Радуга-дуга - рабочая программа по дополнительному образованию детей
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Бронникова Надежда Викторовна

Радуга-дуга - это программа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga-duga.docx134.08 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Целевой

  1. Пояснительная записка

«Радуга-дуга» - рабочая программа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Катюша» (далее МАДОУ «Катюша»).

Программа определяет широкий спектр содержания работы с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности, способствующей формированию у детей эстетического восприятия мира, стремления познать его во всем богатстве форм и красок, целостному развитию личности в различных видах художественно-творческой  деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования РФ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;
  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • Устав МАДОУ «Катюша»;
  • Образовательная программа по дополнительному образованию детей «Мир прекрасного», разработанная педагогическим коллективом МАДОУ «Катюша».

Содержание Программы разработано в соответствии с программно-методическими материалами Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

Новизна Программы заключается в использовании детских работ для создания анимационных историй с помощью интерактивной мультстудии «I – Theatre».

Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Программа определяет содержание данной области с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности по художественно-эстетическому  воспитанию, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения.

            Программа разработана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет, срок реализации Программы - 2 года.

                    1.1.1. Цели и задачи Программы

Целью Программы является создание комфортной, эмоциональной среды для творческого развития ребенка, его самореализации через экспериментирование с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами и техниками.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

образовательные:

  • обучать теоретическим знаниям;
  • учить технологии работы с различными художественными материалами;
  • совершенствовать различные художественные навыки во всех видах изобразительной деятельности;
  • учить изображать реальные и фантазийные образы;
  • учить создавать композицию в зависимости от сюжета;

        развивающие:

  • развивать творческие способности: чувство цвета, композиции, художественный вкус;
  • развивать моторику рук, глазомер, координацию движений;
  • развивать воображение, память, фантазию, образное и пространственное мышление, эмоциональную отзывчивость;
  • знакомить с произведениями разных видов искусства, со средствами выразительности;
  • знакомить с композицией и ее законами;

        воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и усидчивость;
  • формировать эстетическое отношение к окружающему миру, умение видеть в нем   красивые явления и предметы;
  • воспитывать нравственные качества: доброжелательность, толерантность, заботу, честность;
  • формировать коммуникативные навыки и потребность развиваться.

Для каждого возраста задачи уточняются и конкретизируются.

Таблица 1.

Задачи по возрастным группам

Группа

Задачи художественно-творческого развития детей

Старшая группа

  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни.
  • Знакомить с нетрадиционными способами рисования. Учить детей изображению с натуры, по памяти, по воображению.
  • Учить смешивать цвета и получать нужные оттенки на листе бумаги.
  • Совершенствовать навыки свободного экспериментирования с художественными материалами.
  • Развивать цветовосприятие, чувство композиции, творческое воображение.
  • Поддерживать эмоционально-положительное отношение детей к процессу рисования.

Подготовительная к школе группа

  • Вызывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, явления природы, картины окружающей нас жизни, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом.
  • Расширять знания детей нетрадиционных способов изображения.
  • Развивать в детях художественный вкус, образное мышление и самостоятельность.
  • Воспитывать творческую активность и эстетические чувства.
  • Закреплять умение самостоятельно выбирать художественные материалы и нетрадиционные способы рисования для отображения в рисунке того или иного явления или предмета.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа опирается на традиции отечественной педагогики в лице Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Л. Г. Савенковой, Л. В. Пантелеевой, представляющих новый подход к художественно-творческому развитию детей, в котором гармонично (как на палитре художника) сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.

Важным условием эффективности реализации Программы является опора на следующие дидактические принципы:

  • создание развивающей эстетической среды (взаимодействие детей со взрослыми, увлечёнными искусством и понимающими его значение в жизни ребёнка, отбор высокохудожественных произведений, сопровождающих жизнедеятельность ребёнка; наличие качественных художественных материалов и др.);
  •   предоставление возможности каждому ребёнку творчески реализовать себя в каждом виде художественной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
  •   создание комфортных условий для художественно-эстетического развития детей: каждая встреча с искусством  должна доставлять детям искреннюю радость и удовольствие.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 

        Программа реализуется в старшей группе (10 человек), подготовительной к школе группе (12 человек). НОД в изостудии посещают дети, имеющие склонности к художественно-творческой деятельности.

        Программу реализует педагог дополнительного образования с высшей квалификационной категорией, стажем работы 30 лет.

Возрастные особенности воспитанников

Возрастные особенности развития ребёнка 5 - 6 лет в художественно-творческой деятельности

Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создавать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер: достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, форм и величины, строения предметов, систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки.

Возрастные особенности развития ребёнка 6 - 7 лет в художественно-творческой деятельности

В этом возрасте рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Развивается образное мышление, продолжает развиваться воображение.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

Результатами работы должны стать:

  • Наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному, усвоение нравственно-эстетических ценностей и стремление ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.
  • Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности.
  • Освоение выразительных возможностей художественных материалов, умение ими пользоваться в свободной художественной деятельности.
  • Умение находить новые нестандартные решения творческих задач, творческое саморазвитие ребенка в самостоятельной деятельности.
  • Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.

1.3. Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей

При реализации Программы педагогом проводится оценка индивидуального развития творческих способностей в рамках педагогической диагностики (мониторинга), цель которой заключается в определении эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.

С детьми проводится естественный педагогический эксперимент. Оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми.  На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты, в том числе и нетрадиционные для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента. Дети рассматривают материалы и инструменты, выбирают, что бы им хотелось сделать, выбирают материалы для реализации своего замысла. По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действия, игровое и речевое развитие художественного образа.

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
(авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)


1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:  

  • искренность;
  • непосредственность;
  • увлеченность;
  • интерес;
  • творческое воображение;
  • характер вхождения в образ;
  • специфические способности.
  1. Характеристика качества способов творческой деятельности:
  • применение известного в новых условиях;
  • самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;
  • нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка;
  • создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
    3.        Характеристика качества продукции:
  • нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа;
  •   соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;
  •  проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.
  1.     Общий вывод.

Таблица 2

Показатели художественно-творческого развития детей по возрастным группам

Группа

Показатели  

Старшая

  • Ребенок проявляет устойчивый интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает от этого радость и удовольствие. Видит свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные эстетические и сенсорные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми. Видит не только положительные, но и отрицательные эмоциональные состояния и настроения, их внешнее выражение у людей и в произведениях искусства. Сопереживает им.
  • Знает отличительные особенности некоторых жанров и видов изобразительного искусства.
  • Может общаться по поводу искусства, давая эмоционально-эстетическую оценку.
  • Обладает достаточно качественными техническими  и изобразительными навыками и умениями, способами различных видов изобразительной деятельности (в том числе нетрадиционной), позволяющими создавать выразительные и интересные образы.
  • Проявляет самостоятельность и творческую инициативу.

