КОНСПЕКТ занятия по подготовке к обучению грамоте.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Айриян Наири Петровна

Тема занятия «Звук К и (К)»

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова.
  2. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
  3. Составлять предложение из 3-х слов. Делить предложение на слова.
  4. Тренировать речевой слух, развивать внимание и сообразительность.

 Материал:

  1. Иллюстрация к стихотворению Б. Заходера «Кот и кит».
  2. Карта-схема «Кит», цветные кубики.
  3. Фишки для обозначения звуков.
  4. Р/М: звуковые карты, фишки.
  5. Мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_gramote_starshaya_gruppa.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ занятия  по  подготовке к обучению грамоте.

Тема занятия «Звук К и (К)»

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова.
  2. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
  3. Составлять предложение из 3-х слов. Делить предложение на слова.
  4. Тренировать речевой слух, развивать внимание и сообразительность. Материал:
  1. Иллюстрация к стихотворению Б. Заходера «Кот и кит».
  2. Карта-схема «Кит», цветные кубики.
  3. Фишки для обозначения звуков.
  4. Р/М: звуковые карты, фишки.
  5. Мяч.

Ход занятия:

1.   Педагог показывает детям иллюстрацию к стихотворению Б Заходера «Кот и кит»,

предлагает её рассмотреть, читает стихотворение:

... Вот что сказка говорит:

Жили - были КОТ и КИТ.

Кот - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

Кит мяукал. КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днём храпит.

КОТ плывёт по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Ловит КИТ мышей на суше.

Кот на море бьёт баклуши!

Кит царапался, кусался...

Добрый КОТ ни с кем не брался...

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни петь на крыше.

Позовёшь его: «Кис, кис!»

Он охотно спрыгнет вниз...

Разбирались целый год,

Кто тут КИТ и где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то против всяких правил

В сказке буквы переставил.

Переправил КИТ на КОТ,

А может быть наоборот?

Ребята, что вы заметили? Чего не бывает на самом деле? Какие слова в сказке перепутались? Почему? Слова КОТ и КИТ похожи друг на друга? Чем похожи? (Звучат почти одинаково, но у них разные гласные звуки). А ещё эти слова отличаются моделью построения.

2.        Звуковой анализ слова КИТ.

Давайте построим модель слова КИТ. Вот домик для звуков слова КИТ (лист голубого цвета бумаги - океан, со схемой 3-х звукового слова, кубики - кораллы: синие, красные и зелёные).

Выделяют голосом по - очереди 1, 2 и 3 звуки, выкладывают с помощью кубиков -кораллов (зелёный, красный синий). Молодцы, это модель слова КИТ. Давайте отпустим КИТА в море, пусть плывёт (снимает картинку и кладёт на лист - море).

3.        Игра «Измени предложение».

Ребята, Кит любит купаться? (Да.) А кто ещё любит купаться. Измените предложение

«Кит любит купаться", называя других обитателей океана: «любит купаться» (акула,

дельфин, рыба и др.)

4.        Динамическая пауза. Звучит музыка прибоя. Ребята, мы с вами оказались в
открытом море, давайте поплаваем, как весёлые рыбки. А теперь нырнули глубоко -
глубоко и задержали дыхание, под водой дышать нельзя. Вынырнули, вздохнули.
Молодцы, а теперь плывём вон к тому берегу, там нас ждёт КОТ.

5.        Звуковой анализ слова КОТ. Давайте построим модель слова

Выделяют голосом по - очереди 1, 2 и 3 звуки, определяют принадлежность (гласный, согласный, мягкий, твёрдый, цвет фишек).

У вас на столе фишки и звуковые карты. Выложите звуковыми фишками слово КОТ самостоятельно. (Дети садятся за столы, выполняют задание: фишки синяя, красная, синяя.) Проверяем (показ фишками на доске). Молодцы.

5. Игровое задание «Строим по звукам». Но вот незадача! У КИТА есть дом - это весь океан. А у КОТА нет. У вас лежат листочки. И у меня есть свой лист. Что на них изображено, узнали? Правильно, дом, но он непрочный, пунктирный. Мы его сейчас будем строить по звукам. Я буду называть первый звук той части дома, которую надо укрепить и обвести карандашом. А вы отгадайте: «С» - стена (обводят), «К» - крыша (обводят), «О» - окно (обводят), «Т» - труба (обводят), «ЛЬ» - лестница (обводят). Педагог обводит свой рисунок. Вот дом для КОТА - какой он? (красивый, прочный). А какая модель слова «Дом» вы узнаете в следующий раз. А сейчас - игра, выходите на ковёр.

6.        Игра «Имена» (с мячом).

У всех людей есть имена, и у маленьких, и у больших, только с возрастом имена меняются. Тебя зовут Маша, а как буду звать, когда вырастешь? (Мария). (Если есть время, опросить всех.)

7.        ИТОГ.

Наше путешествие в сказку - небылицу про КОТА и КИТА закончилось. Так кто же на дереве сидит? КИТ или КОТ? (Кот.)

А в океане кто плывёт? КОТ или КИТ? (Кит.) Молодцы. Возьмите ваши листочки и в группе раскрасьте цветными карандашами домик для кота.

 

Использованная литература:

  1. Н.В.Дурова «Обучение дошкольников грамоте» (5-6 лет).
  2. Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте»  (3-7 лет).
  3. А.Удзенкова, Л. Колтыгина «Звукарик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...