Проект по обучению грамоте
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)
Проект по обучению грамоте детей долгосрочный, рассчитан на 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по обучению грамоте | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка1
1.Теоритические и методологические основы проекта3
2. Основные принципы построения проекта3
3. 4
Введите название главы (уровень 2)5
Введите название главы (уровень 3)6
1.Теоритические и методологические основы проекта.
Теоретической и методологической основой программы являются: - концепция Л. А. Венгера – «О развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности»; - теория А. В. Запорожца – «О самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности – путь амплификации»;
- концепция Д.Б. Эльконина, основыванная на теории поэтапного формирования умственных действий; - положение Л.С. Выготского «О ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка»;
- учение Р.Е. Левиной «О трех уровнях речевого развития детей и психолого - педагогическом подходе в системе специального обучения».
Содержание проекта определяется основными принципами, которые для детей с общим недоразвитием речи приобретают особую значимость:
- Принцип развития предполагает знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, и таким образом позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.
- Принцип опоры на сохранное звено психической функции. В основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Психическая функция предполагает участие различных анализаторов.
- Принцип поэтапного формирования умственных действий. В психологических исследованиях (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) отмечается, что становление умственных действий — сложный и длительный процесс, который начинается с развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно переводится в умственный план, т.е. интериоризируется. Значимость поэтапного формирования умственных действий обусловлена и тем, что правильное чтение возможно лишь при сформированности многих операций во внутреннем плане (в частности, фонематического анализа, дифференциации фонем, соотношения звука с буквой). Д.Б. Эльконин отметил, что чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели. В связи с этим формирование, например, звукового анализа и синтеза должно осуществляться постепенно, сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовая схема слова), затем в плане громкой речи и, наконец, во внутреннем плане. Таким образом, постепенно происходит интериоризация действия фонематического анализа.
- Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом "зоны ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому). Постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учетом психологических особенностей детей с общим недоразвитием речи.
- Онтогенетический принцип. Этот принцип предполагает учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. При коррекции нарушений чтения и письма учитываются также общие дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода и др.
- Принцип системного подхода. Подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение - взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, развитие связной речи возможно лишь при сформированности операций сравнения, анализа, синтеза; слухоречевая память взаимообусловлена и взаимосвязана с развитием фонематических процессов.
2. Основные принципы построения проекта:
- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- развитие творческой деятельности;
- развитие личностных компетенций;
- поддержка и сохранение здоровья;
- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
- сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
- ориентация на российскую культуру (стихотворение, пословицы, загадки)
5. Описание проекта.
Проект по обучению грамоте детей долгосрочный, рассчитан на 2 года и проходит по периодам:
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ, I ПЕРИОД (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Задачи:
Развитие фонематического слуха
-развитие слухового внимания (неречевые и речевые звуки) - познакомить с терминами «звук» «звуки речи»
-выделение заданного звука из ряда звуков;
-выделение начальных ударных гласных из слов;
-подбор слов с заданными гласными звуками;
-развивать умение определять артикуляцию звука и давать характеристику
(артикуляционные признаки гласных и согласных звуков).
Развитие фонематического анализа
- введение понятия «гласный звук»;
- познакомить с простейшим моделированием (гласный звук обозначаем красной фишкой); - знакомство с гласными звуками [У ] [А ] [И ] [ O] ;
- выделение и определение в словах первого гласного звука (в начале слова);
- звуковой анализ из двух гласных (АО,УА);
- определение гласного звука в конце слова под ударением (пилА, пишУ);
- введение понятия «согласный звук» (согласный звук обозначаем синей фишкой); - знакомство с согласными звуками [П ]-[П ] [ Б]- [Б ] [Т ]- [Т] [ Д] -[Д] ;
- определение первого согласного звука;
- введение понятия «мягкий» и «твердый» звук;
-продолжаем знакомить с простейшим моделированием;
(мягкий согласный обозначаем зеленой фишкой).
Формирование слоговой структуры слова
- различать на слух «длинные» и «короткие» слова;
-развивать чувство ритма (прохлопать. простукать слово);
-познакомить с термином «слог», «слово»;
-формировать умение делить на слоги двусложные слова с открытым слогом (ВА-ЗА);
-формировать умение делить на слоги трехсложные слова (открытый слог);
Развитие графо-моторных навыков
-обводка, закрашивание, штриховка по трафаретам;
-составление фигур из палочек по образцу;
-рисование вертикальных/горизонтальных линий;
-рисование волнистой / наклонной линии;
-соединение двух точек прямой линией.
II ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль)
Задачи:
Развитие фонематического анализа и синтеза
- анализ и синтез прямых и обратных слогов АП, ПА;
- определение наличия / отсутствия согласного звука в словах;
-дифференциация согласных звуков между фонетически различными и сходными группами [К ]-[Г ]-[Х ], [С ]- [Ш ], [З ]- [Ж];
-знакомство с согласными звуками [Г ]- [Г ] [К ]- [К ] [Х ]- [Х ] [ В]- [В ] [ Ф]- [Ф ] [С]- [С ] [З ]- [З] [М ]-[М ]-[Н ]-[ Н ]; -введение понятия «глухой» «звонкий» звук, моделирование данных звуков;
-определение звонкости – глухости согласного
-определение гласного звука в середине слова (в односложных словах);
-определение конечного согласного звука в словах;
-полный звуковой анализ односложных слов (МАК, ДОМ), построение звуковой модели слова; - определение позиции согласного звука в середине слова.
Формирование слоговой структуры слова
-анализ слогов (моделирование слогов);
- познакомить с понятием «ударение», «ударный слог»;
-объединение слов в группы по количеству слогов;
-односложные слова со стечениями согласных в начале слова (стул, шкаф);
Развитие языкового анализа
- продолжать знакомство с понятием «слово» « предложение»;
- введение понятий слова-предметы, слова-действия, слова-признаки;
-выделение слов;
-предметов и слов-действий по вопросам: Кто это? Что делает?;
- составление предложений из двух слов (девочка рисует), трех слов (мальчик читает книгу).
Формировать навык чтения слияний гласных букв
- формировать представление о букве, чем буква отличается от звука;
- уметь соотносить звук и букву;
- ознакомление с гласными буквами А, У, О, И;
- развитие навыка составления и чтения слияний гласных букв (АУ,УА,ОИ,ИО,ИА,УО,ОУ,ИУ,УИ).
Развитие графо-моторных навыков
- продолжать проводить пальчиковую гимнастику, массаж пальчиков; - составление букв из элементов;
- развитие конструктивного праксиса;
- усложнение штриховки(штриховка зигзагами, наклонными линиями);
- знакомство с клеткой, обведение клеток, строчкой;
- печатание гласных букв.
III ПЕРИОД (март, апрель, май)
Задачи:
Развитие фонематического анализа и синтеза
- продолжать знакомство с согласными звуками [С ]-[Ш ],[Ч ]-[ Щ ], [ С]- [З ]- [ Ц], [ Л]- [Л ], [Р ]- [Р ];
- дифференциация согласных звуков между фонетически различными и сходными группами;
- определение позиции гласного звука в двухсложных словах (ваза);
- определение позиции гласного звука в трехсложных словах (сухари);
- определение позиции согласных в двухсложных словах со стечением согласных в начале слова (книга, цветок); - определение позиции согласных в трехсложных словах со стечением согласных в конце слова (карандаш, пылинка);
- полный звуковой анализ и синтез двух сложных слов (каша);
- моделирование схемы слова;
- подбор слов по моделям (**** - каша, *** - дом);
- выполнение звукового анализа без наглядной опоры (без картинки).
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, I ПЕРИОД (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Задачи:
Развитие фонематического анализа и синтеза
- знакомство с гласными: Ы, Э;
-знакомство с согласным звуком: Й;
- определение позиции согласных в трехсложных словах со стечением согласных в конце слова
(карандаш, пылинка);
- полный анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных (фартук, лампа);
Развитие языкового анализа и синтеза
- подбор действий к объекту: Вова идет (бежит, прыгает...); - составление простых нераспространенных предложений по демонстрации, по картине;
-закрепление понятий «слово», «предложение»;
-графическая запись предложения из двух слов;
- формирование предложения из нескольких слов в последовательности;
-моделирование предложения из 3-4 слов;
распространение предложений однородными членами:
а) подлежащими: девочки и мальчики срывают яблоки;
б) сказуемыми: девочка срывает яблоко и кладет в корзину;
в) дополнениями: дети собирают огурцы и помидоры;
- обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу, словом или словосочетанием;
- формирование конструкций с противительным союзом А при сравнении двух предметов: (помидор красный, а огурец зеленый);
закрепление умения правильно строить предложения
а) по демонстрации;
б) по сюжетным картинкам;
в) по предметным картинкам.
- обучение умению составлять предложения по опорным словам, данным в нужной форме;
-распространение предложений определениями;
- анализ предложения без предлогов;
- анализ предложения с предлогами; - моделирование предложения с простыми предлогами; знакомство с элементарными правилами правописания:
а) раздельное написание слов в предложении;
б) точка в конце предложения;
в) заглавная буква в начале предложения и в собственных именах;
г) правописание буквы И после букв Ж Ш.
