Игры по развитию речи
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)
Игры со звуками и буквами – главный способ введения ребенка в мир грамоты и чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_razvitie_rechi.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ПО ПАЗВИТИЮ РЕЧИ
Вариант 1
Участники игры выбирают два слова, состоящие из одинакового количества букв. Обычно выбирают противоположные в каком то смысле слова, например: коза-волк, день-ночь, река-море, муха-слон.
Далее, требуется составить цепочку слов, меняя в каждом последующем слове одну букву и за минимальное количество шагов перейти от начального слова к конечному. Выигрывает тот, чья цепочка короче.
Вот пример, цепочки: превратим сумку в мышку. СУМКА – СУШКА – МУШКА – МЫШКА. Или вот: как превратить маму в папу. Мама – лама – лапа – папа. По такому же принципу козу можно превратить в волка, а муху в слона. (Муха – мура – мара – пара – парк – паук – каук – каюк – каик – клик – клин – клон – слон).
Вариант 2.
Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово — «лиса». Аналогично: «сазан — фазан», «цапля — капля», «карта — парта», «сайка — чайка — байка — майка».
Аист – лист – лиса – липа – лупа – луна
Я долговяз и белокрыл.
Я жёлтый, но зелёным был.
Мне ёжик лапу уколол.
А я люблю гуденье пчёл.
Я вам видеть помогаю.
На небе ночью я бываю.
Бык – бак – бок – бук
С «Ы» - рогами забодает,
С «А» - водою наполняют,
С «О» - у сонь всегда болит,
С «У» листвою шевелит.
Гайка – лайка – майка – зайка
С «Г» - её на винт накрутят,
С «Л» - конечно, лает,
С «М» - одежда, но не греет,
С «З» - от волка убегает.
Боль – моль – роль – соль
С «Б» - мучительной бываю,
С «М» - одежду пожираю,
С «Р» - актёру я нужна,
С «С» - для повара важна.
С «Б» - смертельной я бываю,
С «М» - меха я пожираю,
С «Р» - актёру я нужна,
С «С» - для повара важна.
С «Б» - ужасна я бываю,
С «М» - меха я пожираю,
С «Р» - актёру я нужна,
С «С» - для повара важна.
Гол – пол – вол – тол
С «Г» - в ворота забивают,
С «П» - метёлкой подметают,
С «В» - мешками нагружают,
С «Т» - вражьи танки подрывают.
Горох – шорох – порох
Их, пожалуй, каждый знает:
С «Г» - сродни овсу и ржи,
С «Ш» - прислушаться заставит,
С «П» - сухим его держи.
Горох – шорох – порох – ворох
С «Г» - полезное растение,
С «Ш» - пугает нас порой,
С «П» - несёт нам разрушение,
С «В» - навалено горой.
Григ – гриф – гриб – грим
С буквой «Г» он – композитор,
С буквой «Ф» - большая птица,
С «Б» - в лесу его ищите,
С «М» - артисту пригодится.
День – тень – пень – лень
С «Д» - из года в год встречаем,
С «Т» - за нами ходит вслед,
С «П» - в лесу мы замечаем,
С «Л» - труду наносит вред.
С «Д» - нам ночью не встречался,
С «Т» - при свете лишь видна,
С «П» - от дерева остался,
С «Л» - вредит труду она.
Дуб – зуб – куб
С «Д» - ветвистый,
С «З» - костистый,
С «К» - ребристый.
Кочка – бочка – почка – точка
С буквой «К» - я на болоте,
С буквой «Б» - большой сосуд,
С «П» - на дереве найдёте,
С «Т» - ищите рядом, тут.
Моль – ноль – роль – боль – соль – толь
С «М» - я просто насекомое
Хорошо нам всем знакомое.
С «Н» - я ничего не значу,
С «Р» - артисту я задача,
С «Б» - плохое ощущение,
Что приносит всем мучение,
С «С» - нужна я дозарезу,
С «Т» - замена я железу.