Подготовительная к школе

  • Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним.
  • Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности.
  • Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а так же в художественных образах, за внешним выражением переживаний, видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им.
  • Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности, понимает единство содержания и языка художественного образа.
  • Умеет различать и называть все цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); различает и называет черный, белый, серый цвета; оттенки цветов (светло-зеленый, темно-зеленый, темно-красный, темно-синий).
  • С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные), самостоятельно находит и воплощает в рисунке простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов.
  • В создаваемых образах передает доступными средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), владеет разными художественными техниками.

Раздел 2. Содержательный

  1. Содержание Программы 

Содержание программы

Старшая группа

Таблица 3.

№ п/п

Тема НОД

Цели и задачи НОД

1

Летний луг

Закрепить навыки рисования восковыми мелками и акварелью, печатанья по трафарету. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете; закреплять умение располагать изображение на полосе травы внизу листа, заполнять фон цветными мелками или акварелью. Развивать творческую активность, умение рассказывать о содержании своего рисунка. Воспитывать инициативность, самостоятельность

2

Осенние листья

Знакомить детей с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. Учить дополнять созданные формы ритмом мазков и пятен (красками), наносить жилкование (карандашами, фломастерами). Формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых осенних цветосочетаний, развивать описательную речь. Вызывать желание дополнять рисунок интересными элементами, подходящими по содержанию (небо, дождь, трава, другие листочки и т. д.). Развивать цветовосприятие. Воспитывать эстетические чувства

3

Нарядный  мухомор

Учить детей создавать выразительный образ сказочного мухомора, используя прием рисования пальчиками.  Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к природе, желание передавать свои впечатления в изобразительной деятельности

4

Ветка рябины

Знакомить детей с новым жанром живописи – натюрмортом. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Учить определять и передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Закреплять прием примакивания, способ рисования ватными палочками или пальчиками. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, видение эстетической красоты в натюрморте. Воспитывать художественный вкус

5

Прекрасная пора, очей очарованье…

Закреплять и расширять представления о приметах осени.  Закреплять знания детей о теплых цветах и их оттенках, умение смешивать гуашевые краски, рисовать кистью и тычком. Продолжать учить детей рисовать развесистые деревья с ветвистыми кронами. Учить рисовать по всему листу; знакомить с законами перспективы, передним, средним и дальним планами. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать творческую активность, художественный вкус

6

Что нам осень подарила?

Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение; учить детей сочетать в одном рисунке разные художественные материалы для передачи выразительности образа, развивать чувство композиции, воспитывать интерес к природе и желание передавать свои впечатления в изобразительной деятельности

7

Маленький ежик

Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов -«колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

Воспитывать самостоятельность, активность, любовь к животным

8

Чудесные превращения кляксы

Создавать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – кляксографией. Вызывать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм, учить дополнять изображение графическими средствами для создания выразительного образа. Развивать воображение, чувство цвета и ритма. Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность

9

Первый снег

Продолжать знакомить детей с произведениями художников и поэтов о зиме. Учить детей передавать в рисунке картину зимы, используя разные материалы, способы изображения: учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии. Закреплять умение изображать снег, используя рисование пальчиками или ватными палочками. Развивать чувство композиции, образное восприятие, творческую активность. Воспитывать желание любоваться красивыми зимними пейзажами и передавать свои впечатления в изобразительной деятельности

10

Заснеженный дом

 Учить создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применять способ рисования смятой бумагой и пальчиками или ватными палочками. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, активность

11

Веселые ладошки

Учить детей составлять образы и композиции, используя отпечаток цветной ладони, вносить в рисунок дополнения для передачи выразительности образа. Развивать композиционные умение, цветовосприятие. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность

12

Зимняя сказка

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега - «набрызги». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами. Воспитывать эстетические эмоции

13

Красивые картинки из разноцветной нитки

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

14

Плюшевый медвежонок

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. Воспитывать любовь к животным

15

Рыбка

Знакомить детей с техникой витража; учить рисовать рыбку, передавая ее строение, украшать ее деталями.  Продолжать развивать композиционные умения. Воспитывать желание передавать свои впечатления в художественной деятельности

16

Снежная семья

Учить рисовать снеговиков разных размеров. Совершенствовать технику рисования тычком. Закреплять знания детей о холодной цветовой гамме, учить использовать ее в своем рисунке. Воспитывать желание вносить в рисунок дополнения, соответствующие замыслу и передающие образную выразительность снеговиков (мамы, папы и сынишки или дочери)

17

Дед Мороз

Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями

18

Я рисую море…

Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений; учить детей договариваться и планировать коллективную работу.  Воспитывать самостоятельность, активность

19

Белая береза…

Вызывать желание изображать  зимнюю березку по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны (рисование тычком) и стройного ствола с тонкими, гибкими ветками (рисование тонкой кистью). Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона). Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус, желание любоваться красивыми заснеженными деревьями и передавать свои впечатления в художественной деятельности

20

Кошки

Учить детей создавать выразительный образ кошки, используя трафарет, передавать пушистость шерстки способом рисования поролоном. Воспитывать любовь к животным

21

Сладкая сказка

Продолжать работать над композиционной выразительностью рисунка через линию, цвет, структурное построение предметов. Закреплять приемы работы в технике монотипии. Развивать творческую фантазию, воображение; умение слушать сказку и передавать свои впечатления в изобразительной деятельности. Воспитывать художественный вкус

22

Мой папа

Закреплять умение рисовать лицо человека, передавая его характерные особенности, настроение, характер. Закреплять умение делать лёгкий набросок простым карандашом, а затем рисовать восковыми мелками;  учить сочетать в рисунке разные изобразительные техники. Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ  более полно, точно, индивидуально. Воспитывать чувство нежности и любви к папе

23

Цветные ладошки

Знакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). Вызывать интерес к собственной руке. Развивать воображение. Воспитывать умение создавать коллективную композицию, умение планировать и распределять работу среди участников творческого проекта

24

Сказочные цветы

Вызывать интерес к рисованию необычных цветов, используя разные приемы работы восковыми мелками, фломастерами, акварелью. Показать приемы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции. Активизировать в речи детей прилагательные. Воспитывать интерес к растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность

25

Красивые цветы для мамы

Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их с праздником открыткой, сделанной своими руками. Учить украшать цветами открытку для мамы, используя технику печатанья по трафарету; показать разные приемы декорирования цветов (рисование пятнышек, прожилок и т. д.). Развивать чувство цвета и композиции. Познакомить с этикетом поздравлений

26

Моя мама

Знакомить детей с портретом – одним из видов изобразительного искусства, картинами художников-портретистов. Учить рисовать портрет мамы, стараясь передать сходство (цвет волос и форму прически, цвет глаз, одежда и т. д.). Знакомить с пропорциями и симметрией человеческого лица. Закреплять умение делать лёгкий набросок простым карандашом, а затем рисовать восковыми мелками;  учить сочетать в рисунке разные изобразительные техники. Воспитывать чувство нежности и любви к маме

27

Сказочное дерево

Знакомить детей со способами работы в технике пластилинография. Учить изображать цветы в технике пластилинографии, инициировать поиск изобразительно-выразительных средств декорирования цветов (процарапывание, налепы, продавливание). Показать детям зависимость цвета и формы от характера изображаемого объекта. Воспитывать художественный вкус.

