"Методические рекомендации по обучению грамоте детей дошкольного возраста"
консультация по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Дакыр-оол Тайгана Владимировна

Методические рекомендации по обучению грамоте детей дошкольного возраста помогут воспитателям старших и подготовительных к школе групп спланировать план работы с детьми. В рекомендациях отражены по каким направлениям следует работать с детьми для успешного обучения детей грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

"Методические рекомендации по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Старший воспитатель Дакыр-оол Т.В.

МАДОО детский сад №4 «Челээш»

Авторы и пособия, рекомендованные к использованию педагогам для работы с детьми по обучению грамоте:

  • Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
  • Варенцова  Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет 
  • Пособия «Обучение грамоте» издательство «Школа семи гномов» (от рождения до 7 лет)
  • Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. «От звука к букве»

Современные исследования доказывают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.  Позднее восприимчивость к речи теряется, поэтому очень важно вовремя направить ее в нужное русло, чтобы развить в речевую способность.

Процесс обучения грамоте условно делится на четыре периода. Трем периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период.

                                        

Задачи добукварного периода:

  • Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти.
  • Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.
  • Развитие навыков общения и связной речи. Формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли.
  • Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений.
  • Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями. Формирование понятий слог, слово, предложение.
  • Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти.
  • Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.
  • Развитие навыков общения и связной речи. Формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли.
  • Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений.
  • Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями. Формирование понятий слог, слово, предложение.
  • Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
  • Формирование умения различать гласные звуки.
  • Формирование умения дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах.
  • Формирование умения различать слова, сходные по звучанию.
  • Формирование умение различать гласные и согласные звуки.
  • Формирование навыка выделения гласных звуков из ряда звуков.
  • Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза.
  • Формирование навыков выделения начальных ударных гласных [а], [у], [о], [и] из слов, различения слов с начальными ударными гласными.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Что же можно посоветовать педагогам на начальном этапе обучения грамоте?

    Прежде всего занятия с детьми 3–4 лет не должны быть обременительными: малыши охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, помочь в чем-то, если взрослый выступает как партнер по игре. Не стоит сообщать детям истинные цели занятий: будем учиться произносить звуки, различать их, читать, писать и т. д. Хорошо бы подключить к занятиям любимые детьми игрушки, персонажей знакомых сказок, «одушевляя» и наделяя их соответствующими ролями.  Надо помнить, что маленькие дети охотнее делают что-либо сообща, в небольших группах, в общении со взрослыми на равных. В таких условиях узнаваемое новое становится прочным знанием, ребенок его присваивает и может им оперировать, то есть переносить в другие условия.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

Знакомим детей со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи.  В ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, эи некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др).  В играх на звукоподражание возможны следующие вопросы: «Кто так говорит: и-го-го (лошадка), пи-пи-пи (мышонок), мяу-мяу (котенок), ав-ав-ав (собака), му-у-у (корова), у-у-у (волк), кар-кар (ворона), ме-ме (коза)!..»

 Конечно же, дети все это знают, но очень важно, чтобы малыши научились брать роль ведущего на себя и подражать животным. В этом случае они стараются громко и четко произносить необходимые звукосочетания. Таким образом дети учатся правильно произносить гласные звуки, хорошо открывать рот и «пропевать», протягивать их

Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Все упражнения проводятся в игровой форме.

Игры на развитие слухового внимания и речевого слуха: 

  • «Где раздается звук?»,
  • «Угадай по звуку»,
  • «Что ты слышишь»,
  • «Жмурки», 
  • «Тихо – громко»,
  • «Шумовые коробочки»,
  • «Кто сказал сначала»,
  • «Быстро – медленно»,
  • «Длинный – короткий»,
  • «Поймай звук в ладошки», 
  • «Кто кричал» (звукоподражание животным),
  • «Угадай, какой звук первый» (с 4 лет обучаем выделять начальный гласный звук).

Игры на развитие слуховой памяти:

  • «Посмотри и запомни»,
  • «Что я не назвала»,
  • «Кидай и слушай»,
  • «Возьми свои картинки» и т.д.

Вот мы и сделали первый шаг в подготовке детей к обучению грамоте – они научились громко, четко и протяжно произносить гласные звуки русского языка. Их всего шесть: а, о, у, ы, и, э (не путать с гласными буквами, которых десять).

Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дети пятого года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи.

Второй шаг в процессе обучения малышей 4–5 лет связан с переключением их внимания на звуковую сторону речи. До этого речь выступала в своей основной коммуникативной роли как средство общения. Например, если спросить ребенка, какое слово больше: слон (лев, тигр) или мышонок (лягушонок, котенок), то можно получить ответ, соответствующий образному восприятию ребенка. Он скажет, что слово мышонок, конечно же, меньше слова слон, так как звуковая оболочка слова не выступает для него материально, ее никак нельзя обследовать, взять в руки и пощупать. Сказанное слово быстро ускользает, а образ, привычный ребенку, остается.     Итак, выявляется еще одна особенность развития детей – образное восприятие. Это также необходимо учитывать в ходе работы.

