Актуальные проблемы преддошкольной подготовки старших дошкольников
статья по обучению грамоте

Вязкова Елена Викторовна

В статье рассматриваются актуальные проблемы преддошкольной подготовки старших дошкольников и пути их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы преддошкольной подготовки старших дошкольников

          Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. В связи с этим особое значение приобретает совершенствование всей воспитательно – образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе.

           Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью являлась игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей, необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития.

           Анализ педагогического опыта и результатов исследований свидетельствует о том, что проблема подготовки детей к школе имеет две стороны, два аспекта. Во- первых, для успешного обучения в школе необходимо так организовать всю воспитательную работу дошкольных учреждений, чтобы обеспечить высокий уровень общего развития детей. Во-вторых, для решения этой проблемы следует так же специально готовить дошкольников к усвоению тех предметов, которым ребенок будет обучаться в начальных классах школы.

            В связи с этим в подготовительных группах детских садов проводятся занятия по обучению грамоте, которые при соответствующей организации педагогического процесса не только дают возможность детям приобрести элементарные знания в области чтения, но и способствуют их общему развитию. Значительная часть детей, поступающих в 1 класс, умеет читать. Овладение грамотой в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличий от содержательной стороны. Что же касается навыков чтения, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать.

             Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем развития науки и техники и обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе. Поэтому в настоящее время возникает настоятельная необходимость, и обнаруживаются реальные возможности дальнейшего совершенствования программ и методов дошкольного воспитания, направленного на повышение уровня общего развития детей и улучшение их подготовки к школе. Новые школьные программы предусматривают не только сообщение детям знаний, развитие умений, но и формирование у них способов усвоения и применения знаний. Усиление принципа развивающего обучения предъявляет определенные требования и к дошкольному воспитанию.

           В настоящее время, «возникла необходимость» определить пути максимального повышения развивающего эффекта дошкольного обучения, и таким путем не только обеспечить усвоение ребенком известной суммы знаний и умений, но и создать оптимальные условия для развития самих познавательных процессов. В полной мере это положение можно отнести и к современному речевому развитию дошкольников.

            Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Поэтому задача обучения родному языку, развитие речи выступает как одна из главных задач всестороннего развития дошкольников, а, следовательно, ее решение во многом способствует подготовке детей к обучению в школе.

            Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой деятельности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка.

            Вычленение новой для ребенка области объективных явлений, являясь важным моментом умственного развития в дошкольном детстве, имеет вместе с тем решающее значение для последующего систематического изучения курса родного языка в школе.

Развитие речи и обучение грамоте призвано обеспечить:

- взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

- интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

- развитие художественно-образного и логического мышления учащихся, воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;

- необходимость формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможное отношение к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию.

- умение осмысленно читать, говорить и писать;

- обогащение речи учащихся, развитие их внимания и интереса к языковым явлениям;

- развитие интереса к учебным занятиям;

- расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассматривания иллюстраций;

- развитие фонематического слуха;

- дать элементарные понятия о звуко-буквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука;

- обогащение словаря учащихся, развитие их речи;

- правильному обозначению звуков на письме, умению писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;

- научить списывать с печатного текста, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т.д.

        Таким образом, целостный курс подготовки к школе поможет детям освоить ряд понятий и закономерностей, которые помогут начать успешное обучение в 1 классе.

От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

         Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, которые во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности. Все эти три составляющие школьной готовности тесно связаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе.

         В понятии «готовность к обучению в школе» выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный и психологический.      

       Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.

        В результате анализа учебной деятельности и содержания обучения чтению и письму в первом классе были выделены учебно-важные качества, которые образуют психологическую структуру стартовой готовности детей к обучению в школе.

1. Мотивы учения

В структуре стартовой готовности к обучению в школе это наиболее важное качество.

Мотив - это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и др. В том случае, когда деятельность побуждается внешним фактором, например, указанием взрослого, говорят о внешних мотивах поведения.

В структуре мотивов можно выделить шесть групп мотивов:

- социальные мотивы, основные на понимание общественной значимости и необходимости учения, стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»).

- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать одни пятерки»);

- Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама сказала»);

- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Для того, чтобы сохранить положительное отношение детей к учебной деятельности, необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

Если организуемые занятия не подходят какой-то части детей, это может привести к утрате у них желания учиться, а желание ребенка - главный двигатель его успешного обучения.