28

Сказочные птицы

Побуждать передавать в рельефной лепке образы сказочных птиц; развивать воображение, творческую фантазию, инициировать поиск изобразительно-выразительных средств декорирования цветов (процарапывание, налепы, продавливание). Показать детям зависимость цвета и формы от характера изображаемого объекта. Воспитывать художественный вкус

29

Звездное небо

Познакомить детей с историей космонавтики, рассказать, как 12 апреля Юрий Гагарин впервые полетел в космос. Учить создавать образ звездного неба, используя рисование пастелью и акварелью. Закреплять умение дополнять рисунок интересными и необычными деталями. Воспитывать чувство гордости за первого русского человека, полетевшего в космос

30

Белые лебеди

Расширять знания о птицах, умение предавать в рисунке грацию и красоту лебедей. Закреплять умение рисовать способом тычка. . Продолжать закреплять умение вносить в рисунок дополнения, соответствующие замыслу, воспитывать интерес к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве

31

Весеннее настроение

Развивать цветовое восприятие окружающей природы, весны, наблюдательности в выборе цвета, оттенка. Вызывать желание передавать в рисунке настроение просыпающейся весной природы. Учить детей рисовать разные деревья, создавая многоплановую композицию; совершенствовать умение использовать разные нетрадиционные техники рисования. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность

32

Космический пейзаж

Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Научить новому способу получения изображения - граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника

33

Как я люблю одуванчики

Вызывать у детей желание изображать первые весенние цветы. Расширять знания о первоцветах. Совершенствовать умения детей в работе разными нетрадиционными изобразительными техниками, закреплять умение располагать цветы по всему листу бумаги, находить изобразительно-выразительные средства для передачи образа одуванчика. Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус

34

Радуга-дуга

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе

35

Нарядные бабочки

Знакомить детей с техникой изображения симметричных предметов способом монотипии, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Развивать воображение, творчество. Воспитывать эстетические чувства

36

Ласковое солнышко

Вызывать у детей интерес к созданию солярных образов в нетрадиционных изобразительных техниках. Показать разные способы рисования лучиков. Развивать чувство цвета, формы и композиции

 Методическое обеспечение программы

Старшая группа

Таблица 4.

Тема НОД

Изобразительная техника

Используемые методы и приемы

Материал

Летний луг

Рисование восковыми мелками + акварель; печать по трафарету

Беседа о лете, стихи, дидактическая игра, презентация, создание мультфильма «Летняя сказка»

Бумага А4, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, поролон, гуашь

Осенние листья

Техника тиснения

Стихи об осени, дидактическая игра, показ способов тиснения, презентация

Бумага А4, сухие листья, гуашь

Нарядный  мухомор

Рисование пальчиками

Загадки, презентация

Бумага А4, гуашь, кисть

Ветка рябины

Рисование ватными палочками, пальчиками

Рассказ о жанре живописи – натюрморт, дидактическая игра, составление натюрморта, презентация

Бумага А4, гуашь, ватные палочки, простой карандаш

Прекрасная пора, очей очарованье…

Рисование тычком

Игровая мотивация задания,  презентация, коллективная работа

Бумага А3, гуашь, тычки

Что нам осень подарила?

Рисование пастелью и акварелью

Дидактическая игра, составление натюрморта, презентация

Бумага А4, пастель, акварель

Маленький ежик

Рисование штрихами

Презентация, показ способов рисования штрихом, создание мультфильма «Маленький ежик»

Бумага А4, простые и цветные карандаши

Чудесные превращения кляксы

Кляксография обычная и с трубочкой

Игра «Мы – свечки», дидактическая игра «Фантастическое животное»

Бумага А4, гуашь, трубочки для коктейля,  кисти разного размера и формы

Первый снег

Монотипия, рисование ватными палочками или пальчиками, рисование фломастерами по мокрой бумаге

Игра– фантазирование «Мы – снежинки», презентация,  беседа, дидактическая игра, показ приемов рисования в технике – монотипия

Бумага А3, ватные палочки, гуашь, фломастеры

Заснеженный дом

Рисование смятой бумагой, пальчиками, ватными палочками

Презентация, чтение стихов

Бумага А4, гуашь, ватные палочки, листы тонкой бумаги

Веселые ладошки

Рисование ладошкой

Игра-фантазирование «На что похоже?»

Бумага А3, гуашь

Зимняя сказка

Набрызг

Чтение стихов, презентация; дидактическая игра

Бумага А4, гуашь

Красивые картинки из разноцветной нитки

Рисование нитками

Игра-фантазирование «На что похоже?», показ способа рисования нитками

простой карандаш, флакончик клея ПВА с дозированным носиком, разноцветные отрезки ниток, фломастеры, ножницы

Плюшевый медвежонок

Рисование поролоновой губкой

Презентация, беседа, показ способа рисования с помощью трафарета и поролона

Цветной картон для фона, бумажные трафареты медведей, поролон, клей

Рыбка

Витраж

Игровая мотивация задания, презентация, создание мультфильма «Рыбки в пруду»

Бумага А4, восковые мелки, гуашь или акварель

Снежная семья

Рисование тычком

Чтение сказки, создание мультфильма «Снежная семья»

Бумага А3, гуашь, тычки

Дед Мороз

Рисование солью

Игровая мотивация задания, стихи, презентация

Бумага А4, гуашь , кисточка . соль в солонке

Я рисую море…

Рисование подручными материалами

Чтение стихов, рассматривание иллюстраций, презентация

Бумага А3, зубные щетки, гуашь

Белая береза…

Рисование тычком

Презентация , рассматривание иллюстраций

Бумага А4, акварель, блестки

Кошки

Рисование с помощью трафарета и поролона

Чтение стихов, игра-фантазирование

Листы А3, трафареты кошек, поролон, гуашь

Сладкая сказка

Монотипия, рисование пастелью, фломастерами по мокрой бумаге

Чтение сказки, игра-фантазирование, презентация, создание мультфильма «Сладкая сказка»

Бумага А4, акварель, фломастеры, пастель

Мой папа

Рисование восковыми мелками, гуашью

Дидактическая игра, рассматривание фотографий

Бумага А4, восковые мелки, гуашь

Цветные ладошки

Отпечаток ладошки

Дидактическая игра «На что похоже?»