 

Дошкольники учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов).

Сначала детей знакомят со звучащим словом, стараясь идентифицировать его с определенным образом предмета. Дети узнают, что одно и то же слово можно произнести громко и тихо, подобрать слова-«друзья» (мишка – шишка, свечка – печка, ком – бом, т. п.), что слова могут звучать похоже и различно.     Дети узнают, что слова отличаются по протяженности (короткие и длинные), знакомятся со слоговым делением слов на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется).

 Делят слова на части (кусочки), отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру.

Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – В, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие,). При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения.

Параллельно проводится работа по различению на слух твердых и мягких согласных звуков, объяснив дошкольникам, что есть звуки-братцы: старший и младший. При этом термины «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук» не употребляются. Дети различают звуки (братцев) акустически (на слух). Главное правило: звуки нужно называть так, как они звучат в словах. Это значит, что в слове рак первый звук р, а в слове рис– рь , в слове лак – л, а в слове лес – ль и т. д.

Ребята легко устанавливают, что «большой мотор» звучит твердо (р-р-р), а «маленький» – мягко (рь-рь-рь), «большой комар» поет– з-з-з, а «маленький»— зь-зь-зь и т. п.

    Детей учат определять первый звук в слове, что по сути является началом звукового анализа. Само по себе действие выделения первого звука в слове достаточно конкретно и доступно ребенку четырех лет. Пока детям непонятно, что такое звук в середине и в конце слова. При необходимости лучше употреблять термин «последний звук». Напомним, что на данном этапе мы говорим так, как слышим, то есть на конце слова нож произносим звук ш, а в слове арбуз– звук с. Придет время, и дети узнают все премудрости орфографии.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами), следует научить детей устанавливать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку.

Вводится термин «слог». Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слове.

    Параллельно детей знакомят со смыслоразличительной функцией звука: объясняют, что некоторые слова отличаются друг от друга лишь одним звуком (дом – сом, врачи – грачи, раки – маки, лев – лес, лук – жук и т. п.). При этом слова даются в стихотворном контексте, поэтому детям несложно догадаться, какой звук «хитрит». Например,

    На пожелтевшую траву

    Роняет лев (лес) свою листву.

    А. Шибаев

Цель следующего этапа работы — познакомить детей с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, научить различать их. Переходить к этому этапу можно только после того, как дети научатся разбирать слова, состоящие из трех звуков (мак, дом, дым, лук, лес, кит, шар, мяч, кот, тир, мел, сук, сыр и т. п). Занятия следует продолжать до тех пор, пока дети не научатся легко разбирать слова. При этом упражнения должны проводиться с опорой на картинки.

Вводятся термины «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

Продолжается работа по формированию графических умений (готовим руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

    В связи с этим программа для подготовительной группы включает три направления:

  • развитие фонетической стороны речи,
  • ознакомление со знаковой системой языка,
  • подготовка руки ребенка к письму.

Развитие способности ориентироваться в звуковой стороне речи. Дети шести лет, владея умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условно- символическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков).

В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов.

Ознакомление детей со знаковой системой языка. Детей 6–7 лет знакомят с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем обучают послоговому и слитному способам чтения, учат составлять слова и предложения из букв азбуки и т. д.

   Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

  •       Опознание буквы в ее связи со звуком
  •       Слияние нескольких букв в слог.
  •       Слияние нескольких слогов в слово.
  •       Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста

  •         ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика
  •         обучение следует проводить с использованием игровых методик
  •          обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне
  •         процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков.
  •         В основе обучения грамоте детей с нарушениями речи лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза.
  •            !!!! Очень важно воспитателям не смешивать в своей речи и речи детей понятия «Звук» и «Буква».  С самого начала обучения дети имеют дело со звуками речи. Дошкольники часто путают названия букв (дэ, ша, вэ и т. д.) со звуками. Эта путаница будет им мешать при обучении в школе. Для того чтобы подобного не случилось, воспитатель должен сам твердо усвоить, когда речь идет о звуках, а когда о буквах. Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их на слух и речевыми органами (губами, языком и т. д.). Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем, ощущаем руками и т. д.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).  В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, Ы, Э, И.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики).

Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо) Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] - в словах звучат ласково (мягко).

  •         Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
  •         Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).
  •         В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю).
  •        В русском языке 21 согласная буква (Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ). И еще 2 особенные буквы – это Ь и Ъ.