2.        Принятие учебной задачи

Принятие учебной задачи означает, что задача педагога приобрела для учащегося «личностный смысл», стала его собственной задачей. При этом учащийся определяет приемлемый для него уровень достижения в деятельности (будет ли он выполнять поставленное задание наилучшим образом, либо ограничится средним уровнем, либо не будет выполнять его совсем), формируется преимущественная ориентация на скорость (выполнять задание как можно точнее, без ошибок).

Показатели готовности к обучению в школе: принятие и понимание ребенком, поставленных перед ним задач, преимущественная ориентация на качество выполнения задания. Неприятие или непонимание задач, преимущественная ориентация на скорость выполнения задания, без учета качества, рассматривается как показатели неготовности к учению.

3.        Вводные навыки

Успешность обучения детей во многом определяется наличием у них определенных элементарных представлений о специфическом содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков).

Качественный анализ вводных навыков проводится в процессе педагогического обследования. Таким образом, среди речевых знаний и умений выделяются:

- знание букв, умение читать;

-  звуковой анализ слова;

- построение фразы;

-  словарный запас;

- фонематический слух;

- звукопроизношение.

          Решение вопроса о необходимости и возможности обучения дошкольников грамоте неоднозначно. Нельзя не учитывать данные научных исследований, свидетельствующие о том, что седьмой год жизни является сензитивным для обучения чтению. Размышляя о путях развития дошкольного образования, Л.С.Выготский в тридцатые годы вскользь заметил, что нормально развивающийся ребенок в шестилетнем возрасте сам научается читать. Исследования современных психологов и педагогов так же показывают, что наиболее благоприятным периодом для обучения чтению является шестой год. А вот обучать писать буквы, по-письменному до школы не рекомендуется.

          Неправильно сформированные навыки могут стать серьезной помехой в усвоении знаний в школе.

Ребенку трудно понять, что слово делится на части-слоги, слоги делятся на звуки или буквы (если слово пишем или читаем).

          Обучение ребенка грамоте нужно начинать с развития фонематического слуха- умения правильно слышать и выделять все звуки речи и правильного произношения звуков речи.

          Наблюдения показывают, что при поступлении в школу далеко не все дети говорят чисто. Привычка неправильно произносить слова и звуки может вызвать трудности при выработке грамотного письма у школьника. Недостатки в развитии речи необходимо постараться устранить до поступления в школу.

          Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного начала обучения по любой программе.  

4.        Графический навык

Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений.

Потребность «писать по-письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения со стороны взрослого и его помощи, 6-7 летние дети практически не усваивают навык письма.                                    

     Физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, к тому же современные дошкольники мало рисуют, раскрашивают, лепят, поэтому выполнять графические упражнения и писать 6-7 летние дети, как правило, не любят: им трудно, а, следовательно, не интересно.

 Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребенка к обучению в школе.

 Успешность формирования графического навыка зависит от уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать задачу, произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений рук; навыков пространственной ориентации.

5.        Уровень обобщений (предпосылки логического мышления)

 К старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Эти способы, основанные на усвоении и применении детьми систем общественно выработанных сенсорных эталонов, позволяют расчленено воспринимать сложную форму предметов, оценивать их пространственные отношения, пропорции, сочетания цветов и т.д., детям доступно понимание общих принципов, связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, на занятиях по развитию речи дети осознают языковые элементы и зависимости, в процессе обучения грамоте - звуковой состав слова и словесный состав предложения. Мышление дошкольников, приобретая черты обобщенности, остается образным и опирается на реальные действия с предметами и их заместителями, не переходя в собственно логический, понятийный план. Организуя с детьми занятия, направленные на развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщениям, необходимо создать такие условия, чтобы дети научились производить обобщение не только фактически, раскладывая картинки по группам, но и в уме, в форме внутреннего умственного действия.

6. Зрительный анализ

   Способности анализировать графические изображения- вычленять соответствующие им элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ- известный отечественный психолог А.Р.Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал важность и необходимость развития этого психического качества для успешного начала школьного обучения.

    Недостаточное развитие зрительного анализа у учащихся является причиной неспецифических ошибок при чтении и письме: зеркальности, замене букв, сходных по написанию и др.

     Наибольшие трудности, учащиеся испытывают при усвоении букв, состоящих из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных в пространстве (Н-П-И; З-Е; Т-Ш; Д-В и др.), а так же букв, отличающихся друг от друга каким-либо одним элементом (Ь-Ы, З-В, Р-В, М-Л, Ц-Щ, П-Т, М-Н и др.)