Бумага А3, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш

Сказочные цветы

Рисование восковыми мелками

Игровая мотивация задания, сказка о волшебном цветке

Бумага А4, гуашь, трафареты цветов

Красивые цветы для мамы

Печатанье по трафарету

Чтение стихов о маме, беседа, презентация

Бумага А3, восковые мелки

Моя мама

Рисование восковыми мелками, гуашью

Дидактическая игра, рассматривание фотографий

Бумага А4, восковые мелки, гуашь

Сказочное дерево

Пластилинография

Сказка, игровая мотивация задания; знакомство с техникой «Пластилинография»

Заранее подготовленный фон с контуром дерева, пластилин

Сказочные птицы

Пластилинография

Сказка, игровая мотивация задания, создание мультфильма «Заколдованный сад»

Заранее подготовленный фон с контуром дерева, пластилин

Звездное небо

Рисование пастелью, акварелью

Презентация «Путешествие в космос»

Бумага А3, масляная пастель, акварель

Белые лебеди

Рисование тычком

Чтение стихов, презентация

Бумага А4, гуашь, тычки

Весеннее настроение

Рисование тычком, веточкой, поролоном, пастелью

Чтение стихов, презентация

Бумага А3, гуашь, поролон, тычки, сухие веточки

Космический пейзаж

Граттаж

Презентация, знакомство с граттажем, создание мультфильма «В далеком космосе»

Альбомный лист с готовой основой под граттаж, деревянная шпажка

Как я люблю одуванчики

Рисование тычком, печатанье ластиком карандаша

Стихи, беседа, подвижная игра «Одуванчики»

Бумага А4, гуашь, тычки, карандаши с ластиком

Радуга-дуга

Рисование по мокрой бумаге, рисование пастелью

Игровая мотивация задания, сказка «Как радуга себе наряд искала», презентация

Бумага А3, гуашь, акварель, пастель

Нарядные бабочки

Монотипия

Рассматривание иллюстраций, игра-фантазирование, презентация

Бумага А4, гуашь

Ласковое солнышко

Рисование вилкой, ватными палочками, мелками

Сказка, игровая мотивация задания, презентация

Бумага А4, ватные палочки, вилки, мелки, гуашь

Содержание программы

Подготовительная к школе группа

Таблица 5.

№ п/п

Тема НОД

Цели и задачи НОД

1

Вспоминаем лето. Цветочная поляна

Выявить уровень развития художественных способностей детей к изобразительной деятельности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность

2

Листопад

Учить детей составлять образ разных деревьев и кустов, используя различные изобразительные техники. Побуждать к поиску оригинальных способов создания кроны дерева. Формировать композиционные умения (размещать элементы композиции по всему пространству листа). Познакомить с явлением контраста. Воспитывать желание любоваться красотой осенней природы и воплощать в художественной форме свои представления, переживания и чувства

3

Осенний пруд

Знакомить детей с техникой рисования двойных (зеркальных) изображений (монотипией). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширять возможности рисования  «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности

4

Ежиха с ежатами

Учить детей отражать в рисунке свое представление о животных (еже). Инициировать поиск средств художественно-образной выразительности для передачи характерных особенностей ежа. Знакомить детей с техникой сочетания в рисунке разных художественных материалов. Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать интерес к природе

5

Осень, птицы улетают

Создать условия для экспериментирования с отпечатками ладошек. Показать сходство очертаний птицы с силуэтом ладони. Учить создавать выразительные образы птиц с помощью дополнительных деталей. Развивать восприятие, чувство формы и цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность

6

Грибное лукошко

Учить детей создавать композиции, применяя отпечаток своей ладошки. Вызывать желание дополнять изображение необходимыми деталями. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе

7

Пушистые животные

Учить детей создавать выразительные образы разных животных, используя трафарет, передавать фактуру пушистой шерстки с помощью рисования поролоном. Вносить в рисунок дополнения, характеризующие то или иное животное. Воспитывать любовь к живой природе

8

Чудесная мозаика

Вызывать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Учить составлять многоцветную гармоничную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров

9

Радуга

Знакомит детей с техникой рисования по смятой бумаге. Учить самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях. Вызывать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению; развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе

10

Закат солнца

Учить детей рисовать закат солнца акварельными красами. Совершенствовать технику рисования по мокрому, вливая цвет в цвет, подбирать красивое цветосочетание. Закреплять знание о теплых и холодных оттенках. Упражнять в смешивании красок на палитре. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетические чувства

11

Зимние деревья

Воспитывать эстетическое отношение к природе. Познакомить со способом рисования дерева – оттиск капустного листа, с дальнейшей прорисовкой деталей. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе

12

Необычные картины

Учить детей задумывать простой сюжет и воплощать замысел в рисовании. Развивать чувство цвета и композиции. Учить заполнять изображение отпечатками ластика на карандаше. Воспитывать инициативность, самостоятельность

13

Снежный город или зимняя ночь

Познакомить детей с техникой рисования пастелью по бархатной бумаге; совершенствовать умение располагать изображение по всему листу бумаги, рисовать разные дома и деревья, вносить в рисунок дополнения для передачи большей выразительности; воспитывать аккуратность в работе

14

Снегири на ветках

Продолжать формировать у детей обобщенное представление о птицах, пробуждать у детей интерес к определенным птицам, расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя способ тычка. Развивать композиционные умения, чувство формы и цвета. Воспитывать бережное отношение к птицам

15

Витражи для окошек в избушке Зимушки-зимы

Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей с понятием «витраж» и техникой его выполнения. Закреплять умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка. Воспитывать интерес к экспериментированию с изобразительными материалами

16

Северное сияние

Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями и отражать свои впечатления в изобразительной деятельности. Познакомить детей с способом изображение – граттаж. Учить процарапывать изображение северного сияния короткими штрихами, дополнять композицию аппликативным изображением белого медведя. Воспитывать интерес к экспериментированию с изобразительными материалами

17

Дед Мороз и Снегурочка

Вызывать у детей желание изобразить сказочных персонажей, передавая их характерные особенности. Учить сочетать в работе различные изобразительные техники и художественные материалы. Воспитывать самостоятельность, инициативность, творчество

18

Сказка о дивных снежинках

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительными материалами. Развивать воображение, творчество

19

Дом моей мечты

Учить вносить в рисунок различные дополнения, передавая выразительность образа. Развивать воображение. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замысла

20

Золотая рыбка

Учить детей задумывать образ сказочной рыбки и воплощать замысел в рисунке. Инициировать детей на внесение в работу дополнений. Воспитывать художественный вкус, цветовосприятие, аккуратность в работе

21

Подводный мир

Закреплять представления детей о подводной флоре и фауне, умение рисовать на определенную тему в различных художественных техниках. Учить детей изображать  подводных жителей восковыми мелками, акварелью, передавая их характерные особенности. Развивать творческое воображение, фантазию, композиционные умения, цветовосприятие. Воспитывать активность, инициативность

22

Сова в дупле

Продолжать учить детей сочетать в одной работе разные изобразительные техники; совершенствовать композиционные умения, цветовосприятие; воспитывать аккуратность в работе

23

Жар-птица

Вызвать интерес к самостоятельному поиску изобразительно-выразительных средств для создания образа сказочной птицы. Учить сочетать в одном художественном образе аппликативные и живописные элементы,  познакомить детей с художественным приемом «наложение», знакомить с приемами штриховки восковыми мелками. Воспитывать художественный вкус

24

Пингвины на льдине

Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение передавать в рисунке несложный сюжет. Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая их прямо на бумаге. Закреплять знания о холодных цветах, воспитывать интерес к животным

