Платные услуги
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_platnye_uslugi_shmeleva_t.b.doc | 217.5 КБ |
platnye_uslugi.pptx | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВОЛШЕБНИЦА»
(МАДОУ «Волшебница»)
ПРИНЯТО Педагогическим советом МАДОУ «Волшебница» Протокол от «24» августа 2021г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом МАДОУ «Волшебница» от «24» августа 2021 г. № 198 - ОД
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Почитай-ка»
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад
«ВОЛШЕБНИЦА»
Направленность социально –педагогическая
Возраст обучающихся 5-7 лет
Объем аудиторных занятий 63 часа
Срок реализации 1 год
Автор: Шмелева Татьяна Борисовна,
учитель-логопед, МАДОУ «Волшебница»
Лабытнанги, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию
1.3. Целевые ориентиры освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности
2.2. Работа с букварём Жуковой Н. С.
2.3. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Ресурсное обеспечение программы
Список литературы
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфии и дисперсией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга. Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил, строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период.
Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности.
С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к непосредственно-образовательной деятельности (далее: НОД) и желание узнавать новое Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает НОД увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений. Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.
Настоящая программа предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду. В процессе её реализации ребёнок должен овладеть знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему адаптироваться в школьном коллективе.
Ведущим методом программы является метод практических заданий, содержащих наиболее эффективные приёмы обучения основам грамоты и чтения дошкольников. Их успешное выполнение позволит будущим первоклассникам не только накопить определенный багаж языковых знаний, умений и навыков, но и избежать появления возможных нарушений чтения и письма при обучении в школе. Игровой характер заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв, и сделает этот процесс интересным и увлекательным.
Программа составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС от 17 октября 2013 г. №1155) и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников.
Пособие «Букварь» - это результат тридцатилетнего опыта работы логопеда Н.С. Жуковой. Оно сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической методикой. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки на письме.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Обучающая задача:
- сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
- познакомить с новыми терминами (звук, гласный, согласный, предложение, текст).
- легко и весело ввести ребенка в письменность.
Развивающая задача:
- развивать желание читать.
Воспитательная задача:
- воспитывать старательность,
- воспитывать любовь к чтению.
Основные принципы обучения чтению
Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:
- принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
- онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
- Целевые ориентиры освоения Программы
- Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, пении;
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- На слух выделять данный звук и определять его место в словах;
- Владеть мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- Способен внимательно читать тексты из 10 предложений;
- Понимать содержание прочитанных текстов;
- Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- Речь ребенка становится более выразительной, четкой, громкой;
- Развиваются творческие способности, ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на НОД комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к НОД и желание узнавать новое.
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для детей 5-7 лет.
Численность детей - 16
Форма организации НОД: индивидуальная, подгрупповая
Общее количество: 63 часа
Продолжительность НОД: 2 раза в неделю по 30 минут
Индивидуальное чтение - 10 минут.
Учебный план работы
Количество НОД в неделю | Количество НОД в месяц | Количество НОД в год | Ответственный за проведение |
2 занятия | 8 занятий | 63 занятий | Шмелева Т.Б. |
Пояснения: Программа реализуется с 1 октября по 31 мая. Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, апрель).
Требования к уровню подготовки детей к концу года
Обучающие должны уметь:
- достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова
с определенным звуком, определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
- правильно согласовывать слова в предложении;
- понимать смысл прочитанного;
- составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом и т.п.;
- ориентироваться на странице книги;
- правильно использовать предлоги;
- правильно произносить звуки.
На протяжении всей НОД педагог знакомит дошкольников в игровой и доступной форме. Изучают звуки и буквы русского языка. Каждое изучение звука и буквы может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия.