КАКИЕ СЛОВА НЕ ДАЁМ ДОШКОЛЬНИКАМ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

  1.       С йотированными гласными Е, Ё ,Ю, Я.   В начале слова они составляют 2 звука: Й+А, Й+О и пр. (ЯМА, ЁЛКА); после согласной – звучат как нейотированные, смягчая предыдущую согласную (МЁД, НЯНЯ, ЛЮК).
  2.      С безударной гласной О (КОРОВА, ОГУРЕЦ, МОЛОКО).
  3.       С безударным гласным  Э. Он в безударной позиции подвергается редукции и становится близким к звуку И. (ЭТАЖЕРКА, ЭКСКАВАТОР).  К тому же слов, где Э пишется так же, как произносится, не более 10 (Эмма, Элла, Эдик, эхо, мэр, пэр, сэр, дуэт, силуэт, эму). Такого количества сложных по значению слов недостаточно для обобщенного представления о звуке!
  4.       С аффрикатами Ч, Ц, так как они сами являются составными (ЧЬ=ТЬ+Щ, Ц=Т+С)
  5.       Со звонкими согласными Б, В, Д, Г, З, Ж в конце слова и перед глухой согласной, так как они оглушаются (ЮБКА, ГОД, НОЖ, НИЗКО, ВСЕ, ПОДСТАВКА) .
  6.      С непроизносимыми согласными ГРУСТНЫЙ, СЕРДЦЕ, ПРАЗДНИК.

Рекомендуемые задания и упражнения

по развитию речи дошкольников

  1.      Восприятие и воспроизведение ритма (послушай внимательно и простучи           

так же как я):

           _ _ . . _ _ 

          . . _ _ _ _ 

           _ . . . _ _   

  1.      Развитие восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

А) Ориентировка в пространстве:

- показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу.

Б) Ориентировка в схеме собственного тела: показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо.

В) Когда дети выстраиваются в колонну, спрашивать у детей с речевыми нарушениями «Кто где стоит?». (Между кем стоит Вася? Перед кем стоит Катя? За кем стоит Миша? После кого стоит Поля?).  Требуем от детей полного ответа: Вася стоит между Сашей и Юрой и т.п.

  1.      Обогащение словаря ребенка.

А) Игра «Я знаю 5 названий»:

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным воспитателем темам:

Мебель, овощи, фрукты, птицы, ягоды, насекомые, животные жарких стран, животные Севера, транспорт.

 

    Б) Подобрать антонимы (слова «наоборот»):

Друг __________                добро _______________

Горе _________                  горячий _____________

Легкий _______                  длинный_____________

Давать ________                поднимать____________

 

 

В) Подобрать слова – действия:

Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)

А как подает голос волк? (Воет)

А как подает голос лошадь? (Ржет)

А как подает голос овца? (Блеет)

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)

 А что делает продавец? (Продает)

А что делает маляр? (Красит)

 А что делает швея? (Шьет)

 

  1.      Развитие грамматического строя речи

       А) Игра «Один – Много» (употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа)

Глаз — глаза (Лист, Стул, Дерево, Пень, Воробей).

Б) Употребление числительных 2 и 5 с существительными (2 стола – 5 столов)

В) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Палец — пальчик, Крыльцо — крылечко.

Г) Образование названий детенышей животных:

У медведицы – медвежонок, у бобрихи - бобренок, у коровы - телёнок, у собаки – щенок.

Д) Образование относительных прилагательных:

Стол из дерева (какой?) — деревянный __________

Аквариум из стекла (какой?) _____

Крыша из соломы (какая?) ______

Стена из кирпича (какая?) __________

Шапка из меха (какая?)_____
      Носки из шерсти (какие?) ________

Сапоги из резины (какие?) _______

Крепость из снега (какая?) ________

Лопатка из металла (какая?)__
      Сок из яблок (какой?) 


Е) Образование притяжательных прилагательных:

Очки бабушки (чьи?) — бабушкины_____

Туфли мамы (чьи?) _____

Усы кошки (чьи?) _____

Хвост лисы (чей?) ____

Берлога медведя (чья?) ___

Гребень петуха (чей?)_________

5. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ба-па _________                  па-ба__________

га-ка__________                  ка-га__________

да-та__________                 та-да__________

ма-ба__________                 ба-ма__________

ва-ка__________                 ка-ва__________

ня-на__________                 на-ня__________

ба-па-ба________                па-ба-па________

да-та-да________                та-да-та________

га-ка-га_________               ка-га-ка________

за-са-за_________               са-за-са________

та-тя-та_________               тя-та-тя________    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей доу, родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста "Школа Буквознайки"

Авторское методическое пособие учителя - логопеда Максимовой И.В Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, р...

Методическая разработка - "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

   В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с тр...

Памятка-рекомендация для родителей, по обучению грамоте детей дошкольного возраста

middot;         Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а  чтение это перевод букв в зву...

Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Памятка-рекомендация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть информацией....

методическая разработка "Рекомендации по организации обучения грамоте детей дошкольного возраста"

Почему особенно важно начинать обучение грамоте именно в дошкольном детстве, как мотивировать ребёнка к деятельности, какие методы и приёмы использовать в работе. Какой спектр задач по обучению грамот...