25

Золотой петушок

Создавать условия для изображения детьми образа сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Закреплять умение использовать в работе разные художественные материалы. Развивать воображение, чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук. Поддерживать  самостоятельность, уверенность, инициативность в поиске средств художественно-образной выразительности. Воспитывать художественный вкус

26

Одуванчики в подарок маме

Инициировать детей на поиск средств художественно-образной выразительности, умение использовать в работе различные изобразительные техники. Воспитывать желание сделать приятное любимому человеку. Развивать художественный вкус, творческое воображение

27

Волшебное превращение

Учить детей передавать свое отношение к художественному образу, используя средства выразительности пластилинографии. Продолжать учить детей создавать пластическую композицию по мотивам сказки: выбирать эпизод сказки, задумывать сюжет композиции, планировать и воплощать свой замысел. Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус

28

Цветик-многоцветик

Закреплять представления детей о цветовом многообразии; закреплять знание основных цветов. Расширить знание цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоение способов их получения. Закреплять навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира

29

Чудесное превращение точки

Знакомить детей с разнообразием изобразительных приемов, закреплять навыки работы с гуашью. Знакомить детей с приемом рисования – пуантилизмом (способ получения изображения – мелкие точки). Развивать образное восприятие, чувство цвета, ритма и формы. Поощрять выбор детьми оригинальных сюжетов для рисунка, внесение в него дополнений, позволяющих передать выразительность изображаемого образа. Воспитывать инициативность, самостоятельность, активность

30

Березы весной

Углублять знания о временах года, воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность и память. Инициировать поиск детьми изобразительных техник и материалов для передачи выразительности образа. Развивать композиционные умения и чувство цвета. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе

31

Веселые игрушки

Учить детей создавать объемные игрушки из яичной скорлупы (птицы, рыбки, портреты, цветы, гномики, цыплята и т. д.), произвольно сочетая природные и бытовые материалы. Учить детей рисовать на объемной форме (на яйце, из которого удалено содержимое). Развивать чувство формы, цвета. Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность в работе

32

Дерево жизни

Учить детей создавать сложную композицию из пластилина по фольклорным мотивам («дерево жизни»). Продолжать знакомить с техникой рельефной лепки из пластилина. Развивать способности к композиции. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. Воспитывать интерес к народной культуре, желание участвовать в оформлении интерьера

33

Цветы и бабочки

Закреплять знание свойств разных материалов, используемых в работе (восковые мелки, акварель, ватные палочки). Развивать композиционные  навыки, пространственные представления. Воспитывать эстетические чувства

34

Цветущие сады

Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, знакомить с внешним видом кустарников – сирени и черемухи, их цветущих веток. Закреплять умение рисовать тычком. Формировать чувство композиции и ритма

35

Сказочные цветы

Закреплять умение рисовать по мокрой бумаге; учить детей задумывать сказочный цветок, воплощать свой замысел в рисунке; передавать особенности сказочного цветка; поощрять внесение в рисунок интересных дополнений. Рисование необычных цветов способом «рисования по мокрой бумаге». Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус

36

Витражи для терема Лета

Средствами художественного слова показать детям, как прекрасна природа в летнее время года. Продолжать знакомить детей с понятием «витраж», техникой его выполнения. Закреплять умение рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона. Воспитывать инициативность, активность, самостоятельность

Методическое обеспечение программы

Подготовительная к школе группа

Таблица 6.

Тема НОД

Изобразительная техника

Используемые методы и приемы

Материал

Вспоминаем лето. Цветочная поляна

Рисование дном пластиковой бутылки и гуашью

Беседа о лете, стихи, просмотр презентации

Бумага А3, пластиковые бутылки, гуашь, кисти

Листопад

Рисование тычком, восковые мелки + акварель, кляксография

Чтение стихов, презентация, беседа, экспериментирование с различными художественными материалами, дидактическая игра

Бумага А3, гуашь, акварель, восковые мелки, печатки, тычки, трубочки для коктейля

Осенний пруд

Монотипия пейзажная, аппликация

Игра – фантазирование «Какое я дерево», беседа, дидактическая игра

Бумага А3, гуашь, акрил, кисти, простой карандаш, два вырезанных из бумаги лебедя, клей

Ежиха с ежатами

Рисование пластиковой вилкой

Презентация, показ способа рисования вилкой, создание мультфильма «Ежиная семья»

Бумага А3, гуашь, пластиковые вилки

Осень, птицы улетают

Рисование ладошками

Презентация, стихи, загадки

Бумага А3, гуашь, влажные салфетки

Грибное лукошко

Рисование ладошками

Презентация, показ способа рисования

Бумага А3, гуашь, влажные салфетки

Пушистые животные

Рисование с помощью трафарета и поролона

Презентация, игровая мотивация задания

Лист А3, трафареты животных, поролон, гуашь, кисти

Чудесная мозаика

Рисование восковыми мелками + гуашь или акварель

Беседа, презентация, показ способов рисования мозаики

Бумага А3, восковые мелки, акварель

Радуга

Акварель на мятой бумаге

Презентация, стихи, загадки, создание мультфильма «Сказка про радугу»

Бумага А3, предварительно смятый, акварель, простой карандаш

Закат солнца

Акварель по мокрой бумаге, кляксография с трубочкой

Презентация, стихи, загадки

Бумага А3, А4, гуашь, простой карандаш, черная тушь, трубочки для коктейля

Зимние деревья

Рисование капустным листом

Презентация, показ способов рисования капустным листом

Бумага А3, гуашь, кисти разного размера, капустные листы

Необычные картины

Оттиск ластика на карандаше

Игра-фантазирование

Бумага А3, предварительно смятый, акварель, простой карандаш

Снежный город или зимняя ночь

Рисование пастелью по бархатной бумаге

Игра – фантазирование «Волна», презентация

Бархатная бумага, пастель, клей с блестками

Снегири на ветках

Рисование тычком

Загадки, стихи, презентация, создание мультфильма «Как розовые яблоки на ветках снегири»

Тонированная бумага, тычки, гуашь

Витражи для окошек в избушке Зимушки-зимы

Витраж – клеевая картинка

Чтение сказки, дидактическая игра «Палитра»

Бумага А3, гуашь, простой карандаш, восковые мелки

Северное сияние

Граттаж и аппликация

Презентация, игра «Дотрогашки»

Заранее подготовленные листы для граттажа, деревянные шпажки, изображения белых медведей, клей

Дед Мороз и Снегурочка

Рисование акварельными карандашами, тычком

Презентация, игровая мотивация задания, создание мультфильма «Новогодняя сказка»

Бумага А3, акварельные карандаши, гуашь белого цвета, тычки

Сказка о дивных снежинках

Рисование свечой + акварель

Презентация, сказка

Бумага А4, восковые мелки, акварель

Дом моей мечты

Гуашь на белом фоне

Игра-фантазирование

Бумаг А3, гуашь, простой карандаш

Золотая рыбка

Рисование контурами, гуашью, блестками

Игровая мотивация задания, дидактическая игра, игра-фантазирование «Мы – волны»

