"Звуковой анализ слова "Жук"и "Лук". Словоизменение.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Шнайдер Лилия Васильевна

Закрепить умение выделять звук в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_grammote.docx208.64 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:

Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «ЖУК» И «ЛУК». СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

  Выполнила воспитатель средней-старшей группы                      Шнайдер Лилия Васильевна

                    МБДОУ «Зёрнышко

Задачи:

• закреплять умение интонационно выделять звук в слове;

• расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение;

• продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»;

• совершенствовать умение детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу;

• продолжать закреплять умение составлять предложения из 2, 3, 4 слов;

• упражнять детей в штриховке предметов (в разном направлении).

Пособия: картины-схемы слов «жук» и «лук», карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши.

Ход занятия

• Психологический настрой:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и всем гостям, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы день был добрым, радостным.

- Закройте глаза, и представьте, что вы в весеннем лесу.

весна в лесу!

Заходим в весенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот березки  шумят,

Под березками корзинка стоит.

(В этот момент появляется корзинка.)

- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу! (звучит музыка из м.ф. « Маша и медведь» : песенка « Про следы»).

- Как вы думаете, кто же мог ее оставить?

- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же – это Маша!

(В ее корзинке задания от Мишки).

Игра «Игра «Назови первый звук».

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из ребят, называя слово с интонационным выделением первый  звук  (рука, самолет, труба, ножик, дом, лампа, яблоко, волк). И бросает мяч ребёнку, тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч воспитателю.

Игровое упражнение на словоизменение.

Педагог предлагает детям изменить один звук в заданном слове, чтобы получилось новое слово, например:

дом – дым, сыр – сор, кот – кит, мат – мот.

Звуковой анализ слова «ЛУК».

Мишка предлагает отгадать загадку:

Скинули с Егорушки,

Золотые перышки.

Заставил Егорушка

Плакать без горюшка.

(Лук.)

Воспитатель вывешивает на доску картинку звукового анализа слова «ЛУК».

Перед детьми карточки для звукового анализа.

- Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет помогать?

Педагог напоминает детям, что на прошлом занятии они учились находить все звуки в слове «мак»; учились так произносить слово, чтобы каждый звук в нем хорошо был слышен. Предлагается вспомнить, какие звуки есть в слове «мак» (звуковой анализ слова «мак» на повторение).

- Под картинкой показана схема. По ней можно определить, сколько в слове звуков.
-Назовите первый звук в этом слове?
 ?  (выделяет голосом)

(ребенок выполняет у доски, дети у себя на карточке)

Послушайте, как в слове звучит первый звук - Ллллук. (воспитатель проводит указкой под схемой, задерживая указку под первым звуком). Повторите слово, выделяя голосом этот звук «Л». Первый звук – «Л», в первом домике живет звук «Л», каким цветом мы обозначим этот звук (синим)- Почему? (это согласный).

Они не умеют петь. Они носят синюю одежду. Они умеют только рычать, мычать, свистеть, шипеть, пыхтеть, сопеть, шуршать и никогда не смогут петь так, как поют гласные. Они сначала обиделись на гласные звуки, а потом согласились, что они тоже нужные звуки. За это их назвали согласными).

При произнесении которых встречается преграда: губы, зубы, язык. Это согласные звуки. Их петь нельзя.
- Назовите второй звук в этом слове? Какой звук первый? (выделяет голосом)

(ребенок выполняет у доски, дети у себя на карточке)

              Давайте обозначим этот звук синей фишкой.

              Какой второй? (выделяет голосом)

              Что мы можем сделать с этим звуком?


Напоминаю, что воздух при произнесении звука «у» свободно выходит изо рта, ничто не мешает – ни губы, ни зубы, ни язык. Какой это звук?

-Гласный.

(У гласных- очень громкий голос, они голосистые. Они носят красную одежду. Они каждое утро просыпаются, открывают настежь свои окошки и начинают громко-прегромко петь. За то, что у них громкий голос, их и назвали гласными).

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

- А теперь самостоятельно обозначить третий звук.

-Какой звук?  (согласный)

- Прочитаем слово хором.

Вос-ль: Сколько звуков в слове лук?

              Назовите первый звук. (Л)

              Назовите второй звук.  (У)

              Назовите третий звук   (К)

III. Игра «Живые модели». (Со словом «лук»)
- Дети, вы будите сейчас звуками слова «лук». (Распределение звуков).
- Ну – ка встаньте, звуки, так как вы стоите в слове. (Чтение слова).
- Молодцы, ребята!
- Можно ли прочитать слово, если звуки стоят не по порядку? (Чтение слова).
Удивительная штука, вечно плачут все от лука.
Ты 
съедай его скорей, сразу будешь здоровей!

«Найди заблудившийся звук»Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает определить, какой звук «заблудился»:

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук).

С длинными усами».

6. Задание детям:

а) Найти одинаковые звуки в словах «жук» и «лук». Назвать звуки, которыми эти слова отличаются друг от друга.

б) Загадка. На доске вывешены таблицы, на которых нарисованы мак, лук, жук, дом, дым, шар. Найти слова, в которых есть звуки [к], [м], [а], [у].

Физкультминутка.

Ребята, мне Маша сказала, что ей приснился сон. Она шла по лесу и встретила короля, а она была принцессой. Давайте воспроизведем Машин сон.

(Дети встают в круг, и выполняют движения по тексту.)

Шел король по лесу,

Нашел себе принцессу,

Давай с тобой попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

И ручками похлопаем,

И ножками потопаем,

Головкой покачаем.