       Дети с недостаточно сформированным зрительным анализатором при чтении и письме путают редко встречающиеся буквы (Ч-Ц, Х-Ф). Для них одинаково трудны и списывание, и письмо под диктовку.

      Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же элементов, то усвоение оптического образа буквы становится возможным лишь при достаточном развитии у детей пространственных представлений.

        При «Зеркальном» чтении и письме ребенок производит действие не слева-направо, а наоборот.  Например, вместо «шар» читает «раш», при письме допускает ошибки такого вида: «но»- «он», «Елка-Злка». Эти дети знают из каких элементов состоит буква, но при объяснении не пользуются пространственной терминологией (направо-налево), а говорят «отсюда-сюда», плохо представляют способ написания буквы, в какую сторону надо вести штрих.

      В процессе специально организованной детской деятельности и обучения, это качество («зрительный анализ») достаточно легко тренируется у детей 6-8 летнего возраста. В более позднем возрасте это сделать труднее. Поэтому одна из важнейших задач учебно-воспитательной работы детского сада и семьи - организовать деятельность детей таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие образного мышления и зрительного анализа.

7. Вербальная механическая память

        Особенностью обучения в начальный период является то, что большая часть информации, получаемая учащимися в вербальной форме от учителя, внешне не имеет логической связи, представляет собой перечисление последовательности операции, которые нужно выполнить для решения той или иной задачи (например: последовательность звукового анализа и перечень ориентиров при чтении слога-слияния, последовательность написания элементов, составляющих букву; перечень требований к правильной позе при письме и чтении и т.д.).

          Одной из причин неудовлетворительного усвоения грамоты является неправильное или неточное вербальное воспроизведение детьми правил. Поэтому уровень развития вербальной памяти является важным показателем готовности к учению.

8. Произвольная регуляция деятельности.

           Условием успешности усвоения заданий в период обучения является четкое и правильное выполнение ребенком инструкций обучающего взрослого. По мере становления учебной деятельности, формирование действий контроля и оценки у учащихся появляется возможность самостоятельного управления собственной деятельностью. Учащиеся с недостаточным развитием этого качества неорганизованны, невнимательны и неусидчивы, плохо понимают объяснения, допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их, нередко нарушают правила поведения на уроке, не успевают за темпом работы в классе. Чаще всего уровень усвоения знаний у них невысокий.

9. Обучаемость

          Обучаемость как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности выделяют в качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе. Обучаемость- сложное интегральное психическое качество, которое развивается прежде всего в процессе общения ребенка со взрослым в ситуациях стихийного и /или организованного обучения и во многом определяется индивидуальными особенностями интеллектуального и личностного развития ребенка.

Особенности языковой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

1.Фонематический слух ребенка. Место звукового анализа в обучении чтению детей дошкольного возраста.

        Фонематический слух формируется у ребенка на основе непосредственного речевого общения. Уже к концу раннего детства дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы только одним звуком. Таким образом, первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста. Обучение детей звуковому анализу слов показало, что, при определенных условиях, даже младшие дошкольники могут выделять первый и последний звуки в слове. При анализе звукового состава слов ребенок начинает произносить слова с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно. Например, слово «морж» дети произносят «м-м-морж», если нужно выделять первый звук, и «морж- ж-ж», если последний звук. Начиная с 5-6 летнего возраста, дети могут производить полный звуковой анализ слова, если они овладевают определенным действием – действием подчеркнутого протягивания отдельных звуков. Такой прием позволяет детям свободно ориентироваться в звуковом составе слова.

             Умение производить звуковой анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом.

            Очень важным действием при обучении чтению является различение мягкости и твердости согласного звука (мишка-мышка, лук-люк и т.д.). При усвоении этого действия учитель может использовать множество игр, сказок, построенных на том, что одно действующее лицо выбирает предметы, начинающиеся на твердые звуки, а другое - на мягкие. После этого ребенка учат выделять всю последовательность звуков в слове. Дети научаются выделять гласные и согласные, отличать мягкие согласные от твердых, ударные от безударных. И это все ведет к тому, что ребенок начинает отделять слово от предмета, который оно обозначает. Научившись отделять слово от предмета (звучание от значения), ребенок должен научиться дифференцировать слоги от звуков, звуки от букв. Важно, чтобы дети поняли, что буквы существуют для обозначения разных звуков. При этом буква может обозначать не только один звук, но и сочетание звуков. Вот почему (например: ель-(йэ)ль) нельзя начинать обучение с введения букв: в этом случае звуки будут восприниматься как названия букв.