Бумага А3, контуры, гуашь, кисти, блестки, простой карандаш

Подводный мир

Восковые мелки, акварель, аппликация

Игровая мотивация задания, игра-фантазирование «Рисование клубком»

Лист бумаги А3, фломастеры, акварель, простой карандаш, восковые мелки

Сова в дупле

Пластилиновая живопись, аппликация

Презентация, стихи, загадки

Листы бумаги, пластилин, восковые мелки, сухие листья, клей

Жар-птица

Гуашь или акварель, восковые мелки, аппликация

Игровая мотивация задания, показ способов рисования мыльными пузырями, беседа

Бумага А3, гуашь или акварель, простой карандаш

Пингвины на льдине

Рисование тычком

Игровая мотивация задания, беседа, загадки, чтение стихов, презентация, создание мультфильма «Пин и Гвин»

Листы тонированной бумаги, гуашь, простой карандаш, тычок

Золотой петушок

Рисование восковыми мелками + акварель

Рассматривание иллюстраций, стихи

Бумага А3, восковые мелки, акварель

Одуванчики в подарок маме

Набрызг, аппликация

Беседа

Листы картона для основы, трафареты, белая гуашь, цветная бумага, ножницы., клей

Волшебное превращение

Пластилинография

Сказка «Волшебное превращение», игра – фантазирование «мы – свечки», создание мультфильма «Про бабочек»

Листы цветного картона, пластилин, стеки

Цветик-многоцветик

Рисование контуром, смешивание цветов

Игра-фантазирование «Волна»

Бумага А3, контуры, гуашь, кисти

Чудесное превращение точки

Пуантилизм (рисование точками)

«Сказка о точке», рассматриваем репродукции картин, выполненных в стиле пуантилизм

Бумага А4, гуашь, ватные палочки, простой карандаш

Березы весной

Рисование тычком, веточкой, поролоном

Рисование на ткани (батик)

Презентация, стихи, загадки

Бумага А3, акварель, гуашь, поролон, сухие веточки

Веселые игрушки

Моделирование объемных поделок из яичной скорлупы

Беседа, стихи, дидактическая игра

Яичная скорлупа, цветная бумага, ножницы, клей

Дерево жизни

Пластилинография

Игра-фантазирование со свечой, дидактическая игра, игровая мотивация задания

Пластилин, картон, бусины, бисер, семена

Цветы и бабочки

Рисование восковыми мелками + акварель, ватными палочками

Презентация, стихи, загадки

Бумага А3, наборы цветной бумаги, клей, простой карандаш

Цветущие сады

Рисование тычком

Презентация, стихи, игра «Палитра»

Листы А3, гуашь, кисти, тычки, палитры

Сказочные цветы

Рисование по мокрой бумаге

Чтение сказки, игра-фантазирование, создание мультфильма «Сказочные цветы»

Бумага А4, акварель, гуашь

Витражи для терема Лета

Витраж – клеевая картинка

Чтение сказки, дидактическая игра «Палитра»

Бумага А3, гуашь, простой карандаш, восковые мелки

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Программа предполагает работу с детьми в изостудии в форме НОД, совместной работы детей с педагогом, а так же самостоятельной творческой деятельности. Для успешной творческой деятельности детей в изостудии необходимы чередование разных видов НОД с использованием дидактических игр, игровых моментов, наблюдений, графических и живописных упражнений, а также применение технических средств обучения (мультистудия).

Руководство деятельностью детей со стороны педагога не носит обучающего характера. Основная задача – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

        К НОД в изостудии дети готовятся самостоятельно, в это время они уже мысленно входят в творческую работу, начинают понимать, что им предстоит делать.

Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность. Воображение служит хорошим помощником для расслабления. Во время НОД следует использовать различные релаксационные упражнения («Мы – свечки», «Волна в океане», «Магазин надувных игрушек», «Дотрогашки».).

        Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, особенно звуки живой природы: шелест листвы, шум дождя, ветра, раскаты грома, звуки набегающей волны и т. д. После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринужденно фантазировать и воображать, они готовы неординарно мыслить и творить.

        Во время НОД рекомендуется использовать игровые психотерапевтические техники: «Рисование с помощью клубка», «Рисунок-игра» и другие.

        Внимание – необходимое условие любой деятельности. Ребенку необходимо помочь научиться управлять своим вниманием, для этого нужны специальные игры: «Натюрморт», «Картинка», «Говорящие предметы» и другие.

        Хорошая память формируется путем тренировок. Игры, которые используются для этого, включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (например: композиция, эскиз, натюрморт), а так же зрительных стимулов (картины художников, этапы рисования бабочки, получение оранжевого, зеленого цвета и т. д.).

        Развитие речи предполагает расширение активного словарного запаса, развитие связной речи и формирование речевого мышления. Практически на любом занятии в изостудии от детей требуется выполнение действий, в которых активно участвуют два важнейших психических процесса, неразрывно связанных друг с другом – речь и мышление. Для этого используются различные игры («Ожившая картина», «Загадай и отгадай» и др.).

        Очень важно во время НОД использовать игровую сказкотерапию. Сказка позволяет взрослому найти общий язык с ребенком, а ребенку – спроецировать свои страхи и опасения на персонажей историй, олицетворить себя с персонажами, чьи качества и черты характера он хотел бы иметь.

        В процессе изобразительной деятельности дети общаются с педагогом, друг с другом, разговаривают о том, что делают, делятся замыслом, обсуждают ход создания изображения, вместе любуются «шедевром», вспоминают, что особенно понравилось, что не совсем получилось и т. д.

        НОД в изостудии организовывается так, что бы это вызывало у детей позитивный настрой. Положительные эмоции у ребят появляются и тогда, когда им предоставляется свобода в выборе материалов для изображения. Следует отказываться от сложившихся штампов, которые приводят к однообразию и скуке на занятиях, препятствуют развитию художественного творчества.

        Очень важно, что бы детям было интересно, что бы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. Как добиться такого эффекта?

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей, неповторяющиеся задания, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает   живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно всякий раз создавать новую ситуацию так, что бы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. В эпоху цифровых технологий, наряду с традиционными формами выражения, такими как театр, музыка, искусство в работе с дошкольниками возникает потребность распространения идеи активного использования информационных средств. Это нужно для того, чтобы каждый ребенок имел возможность выйти за рамки стереотипов.

        Вот тут интересно использовать интерактивную систему «I – Theatre» как инструмент поддержки ребенка в течение всей творческой деятельности: от подготовки персонажей и фонов (нарисованных на бумаге традиционным и нетрадиционным методом), до цифрового формата и последующего создания и использования анимационных сказок.

        Организованная деятельность по созданию мультфильмов дошкольниками позволяет решать образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи, развивать творческие способности детей, активизировать познавательные процессы и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности.