Реализуется следующая схема проведения занятия:
- прорабатываются упражнения для губ или язычка;
- уточняется правильность произношения звука;
- описывается звук;
- игра со звуком;
- рассматриваются раскрашенные картинки на определённую букву;
- знакомство с новой буквой;
- читается стихотворение о букве;
- работа с кассой букв;
- определение место звука в слове
- физминутка
- чтение
- работа в тетради
Примечание:
- Структуру занятий можно менять (корректировать) в зависимости от материала;
- НОД носят интегрированный характер, каждое из которых включает в себя программные задачи из разных образовательных областей:
- Образовательная область «ФЦКМ» - систематизации знаний об окружающем;
- Образовательная область «Физическая культура» - формирования потребности в двигательной активности;
- Образовательная область «Художественное творчество» - развития детского творчества.
НОД предлагает, как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Вовремя НОД широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на НОД. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение. Широко применяется дифференцированный подход.
Чтобы успешно реализовать программу по обучению детей чтению используются разнообразные методы и приёмы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, закрашивание только гласных, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт?» (составить животное из букв разрезной азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, «Буквоежки» и т.д.
2.2. Работа с букварём Жуковой Н. С.
«Букварь» Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве. Поэтому, открыв «Букварь», можно увидеть привычные картинки и большие буквы, слоги и т. д.
В «Букваре» Жуковой в качестве единицы чтения изначально используется не отдельно взятая буква, а слог. Ребенок пролистнет несколько страничек – узнает несколько букв и сразу же начнет складывать их в слоги. Еще несколько букв – и опять слог. Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения, а родителю – миновать самый сложный этап в обучении – объяснить, как из звуков образуются слоги.
Чтобы объяснить ребенку, как получается слог, Жукова использует оригинальный графический прием. Вот буква А, рядом буква у, а между ними бежит человечек. Мама показывает карандашом (указкой) первую букву, передвигает карандаш ко второй букве, а малыш тянет первую букву, пока не «добежит» до второй. Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась». Вот и получился слог.
В букваре имеется обращение к родителям и советы автора на каждой странице, помогающие освоиться с методикой.
В пособии буквы алфавита расположены в сопровождении картинок. На картинках не только предметы, начинающиеся с представленной буквы, но и те, в которых изучаемая буква находится в середине или конце. Графически показано слияние букв в слоги – «человечек бежит к букве». Постепенное усложнение заданий на чтение: сначала только гласные буквы, затем гласный плюс согласный, сначала односложные, затем слова из двух-трех слогов и более, сначала коротенькие тексты из двух слов, затем небольшие рассказы. Тексты и слова в книге сопровождают картинки. Однако букварь не перегружен ими. Задача пособия – обеспечить ребенку быстрое овладение техникой чтения. Именно поэтому и тексты в букваре, что называется, традиционные, знакомые с детства «Лу-ша ма-ла» и «У Ло-ры ша-ры». Никаких сказочных героев и занимательных приключений вы здесь не найдете, только то, что необходимо с точки зрения методики.
По совету автора начинать учиться можно в любом возрасте. Но особо оговаривается: устная речь ребенка должна быть достаточно развита. Если малыш говорит неграмотно или не выговаривает какие-то буквы, прежде чем учить читать, необходимо обратиться к логопеду.
На каждой страничке под чертой находятся указания для родителей. Необходимо прочитать их заранее, чтобы избежать многих ошибок, узнать, как проще и доступнее преподнести материал.
Затем можно приступать к занятиям. Не заучивать сразу все буквы алфавита. В этом нет никакой необходимости. Ведь задача педагога, чтобы ребенок понял, как складывать буквы, а не просто вызубрил названия.
Выучив первые несколько букв, необходимо переходить к их слияниям. На первых порах нужно помочь ребенку, вести карандашом или указкой от буквы к букве, закрыть белым листом ту часть текста, которую ребенок в данный момент не читает. Можно сделать в листе белой бумаги окошечко и передвигать его от слога к слогу по мере прочтения.
У разных детей разные темпы обучения. Нужно следить, чтобы ребенок не просто механически складывал буквы, но и понимал прочитанное. Кому-то долго не удастся перейти от слогов и отдельных слов к предложениям и текстам, а кто-то сделает это быстро. Не нужно торопиться, но и не тормозить. Например, если ребенок хорошо запоминает буквы и быстро их находит, то нет необходимости делать все упражнения на чтения отдельных букв.