              Правильная организация этапа звукового анализа слова позволяет ученикам не только быстро научиться читать, но и избавиться от таких распространенных ошибок первоклассников, как пропуски букв, перестановки и искажение слов. Кроме того, дети быстро переходят от послогового чтения к чтению слитному. Наконец, при правильном обучении чтению у детей воспитывается чуткость к произношению и написанию слов, что очень поможет им при овладении орфографией.

2. Развитие словаря и грамматического строя речи у дошкольников

          На протяжении дошкольного возраста продолжает расти словарный состав речи. Рост словаря непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные вариации здесь более велики, чем в любой другой области психического развития.

Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Параллельно ребенок овладевает умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и   спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов.

Дошкольный возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Наряду с ориентировкой на смысл слов, на обозначаемую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова независимо от его значения. Они часто намеренно видоизменяют слова «изобретают» новые, с увлечением упражняются в сочинении рифм. Появление у детей ориентировки на звуковую форму слов способствует усвоению морфологической системы родного языка.

             К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.

Как ориентировка на смысловую сторону языка, так и ориентировка на его звуковую сторону осуществляется в процессе практического применения и изменения слов и до известного момента не связана с осознанием речи, которое предполагает понимание связи между звучанием слова и его значением. Однако постепенно развивающееся языковое чутье и связанная с ним умственная работа над языком приводят к попыткам осознания речи.

             В процессе словарной работы на занятиях и при общении в быту дети встречаются с явлениями     синонимии, когда слова, разные по значению, имеют одинаковое или близкое значение. Понимание этого доступно детям в подготовительной группе. Встречаются со средством выразительности речи – антонимами.

              Овладение словарем – это не только усвоение слова, его понимание, но обязательно его активное употребление. Только в этом случае можно говорить о богатстве словаря. Поэтому активизация словаря выделяется в особую задачу педагогической работы. Использованием специальных обучающих приемов необходимо увеличивать количество прилагательных, наречий, глаголов в активной речи ребенка и разнообразить их состав.

Однако даже в старшем дошкольном возрасте дети не всегда правильно используют слова. Достаточно глубокое осознание речи формируется у дошкольников только в условиях специального обучения.

3. Формирование навыка анализа и синтеза на уровне предложения.

         Для обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте важно научить детей строить простые предложения и элементарно их анализировать (например: определить, сколько слов в предложении, какое из них первое, второе…, последнее).

          Необходимо обращать внимание на интонационную нерасчлененность, в результате которой предложение у детей чуть ли не целый рассказ.

Прерывистость речи чаще всего объясняется тем, что дети затрудняются в отборе слов и построении предложений. Совершенствование предложений осуществляется в основном в сочетании с приемами активизации словаря, т.е. на материале, частично знакомом детям. Речь детей более плавная, если содержание усвоено, понятен словарь. Если дети слабо усвоили материал, они постоянно останавливаются, забывая начало предложения.

Дети могут допускать ошибки в согласовании подлежащего со сказуемым, определения с определяемым словом, а также в падежном и падежно-предложном управлении (типа «Дед и баба не знали, чего есть у медведя в корзине»).

          Ошибки бывают и в построении предложений. Дети иногда как бы просто нанизывают слова, не думая, какое слово будет дальше и как оно связано с предшествующим изложением.

Основное внимание должно быть уделено выразительному чтению детям художественной литературы. Обычно речь ребенка, которому много читают, отличается не только интересным содержанием, но и разнообразием предложений, их более четким интонационным оформлением.

В работе над предложением известное место должно занять обогащение речи детей сложными грамматическими конструкциями. С их помощью ребенок может дать правильное объяснение тому, как он воспринял объект, явление, правило: «Зимой птиц надо подкармливать, потому что… и т.д.

Необходима соответствующая работа педагога (воспитателя) по формированию у детей умения пользоваться разнообразными, как простыми, так и сложными предложениями. Своими вопросами (почему, когда?), предложениями (что сделать, что бы …если) события, наблюдаемые в жизни или изложенные в тексте, он должен представить так, что они станут в определенные отношения. Ребенок, отвечая на вопросы, будет пользоваться сложными предложениями.