Мошка – кошка – крошка – окрошка
Я могу взбесить быка,
Нас весной летают тучи.
Заменив мне «М» на «К»,
Ты животное получишь.
«Р» добавь – и в тот же миг
Я в размерах уменьшаюсь,
Но в количествах больших
Кое-где употребляюсь.
Припиши мне «О» в начале –
Я, пожалуй, не совру, -
Ты откажешься едва ли
От еды такой в жару.
Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка
С «Ч» - над морем я летаю,
С «Г» - в машине нахожусь,
С «М» - тебя я одеваю,
С «Л» - собачкою зовусь,
С «С» - можешь в булочной купить,
С «Ш» - в бане себя мыть.
***************************************************************************
Я цвет одинаковый часто имею:
и с «г» зеленею, и с «к» зеленею.
Но с «к», вам со мною рискованно быть:
могу и до слёз довести, и убить.
Лук — луг
По реке по горной
С «ю» проплывём всегда мы,
С «я» меня ищи
На голове у дамы.
Шлюпка — шляпка
С «к» — для тенниса я нужен,
С «т» — я сладок и красив снаружи
Корт — торт
С «т» — его прочтём,
с «д» — мы в нём живём.
Том — дом
Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но «н» на «б» смени скорей —
И обитатель я морей.
Кран — Краб
С «р» меня тянули из земли,
Но достать без мышки не могли.
С буквой «щ», хочу иль не хочу,
Рубят лес — я в сторону лечу.
Репка — щепка
С буквой «щ» — на самом деле
Я на службе у Емели.
«М» поставь на это место:
Без меня не будет теста.
Щука-мука
С «п» — я часть велосипеда,
С «м» — награда на груди у деда.
Педаль — медаль
С «г» — к вам на праздник придёт,
А вот с «к» — лишь собачка грызёт.
Гость — кость
С твёрдым «л» — огородное растение
И приправа к пище,
С мягким — отверстие,
Прикрываемое крышкой.
Лук — люк
Не найдёшь ли ты такого
Удивительного слова:
Если буква в нём меняется,
Птица в рыбу превращается.
Фазан — сазан
С «в» — у птиц найдёшь,
С «ч» — замок им отопрёшь.
Клюв — ключ
Кто с «у» — ползучий,
А с «ё» — колючий?
Уж — ёж
Кто такое слово знает:
С «ч» оно летает,
С «л» рычит и лает,
А ещё знакомо всем
Это слово с буквой «м».
Чайка — лайка — майка
С «р» — помощник-автомат,
Труд любой он облегчить рад.
С «х» — его имеет слон,
Знаменит длиной своею он.
Робот — хобот
С «к» в полях меня найдете,
С «г» романсы запоете.
С «в» косички заплетете.
Колос-голос-волос
С «б» я — хвойный лес,
С «в» — в чужой карман залез.
Бор — вор
С «з» — нужна в бильярде я,
С «ж» я — след после дождя,
С «п» — я видеть помогаю,
С «н» — путь ночью освещаю.
Луза — лужа — лупа — луна
С «п» я — корнеплод,
Вырастаю в огороде.
«П» на «к» смени — и вот
Теку вольно на природе.
Репа — река
С «и» — фонтан пускает,
Сливки с «о» лакает.
Кит — кот
С «н», мои друзья,
Ничего не знаю я.
А на «с» перемените —
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой «м» —
Я пальто у вас проем!
Ноль — соль — моль
С «р» — роскошно распускаюсь,
С «к» — я блею и бодаюсь.
Роза — коза
Первой букву «т» возьми —
С корабля по мне сойдёшь.
«Т» на «д» теперь смени —
Из меня пальто сошьёшь.
Трап — драп
Без меня вы не смогли бы
На доске писать.
«Е» на «о» смени —
Я буду волны разбивать.