Воспитатель: Дети в корзинке лежит паровозик это третье задание:

                      У нас есть звери. Каждому из зверей нужно купить билет в вагончик, цифра которого соответствует количеству слогов в слове.

- Что такое слог?

- Слог это часть слова

Игра: « Рассади пассажиров».

Педагог показывает детям приемы, которые используются при делении слов на слоги:

1) хлопки в ладоши;

2) шаги;

3) наблюдение за тем, сколько раз открывается рот;

4) с помощью руки, подставленной к подбородку.

Воспитатель говорит о том, что в школе дети тоже учатся делить слова на части, но вместо слова «часть» говорят «слог», и предупреждает, что они теперь тоже часть слова будут называть слогом.

- Этого зверя зовут?  (лиса)

-Сколько слогов в слове ли-са. (два)

Вставляем карточку с изображение лисы в кармашек с цифрой 2

5.Массаж для пальчиков

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того...

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный...

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный...

Он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал...

Очень ловок и удал!

Работа в тетрадях.

http://konspekta.net/lektsianew/baza16/3841989913185.files/image037.jpg Штриховка елочек в разных направлениях.

10. Итог: Ребята, вы сегодня очень порадовали меня. Вы все были внимательны, старательны, догадливы, умны, сообразительны.

Итог занятия: Чем мы сегодня занимались на занятие?

                        Какое задание вам понравилось больше всего?

- Ребята, в корзине у медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим чем они отличаются, (настроением: грусть, радость, задумчивость)

- Если вам сегодня было легко и вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого, а если совсем трудно - грустного.

                                                                                         

                                       

   Самоанализ открытого занятия обучение грамоте  Тема: ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «ЖУК» И «ЛУК». СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 Задачи:

• закреплять умение интонационно выделять звук в слове;

• расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение;

• продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»;

• совершенствовать умение детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу;

• упражнять детей в штриховке предметов (в разном направлении).

Общая характеристика занятия

Педагог Шнайдер Лилия Васильевна

Состав учебной группы – 8 обучающихся. На данном занятии присутствовало 8 человек,6 девочек, 2 мальчика. Возраст обучающихся 6-7 лет. Группа первого года обучения.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен  в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», соответствующими данному возрасту детей и в соответствии с ФГОС.

Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Материал излагала эмоционально.

При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети с интересом наблюдали за сюжетом занятия, отвечали на вопросы воспитателя и поддерживали разговор. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку, которая усиливала эмоциональное восприятие. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Занятие проходило в соответствии Сан Пина. Длительность занятия 30 минут.

При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные и гендерные особенности детей, а так же уровни их развития.

В занятии использовалось несколько видов детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, познавательная, музыкально-художественная, продуктивная.  Используемая в занятии форма – партнерская подгрупповая (взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге.

Во время открытого занятия применялись следующие методы работы:

1.Наглядные (демонстрационный материал);

2.Словесные (вопросы, уточнение, анализ занятия);

3.Игровые ( использование сюрпризного момента, физминутка).

Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы. Данные методы старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных приёмов, были отобраны следующие: образец правильной речи, вопросы, речевые пояснение к действиям. Старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная, а деятельность была направлена на эффективность запланированных методов и приемов.

Занятие было сложным: в практической деятельности обучающимся пришлось самостоятельно работать, используя имеющиеся знания, полученные на предыдущих занятиях, Обучающиеся  проявили инициативу, смекалку, самостоятельность., находили правильное решение выполнения задания.

В заключительной части подводился итог занятия, используя метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей. Ребятам в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложен смалик улыбку – со всеми заданиями справился, грусть – испытывал затруднения, но было интересно.

Самооценка показала, что из 8 из 8 оценили результаты своей работы улыбкой(со всеми заданиями справился хорошо)

По итогам проведённой работы можно сделать следующие выводы:

Дети успешно справились с заданиями.

Контроль за речью детей осуществляется на всех этапах занятия.

В итоговой части занятия была дана хорошая оценка работы детей. Обсудили прошедшее занятия, дети вспомнили о чем говорили, что больше всего им понравилось.

В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.

 Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были выполнены. 



 

https://dumielauxepices.net/sites/default/files/insect-clipart-water-beetle-648227-6659976.png

https://dumielauxepices.net/sites/default/files/insect-clipart-water-beetle-648227-6659976.png                        https://dumielauxepices.net/sites/default/files/insect-clipart-water-beetle-648227-6659976.png

https://dumielauxepices.net/sites/default/files/insect-clipart-water-beetle-648227-6659976.pnghttps://dumielauxepices.net/sites/default/files/insect-clipart-water-beetle-648227-6659976.png

https://dumielauxepices.net/sites/default/files/insect-clipart-water-beetle-648227-6659976.pnghttps://dumielauxepices.net/sites/default/files/insect-clipart-water-beetle-648227-6659976.png

https://dumielauxepices.net/sites/default/files/insect-clipart-water-beetle-648227-6659976.pnghttps://dumielauxepices.net/sites/default/files/insect-clipart-water-beetle-648227-6659976.png

https://dumielauxepices.net/sites/default/files/insect-clipart-water-beetle-648227-6659976.pnghttps://dumielauxepices.net/sites/default/files/insect-clipart-water-beetle-648227-6659976.png

https://botana.biz/prepod/_bloks/pic/dfyu0xz-021.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

Правила звукового анализа слова и анализа предложения

Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа

В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...