        При работе над образом или композицией к мультфильмам важна коллективная деятельность дошкольников, потому что она:

  • формирует навыки работы в коллективе;
  • совершенствует навыки сотрудничества и взаимопомощи;
  • развивает творческие способности детей;
  • активизирует познавательные процессы.  

        Особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. В процессе коллективной работы создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с педагогом, а по завершению работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их.

        

            Известно, что игра занимает важное место в жизни ребенка. Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется возможность установления связи между ними, способствующей углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творческой деятельности.

        Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность. Результат получается более высоким, так как ребенок не просто рисует,  а передает в изображениях образы игры.

 Другими словами, игра и творчество - это создание чего-то существенно нового, отсутствующего в опыте ребенка и не соответствующего какому-нибудь реально существующему предмету, которое, приняв материальное воплощение, начинает существовать в мире ребенка. Для этого необходимо тщательно продумывать возможность применения игровых приемов во время НОД, создания игровых ситуаций, в которых дети принимают на себя роль тех или иных персонажей, действуют так, как действовали бы герои.

        В процесс изобразительного творчества включаются дидактические игры, потому что они:

  • Увеличивают его привлекательность для детей.
  • Способствуют его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям передавать в процессе рисования их характерные черты и детали).
  • Совершенствуют детское творчество (знания об общих свойствах сходных         предметов позволяют овладевать обобщенными способами изображения этих предметов).        

        Просмотр и анализ детских работ (готового продукта) – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. В зависимости от того, как осуществляется просмотр, анализ и оценка детских рисунков (готового продукта), у ребенка возникает либо положительная мотивация деятельности, что служит импульсом для дальнейшего развития творческих способностей, либо отрицательная, когда он отказывается работать.

        При организации НОД рекомендуется использовать разные формы организации:

  • Фантазирование. Эти занятия, прежде всего, предполагают выбор всевозможных художественных материалов для работы ребенка. Детям предлагаются различные творческие задания:

        «Сейчас мы будем в течение минуты смотреть на этот цветок. По истечении времени вы должны нарисовать не цветок, а те чувства, которые испытываете, глядя на него, или то, что почувствуете, когда закончится время».

        «Проделайте дыхательные упражнения, изобразите теперь то, что вы чувствуете».

        «Нарисуйте счастливые, мягкие, печальные, сердитые, испуганные, радостные, озорные и всякие другие линии».

        «Нарисуйте каракули, отыщите в них картинку. Что вы увидели? Расскажите историю».

        «Нарисуй себя в виде зверя и обстановку, в которой вы оказались».

        «Просто водите рукой по бумаге и делайте с ней что угодно. Затем посмотрите, как теперь выглядит лист бумаги».

        «Нарисуйте себя таким маленьким, каким вы были в раннем детстве».

        Можно использовать «волшебную палочку». К кому она прикоснется, тот выполняет определенные действия или движения.

  • Игра. Эти занятия предполагают проведение различных игр – подвижных, дидактических, игр-инсценировок, игр-драматизаций.
  • Сказка. Эти занятия предполагают инсценировку, проигрывание, проговаривание и прорисовывание различных сказок. Для создания сказочной атмосферы возможно использование свечи на занятии. Дети садятся в круг, в центре которого зажигается свеча. Педагог говорит, что эта свеча – душа нашей группы, она поможет нам совершать различные путешествия в страну сказок. Рекомендуется использовать на таких занятиях «сказочный сундучок», «волшебный мешочек», «шапку-невидимку»  и другие сказочные атрибуты.

        Руководя изобразительной деятельностью, следует помнить об условиях, необходимых для успешного овладения ею и развития творчества детей. Назовем эти условия.

  • Основываясь на положении отечественной психологии о роли деятельности в формировании личности и положении Л. С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, мы считаем важным условием взаимосвязь воспитания, обучения и творчества. Большое внимание нужно уделять развитию самостоятельности, предоставлению детям широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.
  • Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания и разных видов художественной деятельности и искусства, разнообразной художественно-творческой деятельности детей.
  • Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, художественно-речевой, музыкальной.
  • Для успешной работы с детьми необходим творческий подход к отбору содержания образования, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых. В педагогический процесс необходимо широко включать разнообразные игры, игровые приемы и игровые ситуации.
  • Необходимо создание в изостудии художественно-творческой среды. При этом активное участие в оформлении должны принимать дети.
  • Отношение к каждому ребенку должно быть тактичным, внимательным, надо проявлять уважение к процессу творчества и результатам его творческой деятельности.

При организации художественно-творческой  деятельности педагог использует следующие виды педагогических технологий:

  1. Здоровьесберегающие технологии.
  2. Технологии развивающего обучения.
  3. Технология проектного метода обучения.
  4. Игровые технологии.
  5. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).  

2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание содружества «Родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Для достижения вышеуказанной цели предусматривается решение следующих задач:

  • создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками образовательного процесса;
  • выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребёнком в МАДОУ и семье;
  • создавать условия для саморазвития взрослых (родителей, педагогов) ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребёнка, его успешной социализации;
  • повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
  • поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье;
  • расширять сферу участия родителей в организации жизни в МАДОУ; устанавливать партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование;
  • консультации;
  • мастер-классы;
  • открытые занятия;
  • день открытых дверей;
  • творческие гостиные;
  • совместные творческие проекты.

Раздел 3. Организационный

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности организации предметно-пространственной среды

        

  1. Материально-техническое обеспечение Программы
  • Интерактивная доска.
  • Ноутбук.
  • Детская интерактивная студия.
  • Многофункциональная система для песочной анимации.
  • Бумага и картон разного цвета и формата.
  • Клей ПВА и клей-карандаш.
  • Кисти разных размеров и форм (щетинистые, круглые, флейцы, тычки).
  • Подручный материал (ватные палочки, поролон, зубные щетки, трубочки для коктейля и т. д.).
  • Различные художественные материалы (мелки, акварель, гуашь, карандаши, фломастеры, пастель, акриловые краски и т. д.).

  1. Обеспеченность методическими материалами
  1. В. В. Ячменев        Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми. – М.: Гуманит, издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 184 с.
  2. М. М. Евдокимова        Волшебные краски. – М.: Школьная пресса, 2001. -16 с.
  3. О. А. Никологорская        Игры с красками и бумагой. – М.: Школьная пресса, 2003. – 48 с.
  4. Л. Б. Дорягина        Радуга-дуга. Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. -32 с.
  5. О. М. Сахарова        Я учусь рисовать. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. -32 с.
  6. Е. Г. Лебедева        Простые поделки из бумаги и пластилина.- М.: Айрис-пресс, 2005. – 176 с.
  7. О. Соловьева                Необыкновенное рисование. – М.: мозаика-синтез, 2005. – 24 с.
  8. Н. В. Трофимова, Т. И. Тарабарина        И учеба, и игра. Изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.
  9. И. Д. Агеева                Занимательные материалы по изобразительному искусству.- М.: ТЦ Сфера, 2006. -160 с.
  10. И. М. Петров                Объемная аппликация. – СПб.: «детство-пресс», 2004. – 48 с.
  11. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин        Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 64 с.
  12. С. К. Кожохина          Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2002, - 192 с.
  13. М. М. Безруких        Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2001. – 224 с.        
  14. Л. В. Филиппова        Сказка как источник творчества детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
  15. Р. Г. Казакова        Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М.: ТЦ Сфера, 2004, - 128 с.
  16. А. И. Савенков        Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.
  17. Джоан Фриман        Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет. (Перевод с анг. – М.: ТОО Центр «ПРО» при участии АОЗТ «Альвис» и АО «Столетие», 1995. – 240 с.)
  18. Е. Е. Кравцова        Разбуди в ребенке волшебника.- М. Просвещение: Учебная литература, 1996. – 196 с.
  19. Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина        Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников.
  20. Т. С. Комарова        Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-синтез, 2006. – 192 с.