Календарно - тематический план
№ НОД | Тема | Цель |
Октябрь | ||
1 1 | Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. | Формировать представление детей об устной и письменной речи, понятиях «звук», «буква, «слог», «слово». |
2 | Звук [а] и буква А, а. | Учить выделять звук [а] из речи. Познакомить с Буквами А, а. Развивать фонематический слух. |
3 | Звук [у] и буква У, у. | Учить выделять звук [у] из речи. Познакомить с буквами У, у. Развивать фонематический слух. Учить определять начальный звук в названиях картинок. Учить читать букву у в столбик. |
4 | Звук [о] и буква О, о | Учить выделять звук [о] из речи. Познакомить с буквами О, о. Развивать фонематический слух. Учить определять начальный звук в названиях картинок. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. |
5 | Закрепление букв А. О, У. | Учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. Учить печатать буквы. |
6 | Звук [м], [ м´] и буква М, м. | Учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву М. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. |
7 | Звук [с], [ с´] и буква С, с. | Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву С. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик |
8 | Учимся соединять буквы | Учить слиянию букв в один слог (АУ, УА) |
9 | Соединяем буквы, читаем слоги | Учить слиянию букв в один слог. Учить выполнять звуковой анализ слов АМ, УМ |
Ноябрь | ||
1 | Соединяем буквы, читаем слоги | Продолжать проводить звуковой анализ слогов, включив в упражнение звук С. |
2 | Снова учимся соединять буквы | Учить читать прямой слог (согласный + гласный). Продолжать учить выполнять звуковой анализ слогов МА, МУ, АМ, УМ |
3 | Читаем слитно СА, СУ, СО, МА, МУ, МО, АС, ОС, УС, АМ, ОМ, УМ. Определение слогов в словах | Продолжать учить читать прямой слог (согласный +гласный). Звуковой анализ слогов СА, МУ, АС, УМ |
4 | Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Х) | Повторить правильную артикуляцию звука Х. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Х. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. |
5 | Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Р) | Повторить правильную артикуляцию звука Р. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Р. Продолжать читать слоги на знакомые буквы. |
6 | Закрепление букв Х и Р. | Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. |
7 | Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Ш) | Повторить правильную артикуляцию звука Ш. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Ш. Продолжать учить читать слоги на знакомые буквы |
8 | Закрепление С - Ш | Учить проводить звуковой анализ слогов с буквами С и Ш; анализ слогов и слов из трёх букв. |
Декабрь | ||
1 | Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Ы) | Повторить правильную артикуляцию звука Ы. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Ы. Продолжать учить читать слоги и слова на знакомые буквы. |
2 | Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Л) | Повторить правильную артикуляцию звука Л. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Л. Читать слоги и слова на знакомые буквы. |
3 | Дифференциация звуков и букв Л, Р. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. | Продолжать учить читать слоги и слова, выполнять звуковой анализ слогов. |
4 | Читаем предложения | Учить читать предложения из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. |
5 | Знакомство со звуком и Буквой Н, н. Чтение слогов из двух букв. Штриховка и печатание слогов НА, НУ, НО. | Познакомить детей с буквой Н, н. Учить различать графическое изображение, вычленять их в словах в разных позициях на слух. Учить правильно произносить и читать букву. |
6 | Закрепление буквы Н, н Продолжение чтение слогов из двух и трёх букв. Анализ слогов. Чтение в букваре. | Продолжать учить распознавать графическое изображение буквы Н, н. Развивать внимательность, умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки. Развивать мелкую моторику пальчиков. |
7 | Знакомство со звуком и Буквой К, к. Продолжение чтение слогов из двух и трёх букв. Анализ слогов. | Продолжать учить распознавать графическое изображение буквы К, к. Развивать внимательность, умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки. Развивать мелкую моторику пальчиков. |
8 | Продолжаем учиться читать слоги из двух и трёх букв, предложений из двух слов осмысление прочитанного | Продолжать учить читать слоги из двух и трёх букв и предложений из двух слов. Развивать внимание, умение видеть и правильно читать буквы. Продолжать, учить не разрывать дорожку, читать слоги слитно. |
Январь | ||
1 | Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква Т) | Повторить правильную артикуляцию звука Т. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Т. Продолжать учить читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. |
2 | Путешествие в страну звуков и букв (Звук и буква И) | Повторить правильную артикуляцию звука И. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву И. Продолжать учить читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. |
3 | Учимся читать предложения из двух-трёх слов. | Формировать навык чтения. |
4 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква П) | Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву П. Продолжать читать знакомые буквы. |
5 | Учимся читать предложения из двух-трёх слов. | Продолжать формировать навык чтения. |
6 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква З) | Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву З. Продолжать учить читать знакомые буквы, слоги, слова. |
7 | Учимся читать предложения из двух-трёх слов. | Продолжать формировать навык чтения. |
Февраль | ||
1 | Согласный звук IйI; буквы Й, й. | Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. Продолжать учить печатать слоги. |
