Игры по развитию речи
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)

Михалевская Ольга Владимировна

Игры со звуками и буквами – главный способ введения ребенка в мир грамоты и чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_razvitie_rechi.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ПО ПАЗВИТИЮ РЕЧИ

Вариант 1

Участники игры выбирают два слова, состоящие из одинакового количества букв. Обычно выбирают противоположные в каком то смысле слова, например: коза-волк, день-ночь, река-море, муха-слон.

Далее, требуется составить цепочку слов, меняя в каждом последующем слове одну букву и за минимальное количество шагов перейти от начального слова к конечному. Выигрывает тот, чья цепочка короче.

Вот пример, цепочки: превратим сумку в мышку. СУМКА – СУШКА – МУШКА – МЫШКА. Или вот: как превратить маму в папу. Мама – лама – лапа – папа. По такому же принципу козу можно превратить в волка, а муху в слона. (Муха – мура – мара – пара – парк – паук – каук – каюк – каик – клик – клин – клон – слон).

Вариант 2.

Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово — «лиса». Аналогично: «сазан — фазан», «цапля — капля», «карта — парта», «сайка — чайка — байка — майка».

Аист – лист – лиса – липа – лупа – луна

Я долговяз и белокрыл.

Я жёлтый, но зелёным был.

Мне ёжик лапу уколол.

А я люблю гуденье пчёл.

Я вам видеть помогаю.

На небе ночью я бываю.

Бык – бак – бок – бук

С «Ы» - рогами забодает,

С «А» - водою наполняют,

С «О» - у сонь всегда болит,

С «У» листвою шевелит.

Гайка – лайка – майка – зайка

С «Г» - её на винт накрутят,

С «Л» - конечно, лает,

С «М» - одежда, но не греет,

С «З» - от волка убегает.

Боль – моль – роль – соль

С «Б» - мучительной бываю,

С «М» - одежду пожираю,

С «Р» - актёру я нужна,

С «С» - для повара важна.

С «Б» - смертельной я бываю,

С «М» - меха я пожираю,

С «Р» - актёру я нужна,

С «С» - для повара важна.

С «Б» - ужасна я бываю,

С «М» - меха я пожираю,

С «Р» - актёру я нужна,

С «С» - для повара важна.

Гол – пол – вол – тол

С «Г» - в ворота забивают,

С «П» - метёлкой подметают,

С «В» - мешками нагружают,

С «Т» - вражьи танки подрывают.

Горох – шорох – порох

Их, пожалуй, каждый знает:

С «Г» - сродни овсу и ржи,

С «Ш» - прислушаться заставит,

С «П» - сухим его держи.

Горох – шорох – порох – ворох

С «Г» - полезное растение,

С «Ш» - пугает нас порой,

С «П» - несёт нам разрушение,

С «В» - навалено горой.

Григ – гриф – гриб – грим

С буквой «Г» он – композитор,

С буквой «Ф» - большая птица,

С «Б» - в лесу его ищите,

С «М» - артисту пригодится.

День – тень – пень – лень

С «Д» - из года в год встречаем,

С «Т» - за нами ходит вслед,

С «П» - в лесу мы замечаем,

С «Л» - труду наносит вред.

С «Д» - нам ночью не встречался,

С «Т» - при свете лишь видна,

С «П» - от дерева остался,

С «Л» - вредит труду она.

Дуб – зуб – куб

С «Д» - ветвистый,

С «З» - костистый,

С «К» - ребристый.

Кочка – бочка – почка – точка

С буквой «К» - я на болоте,

С буквой «Б» - большой сосуд,

С «П» - на дереве найдёте,

С «Т» - ищите рядом, тут.

Моль – ноль – роль – боль – соль – толь

С «М» - я просто насекомое

Хорошо нам всем знакомое.

С «Н» - я ничего не значу,

С «Р» - артисту я задача,

С «Б» - плохое ощущение,

Что приносит всем мучение,

С «С» - нужна я дозарезу,

С «Т» - замена я железу.

Мошка – кошка – крошка – окрошка

Я могу взбесить быка,

Нас весной летают тучи.