Мел — мол
С «р» — он в облаках парит,
С «с» — упрямством знаменит.
Орёл — осёл
Я живу в дупле в лесу,
Грызть орешки я люблю.
Если сменишь «е» на «у»,
Я твой голод утолю.
Белка — булка
Металл я ценный — это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным.
Смотри во мне не утони
Золото-болото
С «т» я постоянно
Всё чего-нибудь боюсь.
С «б» — кусок я деревянный,
Для строителей сгожусь.
Трус — брус
С «ш» — я очень быстро еду,
С «л» — ягода, и хороша к обеду.
Машина — малина
С «ш» — нас с головы снимают,
С «т» — нас дома обувают.
Шапка — тапка
С буквой к —
Фигура без углов,
С буквой д —
Дружить с тобой готов.
Круг — друг
С «с» — я жажду утолю,
С «к» — я нужен кораблю.
Сок — кок
С буквой «н» — зверёк в земле копает,
С буквой «к» — ствол дуба покрывает.
Нора — кора
С буквой б — в ней держат мёд.
С буквой т — здесь всяк поймёт
И ответ даст сразу:
Мы заканчиваем фразу.
Бочка — точка
С буквой «о» —
Сплетён он из цветов,
С буквой «и» —
Мести он пол готов.
Венок — веник
С буквой «к» царя я украшаю,
С буквой «в» каркаю я и летаю.
Корона-ворона
С «м» — на клумбе растёт,
С «р» — ползёт задом наперёд.
Мак — рак
Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если «в» на «б» сменить.
Винт — бинт
Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «л» на «а» — и я
Вью гнездо на крыше дома.
Лист — аист
С «я» — он круглый, озорной,
С «е» — он острый, боевой.
Мяч — меч
С Ч над морем я летаю,
С Г в машинах я бываю.
(Чайка – гайка)
С М меня ты надеваешь,
С Л собаку называешь.Загадки-метаграммы
(Майка – Лайка)
С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас я не таю –
В каждом классе в ряд стою.
(Карта – парта)
Когда я с «Ч»,
То из меня ты пьёшь.
Когда я с «Ш»,
Врагов ты мною бьёшь.
(Чашка -шашка)
С «М» — я в море,
С «В» — я в поле,
С «П» — я в доме,
С «Г» — в футболе.
(Мол-вол-пол-гол)
С «Д» — из года в год встречаем,
С «Т» — за нами ходит вслед,
С «П» — в лесу мы замечаем,
С «Л» — труду наносит вред.
(День-тень-пень-лень)
С буквой «У» — На мне сидят,
С буквой «О» — За мной едят.
(Стул-стол)
С «П» — в печи огнём пылаю,
С «К» — я ногу вам сгибаю.
(Полено-колено)
С «И» — ветвями шевелит,
Пчёл цветочками манит.
С «У» — поможет видеть глазу:
Увеличит всё и сразу.
(Липа-лупа)
Из-под ёлки, ёлки
Вылезли иголки.
Поменяли «Ё» на «У» — Растянулся он в длину.
(Ёж-уж)
С буквой «М» — Янтарный, сладкий,
С буквой «Л» — Холодный, гладкий.
(Мёд-лёд)
С буквой «С» — всем она нужна,
С «М» — может шубу съесть она.
(Соль-моль)
Как кушанье, меня ты ценишь,
Довольно вкусный я продукт.
Но если «Ы» на «О» заменишь,
Меня тотчас же подметут.
(Сыр-сор)
С буквой «И» он — результат,
Но на «С» её заменим — Вмиг изменит слово так,
Что в нём будет много сена.
(Итог-стог)
С «К» — я воду отвожу,
С «Г» — в лугах в покос встаю,
С буквой «Й» — звучу я строго
На посту у часового.
(Сток-стог-стой)
Я символ власти, нужный королю,
Но если «Н» на «В» сменить,
Я травку на лугу щиплю,
И можете меня доить.
(Корона-корова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....