2 | Учимся читать предложения из двух-трёх слов. | Продолжать формировать навык чтения. |
3 | Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения. | Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Г. Продолжать учить читать знакомые буквы. |
4 | Продолжаем читать предложения. | Продолжать учить читать предложения из двух-трёх слов. Продолжать учить анализировать прочитанные предложения. |
5 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква В) | Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву В. |
6 | Учимся читать текст. | Продолжать формировать навык чтения. |
7 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Д) | Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Д. Продолжать учить читать знакомые буквы, слоги, слова. |
8 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звуки и буквы Д - Т) | Продолжать учить читать предложения на знакомые буквы. |
Март | ||
1 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Б) | Повторить правильную артикуляцию звука Б. Продолжать учить определять место букв в названиях картинок. Учить узнавать букву Б, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. |
2 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звуки и буквы Б - П) | Продолжать учить читать предложения на знакомые буквы |
3 | Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. | Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Ж. Продолжать учить сопоставлять звук и букву. Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ. |
4 | Дифференцииация звуков и букв Ж, З, Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. | Продолжать учить сопоставлять звук и букву. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. |
5 | Путешествие в страну зуков и букв. (Звук и буква Е) | Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Е. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. |
6 | Учимся читать текст | Продолжаем формировать навык чтения. |
7 | Буква Ь. Буква Ь - Показатель мягкости в конце слога или слова. | Продолжать учить определять место звука в словах. Учить узнавать букву Ь. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. |
Апрель | ||
1 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Я) | Продолжать учить определять место звука в слова. Учить узнавать букву Я. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. |
2 | Чтение текстов с буквой Я | Продолжаем формировать навык чтения. |
3 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ю) | Продолжать учить определять место звука в слова. Учить узнавать букву Ю. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. |
4 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ё) | Продолжать учить определять место звука в слова. Учить узнавать букву Ё. Продолжать учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке. |
5 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ч) | Повторить правильную артикуляцию звука Ч. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Ч, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы |
6 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Э) | Повторить правильную артикуляцию звука Э. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Э, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. |
7 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ц) | Повторить правильную артикуляцию звука Ц. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Ц, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. |
8 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Ф) | Повторить правильную артикуляцию звука Ф. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Ф, читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. |
9 | Путешествие в страну звуков и букв. (Звук и буква Щ) Определять место звука в словах. Учить узнавать букву Щ. | Повторить правильную артикуляцию звука Щ. Продолжать учить определять место звука в названиях картинок. Учить узнавать букву Щ. Продолжать учить читать слоги и слова, предложения из 2- 3 слов на знакомые буквы |
Май | ||
1 | Дифференциация Щ-С, Щ-Ч | Продолжать учить проводить звуковой анализ слогов с буквами Щ и С, Щ и Ч; анализ слогов и слов из 2-4 букв. Продолжать учить читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. |
2 | Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов; Алфавит. | Учить узнавать букву Ъ. Продолжать читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы, закрепить знания об алфавите. |
3 | Учимся читать тексты и отвечать на вопросы | Продолжать учить читать тексты и отвечать на вопросы. |
4 | Учимся читать тексты и отвечать на вопросы | Продолжать учить читать тексты и отвечать на вопросы. |
5 | Учимся читать тексты и отвечать на вопросы | Продолжать учить читать тексты и отвечать на вопросы. |
6 | Подготовка к итоговому занятию «Путешествие в Звукоречье» | Повторить и закрепить пройденный материал: определение место определённого звука в слове, подбирать слова на заданный звук, читать, анализировать, составлять слова, короткие предложения. Демонстрировать успехи детей родителям. |
7 | Итоговое занятие «Путешествие в Звукоречье» | Повторить и закрепить пройденный материал: определение место определённого звука в слове, подбирать слова на заданный звук, читать, анализировать, составлять слова, короткие предложения. Демонстрировать успехи детей родителям. |
Итого: 63 занятия |
2.3. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на НОД. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала, изученного с педагогом.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Ресурсное обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационный материал:
- Мольберт;
- Крупные буквы на магнитиках;
- Предметные картинки;
- Карточки для звукового анализа слов;
- Фишки: злёная, синяя, красная;
- Маркеры: синий, злёный, красный.
