с новым звуком. Это звук [И].
6. Артикуляция звука и его характеристика.
- Давайте все вместе произнесём звук [и].
- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым, мы как будто улыбаемся.
Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
Давайте проверим.
Дети произносят звук.
-Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык? (Нет)
- Этот звук поётся? (Этот звук можно петь.)
- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос. Губы улыбаются, язычок находится внизу, воздух выходит широкой струйкой.
Воспитатель показывает схему артикуляции звука [И]
7.Игра «Поймай звук»
Сейчас я буду называть звуки и сочетания звуков, вам нужно внимательно слушать. Как только вы услышите звук [и], поймайте его, хлопнув один раз в ладоши
А, у, и, о, и, и, ут, ис, ах, ит, ум, па, ли, су.
8. Упражнение с массажером Су-джок. Дыхательная гимнастика.
Воспитатель редлагает детям пройти сесть на ковер, раздает массажеры су-Джок. На каждую строчку прокатываем массажер по пальчикам, начиная с мизинца. На последние две строчки катаем массажер по ладошке.
«И у дедушки есть.
И у бабушки есть.
И у мамы есть.
И у папы есть.
И у нас есть.
Чтоб его узнать,
Надо вслух назвать»
Как вы думаете, о чём идет речь? (Это имя.)
(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).
Верно, это имя. У каждого из нас оно есть. Давайте сейчас каждый из вас шепнет своё имя шарику, а теперь крикните шарику своё имя.
Положите шарик на две ладошки. Давайте подуем на него вот так (короткий частый выдох),а теперь вот так, носиком воздух набрали и долго плавно выдыхаем (Длинный выдох)
9. Игровое упражнение «Не ошибись!»
- Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то вам необходимо будет поймать это имя, один раз хлопнув в ладоши над головой. Только делать вы это будете с закрытыми глазками. И так, приготовились внимательно слушать, глазки закрыли.
Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Лида, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Лиза
Кто запомнил, какие имена со звуком [и] я говорила? Давайте повторим их вместе, выделяя звук [и].
10. Игра "Найди, покажи и назови"
А сейчас ребята я предлагаю вам подойти к столу. На нем лежат разные предметы. Давайте мы вместе с вами их назовем. (вилка, апельсин, пирамидка, сапоги, птица, книга, кит, снеговик, кисть, пластилин, лист, и т.п.). Теперь вам необходимо подумать и среди этих предметов найти тот, в названии которого есть звук [и]. Каждый из вас возьмет по одному предмету и сядет с ним на стульчик.
Первый предмет берет педагог, показывает его всем детям, громко и четко называет его, выделяя голосом звук "И" (киииисть)
11. Игра «Назови ласково»
А теперь каждый из вас по очереди назовет предмет, который вы выбрали, ласково. (Воспитатель первым называет свой предмет кисть- кисточка)
12. Игра «Какой, какая»
Следующее задание – расскажите нам, а какой ваш предмет. Например, моя кисть – новая.
(Дети по очереди подбирают прилагательные, описывая предметы в своих руках)
13.Подведение итогов.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Что было интересно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
"Жили-были гномы Бим и Бом" с элементами логоритмики...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....
Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква "В"
Цели: научить детей определять место звука в слове, расширять словарный запас, слоговой анализ и синтез, понятие «предлог»....
Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"
В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...