Уроки грамоты
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Алексеева Татьяна Анатольевна

Цель: закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Закрепить навык выделения нужного звука в слове.

Задачи: формировать умение делить слова на слоги. Закреплять умение выделять первый звук в слове и называть слова определенной звуковой структуры.

Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.

Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пяти-звукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_gramoty.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

               

Конспект занятия по обучению грамоте в                                                       старшей группе.

 "Уроки грамоты".

                              Подготовила воспитатель МАДОУ д/с № 125

Алексеева Т.А.
г. Калининград  

  Цель: закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Закрепить навык выделения нужного звука в слове.

  Задачи: формировать умение делить слова на слоги. Закреплять умение выделять первый звук в слове и называть слова определенной звуковой структуры.

Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.

Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.

  Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пяти-звукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

                                             Ход занятия.

Воспитатель сообщает детям, что утром нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует царица Грамота. Царица Грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка стыдно играть с царицей, потому что он не знает, что такое «речь» и «речевые игры»? Поэтому он обращается к вам ребята за помощью. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота.

 Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).

 – Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит?

  Ответы детей: Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из букв и звуков).

  Воспитатель: Для того чтобы нам правильно выполнить все задания и легко говорить, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки».

 Дети: проговаривают скороговорку медленно и тихо, быстро и громко.

1 задание: Звуковой анализ слова

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово миска. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.

И – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

С– согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

 Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.

2 задание: «Найди шпиона»? ( На карточке изображены картинки с заданным звуком и одна картинка не имеющая заданный звук. Необходимо найти данную картинку и накрыть её шпионской шляпой)

          3 задание: «Найди домик».

Воспитатель: Нужно соединить картинку и соответствующий слоговой домик. (Лес. Лесник. Лесовик.)

Физкультминутка

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

(Имитирующие движения руками.)

Притопывание ногами.

Хлопки руками.

Наклоны вправо и влево.

4 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

Незнайка смотрит______?

Кнопочка собирает ________?

Пончик ест _____?

Знайка читает__________?

     5 задание: Прочитай слово

Воспитатель: Последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая неправильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

М      N       О     L    Л    Q      О      W      Д      D       Ц     S      Ы

Воспитатель: Ребята, вы большие Молодцы! Вы помогли Незнайке выполнить все задания. Воспитатель предлагает детям пригласить Незнайку в детский сад, чтобы научить его всему чему научились ребята. Давайте я напишу письмо и отправлю его по почте Незнайке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты"

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты"КОЖЕВНИКОВА Надежда Сергеевна воспитатель      Цель занятия: помочь дошкольника освоить про...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...