Формирование слоговой структуры слова
- продолжать слоговой анализ односложных слов со стечениями согласных в конце слова (мост) - продолжать слоговой анализ односложных слов со стечениями согласных в середине слова (карман) - продолжать работу над словами со сложной слоговой структурой ( мо-то-цикл, во-до-про-вод)
Формировать навык чтения
- знакомство с согласными буквами: Т. Д, С, З, К ,Г,Х, В, Ф, Ш, Ж; - упражнять в чтении закрытых слогов с пройденными буквами, открытых слогов;
- разгадывать ребусы, кроссворды с пройденными буквами;
Развитие графо-моторных навыков
- продолжать проводить пальчиковую гимнастику, массаж пальчиков; - реконструирование букв
- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги;
- проведение графических диктантов;
II ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль)
Задачи:
Развитие фонематического анализа и синтеза
- знакомство с гласными буквами: Я, Е, Ю, Е, Ь, Ъ;
- полный анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных (фартук, лампа); - подбирать слова с ранее выученными звуками;
- упражнять в дифференциации согласных звуков по твердости /мягкости, глухости /звонкости;
- упражнять в выделении этих звуков из слова;
- подбирать слова с этими звуками.
Развитие языкового анализа и синтеза
- повторять элементарные правила правописания:
а) раздельное написание слов в предложении;
б) точка в конце предложения;
в) заглавная буква в начале предложения и в собственных именах;
-Формирование слоговой структуры слова.
Формировать навык чтения слияний гласных и согласных букв
-повторение правил правописания;
-знакомство с гласными буквами: Ы,Э;
- знакомство с согласными буквами: Т.Д, С,З, К,Г,Х,В, Ф, Ш, Ж,
-узнавать буквы печатные, письменные;
-разгадывать ребусы, кроссворды с пройденными буквами;
Развитие графо-моторных навыков
- усложнить работу с более мелкими конструкторами, мозаиками, шнуровками;
- продолжать проводить пальчиковую гимнастику, массаж пальчиков;
- печатать слоги, слова;
- продолжение работы над сложной штриховкой;
-проведение графических диктантов;
-различные виды штриховок.
III ПЕРИОД (март, апрель, май)
Задачи:
Развитие фонематического анализа и синтеза
- совершенствовать умение подбирать слова на заданный звук;
- совершенствовать умение дифференцировать согласные по твердости/мягкости, звонкости/глухости;
- самостоятельно выполнять звуковой анализ слов;
- закрепить знания о гласных и согласных звуках, их признаках;
- упражнять детей в различении гласных и согласных звуков;
- развитие языкового анализа и синтеза.
Формирование слоговой структуры слова
- формировать умение правильно произносить сложные слова и использовать их в речи самостоятельно выполнять слоговой анализ сложных слов.
Формировать навык чтения
-формировать умение осознанно читать слова;
- чтение слогов с гласными второго ряда;
- чтение односложных и двусложных слов с мягким знаком;
-познакомить с правилами правописания;
а) ча-ща пиши с буквой А;
б) чу-щу – с буквой У;
- повторение правил правописания.
Развитие графо-моторных навыков
- продолжать проводить пальчиковую гимнастику, массаж пальчиков; -продолжать выкладывать буквы из палочек, мозаики, лепить из пластилина;
- проведение графических диктантов -различные виды штриховок;
-закрепление сформированных навыков4
Профилактика дисграфии
- совершенствовать умение трансформировать буквы;
- различать правильно и неправильно напечатанные буквы;
- допечатывать незаконченные буквы, с недостающими элементами; - читать буквы, наложенные друг на друга;
- правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "АБВГВДейка"
вВ настоящее время значительно возросло количество детей, имеющее то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушения чтения) и дисгрофия ( нарушение письма) становятся первопричинами плохой успева...
Проект по обучению грамоте с использованием ИКТ "От А до Я"
Исследовательский проект по обучении грамоте, расчитан на 2 года....
Проект по обучению грамоте с использованием ИКТ "От А до Я"
Проект реализовавается в течении 2-х лет...
Проект по обучению грамоте
Проект по подготовке к обучению грамоте в старшей группе....
Проект по обучению грамоте на тему « Звук С-Сь».
Проект заключает в себе коллективную (фронтальные занятия), индивидуальную работу, работу с воспитателями и родителями.Срок проекта четыре недели....
проект по обучению грамоте " Буква моего имени"
Этот проект проходил в начале года,когда возникла потребность сделать метки на шкафчики, дети предложили оформить личное пространство буквами своего имени, вот так и появился этот пр...
Проект по обучению грамоте на тему « Звук С-Сь».
Проект заключает в себе коллективную (фронтальные занятия), индивидуальную работу, работу с воспитателями и родителями.Срок проекта четыре недели.Закреплять правильное произношение звука «С&raqu...