Подготовка к обучению грамоте в старшей группе "Звук [и]@
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цели:

Создание условий для развития умения слышать звук [и], выделять его из слов, давать ему характеристику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уемская СШ» структурное подразделение «Детский сад п. Уемский»

Звук [и]

Занятие по подготовке к  обучению грамоте в старшей группе.

Воспитатель

 Светлана Викторовна Гончарук


Цели:

Создание условий для развития умения слышать звук [и], выделять его из слов, давать ему характеристику.

Образовательные:

- дать понятие о механизме образования звука [И];

- формирование умения различать звук [и] на слух и в произношении;

- совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком, находить слова со звуком [и], умение слышать звук [и] в словах, запоминать их.

- учить внятно и чётко произносить слова;

Развивающие:

- учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-учить детей подбирать прилагательные к существительным, согласовывать их.

- развитие фонематического слуха, речевого дыхания, слухового внимания и памяти;

-способствовать четкому и правильному произношению звука [И]  в словах

-развитие мелкой моторики, внимания, памяти

Воспитательные:

- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

-воспитывать умение слушать, понимать и отвечать на вопросы взрослого, слушать товарищей.

 Оборудование:

- схемы-картинки с артикуляцией звуков у, а, о, ы, и.

 - массажеры су-джок

- различные предметы (вилка, апельсин, пирамидка, сапоги, птица, книга,  кит, снеговик, кисть, пластилин, лист, и т.п.).  

- котенок, мишка и машинка

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг.

Мячик ты передавай,

Имя друга называй.

Называем имя того, кому передаем мяч.

2.Повторение пройденного.
-Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено звукам. Давайте вспомним, с какими звуками мы познакомились на прошлых занятиях (А, о, ы, у)

Посмотрите, пожалуйста, на картинки. Какие звуки произносят дети?

Когда мы произносим звук [а] , то наш рот широко открыт. При произнесении звука [у]  наши губы вытягиваются трубочкой. Когда мы произносим звук [ы], то
Назовите мне слова со звуком а, у, ы, о.
3. Дидактическая игра «Живые звуки». 

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живые звуки». Для этого сюда выйдут дети, которые сегодня в голубой ( или красной, желтой одежде). Раз, два, три, четыре, пять, детей я буду в звуки превращать. (Воспитатель дает вышедшим детям картинки с артикуляцией звуков [у]  и [а]

Ребята, а давайте произнесем эти два звука вместе. Что у нас получится? ( У-А) А что это за слово? Верно, так  гулят или говорят малыши. Ребята-звуки, поменяйтесь местами. Что теперь у нас получилось? (А-У) Так мы кричим в лесу, чтобы не потеряться. (Воспитатель вместе с детьми проговаривает оба сочетания, обращая внимание на схемы) Раз, два, три, четыре, пять, звуки обратно в детей я буду превращать.

4. Игра "Подскажи словечко"

Предлагаю не скучать, предлагаю поиграть. Сейчас я буду вам читать стихотворения, а вы мне будете  подсказывать  нужное слово в конце.

Мяу, мяу, - кот пищит,

-У меня живот ... (болит).

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему ... (штанишки).

Би-би-би, - гудит машина,

-Не поеду без ... (бензина).

5. Игра "Ответь правильно"

Кому сшили рубашку? (Мишке).

Без чего не поедет машина? (Без бензина)

А что с животом у котенка? (Болит)

Воспитатель вместе с детьми повторяет слова, выделяя звук "И" более длительно.

- Кто заметил, какой звук мы выделяли голосом? (Звук [и])

Сегодня мы с вами знакомимся с новым  звуком. Это звук [И].

6. Артикуляция звука и его характеристика.

- Давайте все вместе произнесём звук [и].

- Какой красивый звукКогда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым, мы как будто улыбаемся.

Как вы думаете,  этот звук  длинный или короткий?

Давайте проверим.

Дети произносят звук.

-Когда вы  произносили  этот звук, вам мешали губы, язык? (Нет)

- Этот звук  поётся?  (Этот звук можно петь.)

- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос. Губы улыбаются, язычок находится внизу, воздух выходит широкой струйкой.

Воспитатель показывает схему артикуляции звука [И]

7.Игра «Поймай звук»

Сейчас я буду называть звуки и сочетания звуков, вам нужно внимательно слушать. Как только вы услышите звук [и], поймайте его, хлопнув один раз в ладоши

А, у, и, о, и, и, ут, ис, ах, ит, ум, па, ли, су.

8. Упражнение с массажером Су-джок. Дыхательная гимнастика.

Воспитатель редлагает детям пройти сесть на ковер,  раздает массажеры су-Джок. На каждую строчку прокатываем массажер по пальчикам, начиная с мизинца. На последние две строчки катаем массажер по ладошке.

 «И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать»

Как вы думаете, о чём идет речь? (Это имя.)

(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).

Верно, это имя. У каждого из нас оно есть. Давайте сейчас каждый из вас шепнет своё имя шарику, а теперь крикните шарику своё имя.

Положите шарик на две ладошки. Давайте подуем на него вот так (короткий частый выдох),а теперь вот так, носиком воздух набрали и долго плавно выдыхаем (Длинный выдох)

9. Игровое упражнение «Не ошибись!»

- Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек.  Если вы услышите в имени звук [и], то вам необходимо будет поймать это имя, один раз хлопнув в ладоши над головой. Только делать вы это будете с закрытыми глазками. И так, приготовились внимательно слушать, глазки закрыли.

Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Лида, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Лиза

Кто запомнил, какие имена со звуком [и] я говорила? Давайте повторим их вместе, выделяя звук [и].

10. Игра "Найди, покажи и назови"

А сейчас ребята я предлагаю вам подойти к столу. На нем лежат разные предметы. Давайте мы вместе с вами их назовем. (вилка, апельсин, пирамидка, сапоги, птица, книга,  кит, снеговик, кисть, пластилин, лист, и т.п.).  Теперь вам необходимо подумать и среди этих предметов найти тот, в названии которого есть звук [и]. Каждый из вас возьмет  по одному предмету и сядет с ним на стульчик. 

Первый предмет берет педагог, показывает его всем детям, громко и четко называет его, выделяя голосом звук "И" (киииисть)

11. Игра «Назови ласково»

А теперь каждый из вас по очереди назовет предмет, который вы выбрали, ласково. (Воспитатель первым называет свой предмет кисть- кисточка)

12. Игра «Какой, какая»

Следующее задание – расскажите нам, а какой ваш предмет. Например, моя кисть – новая.

(Дети по очереди подбирают прилагательные, описывая предметы в своих руках)

13.Подведение итогов.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что было интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

Занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква "В"

Цели: научить детей определять место звука в слове, расширять словарный запас, слоговой анализ и синтез, понятие «предлог»....

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...