3.2. Организация НОД

Непосредственно образовательная деятельность с детьми планируется с учётом требований СанПиН и проводится в каждой возрастной группе 1 раз в неделю.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей:

  • от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
  • от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Тематическое планирование содержания работы по художественно-творческой деятельности в старшей группе

Таблица 7.

№ п/п

Тема НОД

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1

Летний луг

1

0,5

0,5

2

Осенние листья

1

0,5

0,5

3

Нарядный  мухомор

1

0,5

0,5

4

Ветка рябины

1

0,5

0,5

5

Прекрасная пора, очей очарованье…

1

0,5

0,5

6

Что нам осень подарила?

1

0,5

0,5

7

Маленький ежик

1

0,5

0,5

8

Чудесные превращения кляксы

1

0,5

0,5

9

Первый снег

1

0,5

0,5

10

Заснеженный дом

1

0,5

0,5

11

Веселые ладошки

1

0,5

0,5

12

Зимняя сказка

1

0,5

0,5

13

Красивые картинки из разноцветной нитки

1

0,5

0,5

14

Плюшевый медвежонок

1

0,5

0,5

15

Рыбка

1

0,5

0,5

16

Снежная семья

1

1

17

Дед Мороз

1

0,5

0,5

18

Я рисую море…

1

0,5

0,5

19

Белая береза…

1

1

20

Кошки

1

1

21

Сладкая сказка

1

1

22

Мой папа

1

1

23

Цветные ладошки

1

1

24

Сказочные цветы

1

1

25

Красивые цветы для мамы

1

1

26

Моя мама

1

1

27

Сказочное дерево

1

0,5

0,5

28

Сказочные птицы

1

1

29

Звездное небо

1

0,5

0,5

30

Белые лебеди

1

1

31

Весеннее настроение

1

1

32

Космический пейзаж

1

0,5

0,5

33

Как я люблю одуванчики

1

1

34

Радуга-дуга

1

1

35

Нарядные бабочки

1

0,5

0,5

36

Ласковое солнышко

1

1

Всего:

36

Тематическое планирование содержания работы по художественно-творческой деятельности в подготовительной к школе  группе

Таблица 8.

№ п/п

Тема НОД

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вспоминаем лето. Цветочная поляна

1

0,5

0,5

2

Листопад

1

1

3

Осенний пруд

1

1

4

Ежиха с ежатами

1

0,5

0,5

5

Осень, птицы улетают

1

1

6

Грибное лукошко

1

1

7

Пушистые животные

1

1

8

Чудесная мозаика

1

0,5

0,5

9

Радуга

1

0,5

0,5

10

Закат солнца

1

1

11

Зимние деревья

1

0,5

0,5

12

Необычные картины

1

1

13

Снежный город или зимняя ночь

1

0,5

0,5

14

Снегири на ветках

1

1

15

Витражи для окошек в избушке Зимушки-зимы

1

0,5

0,5

16

Северное сияние

1

0,5

0,5

17

Дед Мороз и Снегурочка

1

1

18

Сказка о дивных снежинках

1

0,5

0,5

19

Дом моей мечты

1

1

20

Золотая рыбка

1

0,5

0,5

21

Подводный мир

1

1

22

Сова в дупле

1

1

23

Жар-птица

1

1

24

Пингвины на льдине

1

1

25

Золотой петушок

1

1

26

Одуванчики в подарок маме

1

1

27

Волшебное превращение

1

1

28

Цветик-многоцветик

1

1

29

Чудесное превращение точки

1

0,5

0,5

30

Березы весной

1

0,5

0,5

31

Веселые игрушки

1

0,5

0,5

32

Дерево жизни

1

1

33

Цветы и бабочки

1

1

34

Цветущие сады

1

1

35

Сказочные цветы

1

1

36

Витражи для терема Лета

1

1

Перспективный план мероприятий по изобразительной деятельности

Таблица 9.

Месяц

Мероприятие

Участники

Выставки творческих работ

Сентябрь

«В каждом рисунке – зебра!»

Подготовительные к школе группы

Октябрь

«Осень на опушке краски разводила…»

Подготовительные к школе группы

Ноябрь

«Мама – солнышко мое»

Подготовительные к школе группы

Декабрь

«Новый год шагает по планете»

Подготовительные к школе группы

Январь

«Здравствуй, гостья-зима!»

Подготовительные к школе группы

Февраль

«Мой папа самый, самый, самый…»

Подготовительные к школе группы

Март

«Милой мамочки портрет»

Подготовительные к школе группы

Апрель

«Весна-красна»

Подготовительные к школе группы

Май

«А я могу вот так!»

Педагоги

Развлечения и тематические занятия

Сентябрь

«Музыка и живопись»

Подготовительные к школе группы, музыкальный руководитель

Ноябрь

«КВН по ИЗО»

Подготовительные к школе группы

Декабрь

«Пусть елка новогодняя нам радость принесет!»

Старшие, подготовительные к школе группы

Январь

«Потерянные краски»

Старшие, подготовительные к школе группы

Май

«Мы с дорогою на ВЫ!»

Подготовительные к школе группы

Работа с социумом

В течение года

Выставки творческих работ воспитанников ДШИ

Педагог доп. обр.  ДШИ

Мероприятия с родителями

Сентябрь

Неделя открытых дверей

Старшие, подготовительные к школе группы

Ноябрь

«Мама – рукодельница»

Родители

Январь

Познавательно-игровой конкурс «Правила дорожного движения»

Подготовительные к школе группы, инструктор ФК, руководитель ФВ

Май

Творческая мастерская «Наши руки – не для скуки»

Работа с одаренными детьми и  их родителями


3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"

Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества  детей дошкольного возраста 5-7  лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей Арт-студия

Данная программа предназначена для детей 4-6 лет.Цель программы - развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста,средствами ритмопластики и танцевального творчества....

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Разноцветный мир красок"

Рабочая программа дополнительного образования по техникам нетрадиционного рисования "Разноцветный мир красок" для детей 4-5 лет...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 5-7 лет.Кружок "АБВГДейка"

Программа предоставляет систему увлекательных игр и   упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "ЛЕ-ГО конструирование"

ЛЕ-ГО конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы преобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, в...