         Итак, работа над предложением в дошкольном возрасте включает задачи:

  1. Формирование умения строить простое распространенное предложение, переход от назывных и неполных предложений к постепенному использованию всех видов предложений.
  1.  Развитие умения пользоваться предложениями с однородными членами, с сочинением и подчинением.

Выполнение этих задач обеспечивает самостоятельность детей в формировании предложений, умение логично и последовательно излагать свои мысли.

4.        Формирование связной речи у дошкольников

В программе начальной школы особое место отводится развитию связной речи.

Учитывая взаимосвязь работы детского сада и школы, программа развития речи в детском саду ставит следующие задачи:

- воспитывать умение живо, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;

- учить соблюдать логику развития сюжета;

- понимать и передавать в речи некоторые связи наблюдаемых явлений, делать выводы;

- давать оценку явлениям и поступкам, о которых дети рассказывают, мотивированно оценивать поведение персонажей;

- учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Развивать интонационную выразительность речи.

К старшему дошкольному возрасту речь детей должна быть более разнообразной, четкой, последовательной. Дети подготовительной к школе группы должны самостоятельно составлять рассказ по картинке, на предложенную тему, употреблять в речи сложные предложения с сочинением и подчинением, пользоваться прямой речью, обращением.

Качество связной речи детей зависит от системы обучения их родному языку и в первую очередь от создания разнообразной и широкой речевой практики.

  Первым условием, необходимым для развития связной речи, является правильно поставленная словарная работа, овладение языковыми категориями, характеризующими качественные стороны предметов и явлений (прилагательные и причастия в роли определений), обозначающими отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно-следственные связи (наречия, предлоги, союзы), характеризующим уровень обобщения (обобщающие слова, видовые и родовые понятия).

Вторым, не менее важным условием является формирование умения строить предложения.

Составной частью развития связной речи является формирование образной речи. Воспитание выразительности речи в дошкольном возрасте, умение сказать не только правильно, четко, но и красиво подготавливает детей к преодолению лексических штампов.

Для воспитания выразительности детской речи используется, прежде всего, чувственный опыт детей.

Постепенно дети научаются пользоваться богатством языка, их рассказы перестают быть сухими, однообразными, похожими друг на друга, они становятся не только четкими, но и образными.

Исследования педагогов и психологов показывают, что при соответствующей работе детям 6-7 лет доступен описательный рассказ по пейзажной картине.

Формирование образной речи не ограничивается накоплением в словаре детей ярких эпитетов, однородных членов предложения и т.д. Развитие образности речи предполагает умение подобрать нужное яркое, эмоциональное слово в контексте, вставить в рассказ однородные члены, обособление, сравнение.

В целях формирования образной речи целесообразно давать задания с использованием стихотворных текстов. Дети этого возраста, как правило, любят заучивать стихи.

5. Формирование графического навыка.

      Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

      Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

        Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т.п.

б) письмо элементов букв: линии короткой и длинной, загибов, петель, овалов, полуовалов и прочих элементов;

Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых, ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения в соответствии с каждой отдельной буквой.

         Итак, подведем некоторые итоги.

         Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новым правилам, новым способам деятельности.

         Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Установлено, что чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.

         Важно правильно определить возраст начала школьного обучения. Все дети развиваются по-разному: один ребенок может начать обучение без ущерба для здоровья и развития в шесть лет, другому это будет по силам только в восемь. Решая вопрос о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, следует учитывать все аспекты его индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных способностей и т. д., т.е. физиологическую и психологическую готовность к обучению в школе.

        Школа предъявляет к дошкольному воспитанию следующие требования:

а) она требует готовности ребенка к школьному обучению;

б) школа требует, чтобы ребенок был готов к предметному обучению;

в) школа требует грамотности

        Поэтому комплексная воспитательная работа, проводимая в детских садах, направленная на общепсихологическую подготовку ребенка к школе, вовсе не исключает необходимости специальной подготовки к усвоению тех предметов школьного курса, которым они будут обучаться в начальных классах. В связи с этим в подготовительных группах проводятся занятия по грамоте, которые при соответствующей организации педагогического процесса не только дают возможность детям приобрести элементарные знания в области чтения, но и способствуют их общему развитию.

       Усвоение учащимися грамоты является главным и существенным в содержании и обучении в первоначальный период. Это фундамент для всего последующего обучения в школе.

     Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе.