Заменив мне «М» на «К»,

Ты животное получишь.

«Р» добавь – и в тот же миг

Я в размерах уменьшаюсь,

Но в количествах больших

Кое-где употребляюсь.

Припиши мне «О» в начале –

Я, пожалуй, не совру, -

Ты откажешься едва ли

От еды такой в жару.

Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машине нахожусь,

С «М» - тебя я одеваю,

С «Л» - собачкою зовусь,

С «С» - можешь в булочной купить,

С «Ш» - в бане себя мыть.

***************************************************************************

Я цвет одинаковый часто имею:

и с «г» зеленею, и с «к» зеленею.

Но с «к», вам со мною рискованно быть:

могу и до слёз довести, и убить.

Лук — луг

По реке по горной

С «ю» проплывём всегда мы,

С «я» меня ищи

На голове у дамы.

Шлюпка — шляпка

 

С «к» — для тенниса я нужен,

С «т» — я сладок и красив снаружи

Корт — торт

 

С «т» — его прочтём,

с «д» — мы в нём живём.

Том — дом

 

Когда меня ты открываешь,

Обычно воду наливаешь.

Но «н» на «б» смени скорей —

И обитатель я морей.

Кран — Краб

 

С «р» меня тянули из земли,

Но достать без мышки не могли.

С буквой «щ», хочу иль не хочу,

Рубят лес — я в сторону лечу.

Репка — щепка

 

С буквой «щ» — на самом деле

Я на службе у Емели.

«М» поставь на это место:

Без меня не будет теста.

Щука-мука

 

С «п» — я часть велосипеда,

С «м» — награда на груди у деда.

Педаль — медаль

 

С «г» — к вам на праздник придёт,

А вот с «к» — лишь собачка грызёт.

Гость — кость

 

С твёрдым «л» — огородное растение

И приправа к пище,

С мягким — отверстие,

Прикрываемое крышкой.

Лук — люк

 

Не найдёшь ли ты такого

Удивительного слова:

Если буква в нём меняется,

Птица в рыбу превращается.

Фазан — сазан

 

С «в» — у птиц найдёшь,

С «ч» — замок им отопрёшь.

Клюв — ключ

 

Кто с «у» — ползучий,

А с «ё» — колючий?

Уж — ёж

 

Кто такое слово знает:

С «ч» оно летает,

С «л» рычит и лает,

А ещё знакомо всем

Это слово с буквой «м».

Чайка — лайка — майка

 

С «р» — помощник-автомат,

Труд любой он облегчить рад.

С «х» — его имеет слон,

Знаменит длиной своею он.

Робот — хобот

 

С «к» в полях меня найдете,

С «г» романсы запоете.

С «в» косички заплетете.

Колос-голос-волос

 

С «б» я — хвойный лес,

С «в» — в чужой карман залез.

Бор — вор

 

С «з» — нужна в бильярде я,

С «ж» я — след после дождя,

С «п» — я видеть помогаю,

С «н» — путь ночью освещаю.

Луза — лужа — лупа — луна

 

С «п» я — корнеплод,

Вырастаю в огороде.

«П» на «к» смени — и вот

Теку вольно на природе.

Репа — река

 

С «и» — фонтан пускает,

Сливки с «о» лакает.

Кит — кот

 

С «н», мои друзья,

Ничего не знаю я.

А на «с» перемените —

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой «м» —

Я пальто у вас проем!

Ноль — соль — моль

 

С «р» — роскошно распускаюсь,

С «к» — я блею и бодаюсь.

Роза — коза

 

Первой букву «т» возьми —

С корабля по мне сойдёшь.

«Т» на «д» теперь смени —

Из меня пальто сошьёшь.

Трап — драп

 

Без меня вы не смогли бы

На доске писать.

«Е» на «о» смени —

Я буду волны разбивать.

Мел — мол

 

С «р» — он в облаках парит,

С «с» — упрямством знаменит.

Орёл — осёл

 

Я живу в дупле в лесу,

Грызть орешки я люблю.

