Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
закреплять с детьми навык различения гласных и согласных звуков; формировать навык звукового анализа слова, деления слова на слоги (части); упражнять в составлении предложений по картинке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада
Цели: закреплять навык различения гласных и согласных звуков; формировать навык звукового анализа слова, деления слова на слоги (части); упражнять в составлении предложений по картинке.
Материал к занятию
- Иллюстрации к сказке «Гуси – лебеди».
- Таблицы с лиса.
- Карточки с четырехзвуковыми схемами у каждого ребенка.
- Картинки: чай, лук, сыр, дом, пила, мыло, ваза, роза.
- Фишки красные, синие и зеленые у доски и у каждого ребенка.
Ход занятия
Организационный момент
Собрались все дети в круг.
Ты – мой друг, и я – твой друг.
Дружно за руки возьмёмс,
И гостям мы улыбнёмся.
Артикуляционная гимнастка
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
Воспитатель: Дети, вы любите сказки? А кто помнит, как называется эта сказка? (Показ иллюстрации сказки). А чтобы нам с вами попасть в сказку, нужно произнести волшебные слова: Покрутись, повертись, быстро в сказке очутись!
Воспитатель: Давайте сказку вспомним. “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорит, мать, - мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась девочка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.
Ребенок: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути? (Печку)
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.
Воспитатель: Дети, хотите помочь девочке? (Да)
Воспитатель берет из печки «пирожки» и читает вопросы.
- Из чего состоит наша речь? (слов)
- Какие бывают слова? (длинные и короткие)
- Из чего состоят слова? (слоги)
- Что мы с Вами слышим и произносим? (звуки)
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё его сказать.
- Как называются звуки, которые можно долго тянуть, петь и при этом во рту ничего не мешает? (гласные)
- Как обозначаем гласные звуки на схеме слова? (красный кружочек)
- Как называются звуки, при произнесении, которых на мешают зубы, губы, язык, воздух прохдит не свободно, а спреградой? (согласные)
- Какие бывают согласные? (твердые, мягкие)
- Как обозначаем на схеме твердые согласные? (синим кружочком)
- Как обозначаем на схеме мягкие согласные? (зеленым кружочком)
Гласные тянутся в песне звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Аленку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Воспитатель: Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка дала девочке пирожок, и указала куда гуси – лебеди полетели. А что же было дальше?
Ребенок: «Бежит девочка, видит: стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца».
Воспитатель: А яблоня ей в ответ: «Я скажу, если ты выполнишь задания». Воспитатель предлагает составить предложения по картине «Труд весной». Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Какое второе? Молодцы!
Воспитатель: А на полянке девочка увидела ежика и он попросил разделить картинки на две группы. 1 – слова, состоящие из одного слога, 2 – состоящие из 2 слогов. А что же дальше было?
Ребенок: Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.
Воспитатель: А речка говорит: «Помогу, если правильно сделаете звуковой анализ слова ЛИСА».
Звуковой анализ слова лиса
Воспитатель предлагает произнести слово лиса так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. «Ллиса»,- читает ребенок слово с указкой.
Воспитатель: «Что мешает произносить этот звук?» (Язычок).
У доски и на местах в тетрадях дети обозначают звук [ л` ] зеленой фишкой.
Воспитатель вызывает к доске другого ребенка для определения второго звука в слове лиса. С указкой он читает слово интонационно выделяя звук
[ и ], называет его, отмечает, что это гласный звук, и обозначает красной фишкой. Одновременно дети работают самостоятельно за столами .
Следующий ребенок определяет третий звук в слове лиса. Он читает слово интонационно выделяя звук [ с ] синхронно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называет третий звук.
На вопрос воспитателя, что мешает во рту, когда мы произносим звук [ с ], ребенок отвечает: - «Язычок и зубы». Звук [ с ] обозначается синей фишкой.
И наконец, вызывается ребенок для определения четвертого звука в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука [ а ], читая слово с указкой и задерживая её под четвертой клеточкой. Называет звук [ а ], отмечает, что этот звук гласный, и обозначает его красной фишкой. Одновременно дети работают самостоятельно за столами.
лиса́
лиса — слово из 2 слогов: ли-са.
л — [л’] — согласный, мягкий
и — [и] — гласный,
с — [с] — согласный, твёрдый
а — [а] — гласный,
В слове 4 звука.
Цветовая схема: лиса
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, помогли девочки. За это речка сказала девочке, где браться искать.
Итак, теперь девочка знала, где искать братца. А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замок. Давайте поможем девочки открыть.
Игра «Верни мягкий звук»
Мяч лови и мяч бросай,
Мягкий звук мне называй»
Воспитатель: Вот и помогли мы спасти девочке братца. (видео сказки возращение детей домой).
Какое задание было самым интересным? Какое задание было сложным? Какое задание было легким?
Воспитатель: Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях по обучению грамоте.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. И для этого нам надо сказать волшебные слова: Покрутись, повертись, в детский садик возвратись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием технологии ТРИЗ и РТВ в старшей группе детского сада. Непосредственная образовательная деятельность проводилась на Городско...
Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять ко...
"Полёт в космос" конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада.
Продолжаем обучать звуковому анализу и синтезу слов. Учим детей образовывать имена прилагательные от имён существительных. Закрепляем умение детей делить слова на слоги....
Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове...
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада Цель: знакомство со звуком [Ш].Задачи:1. Коррекционно - обучающие:- уточнить...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)
Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного зву...
Как подготовить и провести занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада
садаОдной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка ребят к школе. В разных аспектах учебно-воспитательного процесса эта работа начинается с младшего возраста, однако в старшей...