  К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, в частности осознание ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки к обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе. На седьмом году жизни ребенка важно готовить его к тому, чтобы он мог в школе понять объяснения учителя и отразить в собственной речи знания природоведческого, исторического, математического характера; умел выделять существенные признаки,  доступные его пониманию, в тех предметах, которые он воспринимает; сравнивать предмет с другим,  указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; быстро определять предмет, действия, качества, подбирать слова с противоположным значением; группировать предметы , имеющие общие признаки.

        Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи явлений возможно лишь в случае, если ребенок понимает и умеет активно пользоваться не только простыми, но и сложными грамматическими конструкциями и имеет достаточный активный словарь прилагательных и наречий.

         Программа по развитию речи в детском саду разработана с учетом требований, предъявляемых к обучению русскому языку в 1 классе школы. Они в конечном итоге сводятся к следующему: научить детей осмысленно читать, говорить, писать, обогащать речь, учащихся; развивать интерес к языку и чтению; развивать и обогащать представления детей об окружающем мире; способствовать выработке у детей умений владеть устными и письменными формами языка.

Исследования показали, что освоение грамоты, а затем чтения и письма – очень сложный процесс.

Для овладения этим процессом необходимо:

  1. тонко различать звуки в слышимых словах (или в их частях – фонемах);
  1. уметь соотнести слышимый звук речи с определенным знаком, напечатанным в книге, или уметь изобразить его самостоятельно на бумаге;
  1. научиться воспринимать не только каждую букву и по образовавшейся ассоциации воспроизводить соответствующий этому знаку «чистый звук»; нужно увидеть сочетание одной буквы с другой и в соответствии с этим изменить произношение нужного звука: пи-пи, пу-пу, па-па;
  1. все буквы в слове нужно произносить слитно, как целый звуковой комплекс;
  1. слово должно быть понятно, т.е. получившаяся комбинация звуков должна быть понятна как обозначение какого-то знакомого ребенку предмета, действия, признака.  Следовательно, освоение грамоты - трудная работа для ребенка, она основана на тонком и точном слухо- зрительно – артикуляционном анализе и синтезе, на сочетании звуковой формы с его значением.

     Часто дети читают неправильно, ставят ударение не там, где нужно, поэтому слова звучат искаженно, затрудняется понимание их смысла.

         Итак, подготовка ребенка к школе должна быть комплексной и осуществляться на протяжении всего дошкольного детства. Главным и существенным в содержании обучения в первоначальный период является усвоение грамоты – первоначального чтения и письма. Освоение грамоты в наибольшей степени оказывает влияние на формирование психологической структуры учебной деятельности в первоначальный период обучения в школе. Освоение грамоты – это фундамент для всего последующего обучения, неграмотный (не умеющий читать и писать) учащийся не сможет усвоить смысловое чтение и письмо, математику и другие школьные предметы.

               Правильная организация занятий по подготовке к обучению грамоте в детском саду является залогом успешного обучения в школе.

Библиография:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.
  1. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника
  2. Безруких М.М. «Трудности обучения в начальной школе» М.,2009
  3. Выготский Л.С. «Умственное развитие детей в процессе обучения»// Психология развития ребенка Л.С. Выготский
  4. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы
  5. Гурьянова Ю. Ю. «Готовимся к школе».
  6. Гуткина Н.И.Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
  7. Давыдов В.В. «Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка» // Возр. и пед. психология. Хрестоматия
  8. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей
  9. Практическая психология образования: Учебное пособие изд.,под ред. И.В.Дубровиной
  10. Эльконин Д.Б. «Школьное обучение – его особенности» // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия
  11. Эльконин Д.Б. «Развитие устной и письменной речи учащихся»// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития речи у дошкольников

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Актуальные проблемы преддошкольной подготовки старших дошкольников

Новая модель дошкольного и предшкольного образования должна обеспечить детям из разных социальных слоев: равные стартовые возможности обучения, вариативность программ и форм пребывания детей в ДОУ, пр...

Проблемы подготовки старших дошкольников к систематическому изучению математики в школе

В условиях вариативности образования по-прежнему происходит внедрение в практику работы дошкольных и школьных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к в...

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Раскрытие проблы нравственно-патриотического воспитания впериод дошкольного дества...

Доклад на тему: «Актуальность проблемы взаимодействия с семьей дошкольника на современном этапе»

Семинар-практикум. Филиал АНДОО «Филипп» «Детский сад Щелково -1»...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не подготовленный к школе ребенок не вс...