Если сменишь «е» на «у»,

Я твой голод утолю.

Белка — булка

 

Металл я ценный — это ясно,

Но букву первую смени,

И местом стану я опасным.

Смотри во мне не утони

Золото-болото

 

С «т» я постоянно

Всё чего-нибудь боюсь.

С «б» — кусок я деревянный,

Для строителей сгожусь.

Трус — брус

 

С «ш» — я очень быстро еду,

С «л» — ягода, и хороша к обеду.

Машина — малина

 

С «ш» — нас с головы снимают,

С «т» — нас дома обувают.

Шапка — тапка

 

С буквой к —

Фигура без углов,

С буквой д —

Дружить с тобой готов.

Круг — друг

 

С «с» — я жажду утолю,

С «к» — я нужен кораблю.

Сок — кок

 

С буквой «н» — зверёк в земле копает,

С буквой «к» — ствол дуба покрывает.

Нора — кора

 

С буквой б — в ней держат мёд.

С буквой т — здесь всяк поймёт

И ответ даст сразу:

Мы заканчиваем фразу.

Бочка — точка

 

С буквой «о» —

Сплетён он из цветов,

С буквой «и» —

Мести он пол готов.

Венок — веник

 

С буквой «к» царя я украшаю,

С буквой «в» каркаю я и летаю.

Корона-ворона

 

С «м» — на клумбе растёт,

С «р» — ползёт задом наперёд.

Мак — рак

 

Я безумно с гайкой дружен,

Нас водою не разлить.

А больным я буду нужен,

Если «в» на «б» сменить.

Винт — бинт

 

Вырвать можешь ты меня

Из тетрадки иль альбома.

Сменишь «л» на «а» — и я

Вью гнездо на крыше дома.

Лист — аист

 

С «я» — он круглый, озорной,

С «е» — он острый, боевой.

Мяч — меч

С Ч над морем я летаю,

С Г в машинах я бываю.

(Чайка – гайка)

С М меня ты надеваешь,

С Л собаку называешь.Загадки-метаграммы

(Майка – Лайка)

С К я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С П – от вас я не таю –

В каждом классе в ряд стою.

(Карта – парта)

Когда я с «Ч»,

То из меня ты пьёшь.

Когда я с «Ш»,

Врагов ты мною бьёшь.

(Чашка -шашка)

С «М» — я в море,

С «В» — я в поле,

С «П» — я в доме,

С «Г» — в футболе.

(Мол-вол-пол-гол)

С «Д» — из года в год встречаем,

С «Т» — за нами ходит вслед,

С «П» — в лесу мы замечаем,

С «Л» — труду наносит вред.

(День-тень-пень-лень)

С буквой «У» — На мне сидят,

С буквой «О» — За мной едят.

(Стул-стол)

С «П» — в печи огнём пылаю,

С «К» — я ногу вам сгибаю.

(Полено-колено)

С «И» — ветвями шевелит,

Пчёл цветочками манит.

С «У» — поможет видеть глазу:

Увеличит всё и сразу.

(Липа-лупа)

Из-под ёлки, ёлки

Вылезли иголки.

Поменяли «Ё» на «У» — Растянулся он в длину.

(Ёж-уж)

С буквой «М» — Янтарный, сладкий,

С буквой «Л» — Холодный, гладкий.

(Мёд-лёд)

С буквой «С» — всем она нужна,

С «М» — может шубу съесть она.

(Соль-моль)

Как кушанье, меня ты ценишь,

Довольно вкусный я продукт.

Но если «Ы» на «О» заменишь,

Меня тотчас же подметут.

(Сыр-сор)

С буквой «И» он — результат,

Но на «С» её заменим — Вмиг изменит слово так,

Что в нём будет много сена.

(Итог-стог)

С «К» — я воду отвожу,

С «Г» — в лугах в покос встаю,

С буквой «Й» — звучу я строго

На посту у часового.

(Сток-стог-стой)

Я символ власти, нужный королю,

Но если «Н» на «В» сменить,

Я травку на лугу щиплю,

И можете меня доить.

(Корона-корова)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....