Раздаточный материал:
- Буквари;
- Тетради в крупную клетку;
- Карточки с заданиями;
- Карточки для звукового анализа слов, на каждого ребёнка;
- Фишки: злёная, синяя, красная на каждого ребёнка;
- Цветные карандаши;
- Простые карандаши;
Форма подведения итогов реализации программы
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению чтению.
Список литературы
- Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
- Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2018.
- Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009.
- Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008.
- Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009.
- Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
- М.Д.Маханева, Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирова «Обучение грамоте детей 5-7 лет (игры, физминутки)»-М.: ТЦ Сфера, 2010.
- М.И.Мирошник, В.А. Самохвалова «Я читаю» (игровой материал) курс «Подготовка к чтению»-М.: «Легион»,2013.
- Пропись для детей 6-7 лет (ч1,2,3) Жукова Н.С.
- Третьякова Т. А., Суровцева С. Б., Кирьянова О. В. Комплексные занятия с детьми 6 -7 лет. – Волгоград: Учитель, 2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к школе ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
П Й А О А И К Ч Т - Умение читать залог успешного обучения ребенка в школе
А навыки чтения отсутствуют? Вашему ребенку скоро в школу?
Тогда вам к нам. Мы научим вашего ребенка читать! Обучение чтению
Занятия всегда проходят в дружеской и приятной обстановке
На занятиях дети учатся слышать, различать и произносить изучаемые звуки осваивают механизм слияния звуков в слог;
У чатся сопоставлять изучаемые звуки с их изоброжением в виде печатных букв. А
Все занятия проходят в игровой форме
Занятия 2 раза в неделю по 30 минут
Наполняемость группы: 6 – 7 человек , что позволяет педагогу во время занятия уделить внимание каждому ребенку
Приходите, б удем рады видеть вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей художественных способностей «Капелька»
СОДЕРЖАНИЕI.Целевой раздел71.1.Пояснительная записка71.1.1.Цели и задачи реализации Программы. 91.1.2.Принципы и походы к формированию Программы101.1.3.Значимы...
Предоставление дополнительных платных услуг за рамками основной образовательной деятельности воспитанникам МБДОУ №1 «Солнышко» в 2012-2013 уч.г.
На основании:- Устава МБДОУ № 1 «Солнышко»,- Положения «О предоставлении дополнительных платных услуг за рамками основной образовательной деятельности воспитанникам МБДОУ № 1 «Солнышко»,- ...
Алгоритм организации дополнительных платных услуг в ГБДОУ
Алгоритм действий при организации платных дополнительных образовательных услуг в детском саду....
Положение об организации платных услуг
Положение об организации платным образовательных услуг в ГБДОУ...
Рабочая программа дополнительной платной услуги по обучению чтению старших дошкольников.
Поможет учителю-логопеду или воспитателю приступить к обучению детей чтению в детском саду или вне его....
Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе
Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолето...
Правила оказания платных услуг
Правила оказания платных услуг...