Конспект занятия "Буква и звук З".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: «Знакомство с буквой «З,з»»
Программное содержание: Учить определять место звука «З» в слове (в начале, в середине, в конце). Продолжать знакомить с буквами русского алфавита, с характеристикой согласных звуков. Учить чётко произносить звук [з] и [з'], дифференцировать их на слух и в произношении. Упражнять в образовании множественного числа существительных. Упражнять в употреблении предлогов за, из-за. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения. Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа. Воспитывать культуру речевого общения.
Материалы и оборудование: тетради с заданиями, карандаши цветные и простые, буквы Зз и гласные из наборного полотна.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас сегодня не обычное занятие, к нам пришли гости, но это не простые гости, а…. (звук смс) - Что это?
Воспитатель: Ребята! К нам пришло электронное письмо! Написано: «От Деда Грамотея»! Давайте прочитаем, что пишет нам Дед Грамотей.
«Дорогие ребята!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я хочу убедиться и прислал своих помощников, чтобы они проверили ваши знания. В этой посылке лежат мои задания. Отгадайте и выполните мои загадки и задания. Их ровно 5. Выполнив всё правильно вас ждёт небольшой сюрприз. Желаю успеха! Дед Грамотей».
Воспитатель: Вот это да! Ну что покажем Деду Грамотею, что мы действительно любим учиться и заниматься?
(Ответы детей)
- Основная часть.
Воспитатель: А вот и первое задание в письме.
Шляпка большая,
На ноге сидит,
В дождик вырастает,
Хоть совсем не гриб.
Я его беру с собой,
Не нужна мне шляпа,
Разверну над головой,
Если дождь закапал. ( Это зонт!)
Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Ее непременно
С собою берешь. (Корзина)
Воспитатель: А что нужно делать с этими словами? Как вы думаете?
Дети: Звуковой анализ слова «ЗОНТ».
Воспитатель: А вам все здесь понятно? Мне кажется, мы не все звуки и буквы ещё изучили! (Дети говорят, что не учили буквы «З».)
Воспитатель: Так давайте с ней познакомимся! Мы знаем звук «З» (зудят комарики) как надо произносить этот звук? Какой он? (Согласный, может быть твердым и мягким). Найдем в сочетания звуков которые нужно читать мягко, и отдельно и твердые сочетания. (на доске лента звуков -за, -зо, зы, зи и т .д.) – Какой буквой при письме обозначается этот звук? (выставляется буква «З»).
Воспитатель: На что похожа эта буква?
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 - не просто завитушка,
3 - пружина, крендель, стружка.
Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква? Ну что же, мы познакомились с буквой «З» и теперь мы сможем прописать её в своих тетрадях, но сначала разомнём пальчики для письма и вспомним правила работы при письме.
Пальчиковая гимнастика
Пальчики уснули, Правая рука зажата в кулак.
В кулачок свернулись,
Один-2-3-4-5 Разжимаем по одному пальцу.
Захотели поиграть
(то же повторяем с левой рукой)
Воспитатель: Молодцы. Мы выполнили первое задание Деда Грамотея. А второе задание выполнить ЗАС из наших загадок. Нам надо разобрать слова зонт и корзина И второе слово тоже ждет вашего решения.
Работа в тетрадях. ЗАС зонт и корзина.
Воспитатель: Где в слове «зонт» находится звук «З»? А в слове «корзина»?
Молодцы, справились с заданием. Я думаю, Дед Грамотей будет доволен!
А сейчас отдохнём и продолжим выполнять задания.
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за воспитателем.)
Воспитатель: Продолжаем выполнять задания. Следующее задание. Нам нужно изменить первый звук в словах на звук З и тогда мы получим новое слово.
Дидактическая игра «Измени слово».
губы—зубы
набор—забор
кефир—зефир
гнать—знать
намок—замок
пелёнка—зелёнка
двери—звери
вал—зал,
дуб—зуб
Воспитатель: Четвёртое задание. Образование формы множественного числа родительного падежа существительных
мороз—морозы—морозов
арбуз—арбузы —арбузов
карниз—карнизы—карнизов
паровоз—паровозы—паровозов
рассказ—рассказы—рассказов
водолаз—водолазы—водолазов
груз—грузы—грузов
газ—газы—газов
Воспитатель: У Деда Грамотея есть ещё одно задание. Почему-то в стране АБВГДейки смешались все слова в предложениях. Их надо распутать и составить правильные предложения.
Упражнение в употреблении предлогов за, из-за. Преобразование деформированной фразы:
Зина, беседка, цветы, посадить, за.
Зоя, беседка, выглянуть, из-за.
Зонт, спина, за, спрятать, Лиза.
Коза, куст, выглядывать, из-за.
Коза, за, пастись, лес.
Воспитатель: Давайте запишем схему одного из предложений.
Работа в тетрадях. Схемы предложений.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ну что же, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня с вами потрудились на славу. Я думаю, Дед Грамотей будет доволен. А какие задания мы выполняли? Что нового узнали? Что было интересно? Трудно? Помните про подарки? Это книги «Букварь» и прописи, для того чтоб мы учились читать и писать. Дед Грамотей еще не раз придет к нам в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с\'], [з], [з\']
Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с\'], [з], [з\'], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с\'], [з], [з\']. Отрабатывать отчетливое произноше...
Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"
Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш - Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения....
Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах"
Занятие адресовано логопедам, работающим с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий позволяет удержать внимание де...
Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - Р"
Конспект подгруппового занятия "Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте" с детьми подготовительной логопедической группы с заключением "ОНР 3 уровня речевого развити...
Конспект занятия. Автоматизация звука [Р] в словах, в предложениях. Введение звука [Р] в речь.
Конспект подгруппового занятия....
Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»
Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....