НОД по грамоте в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Полякова  Алена Юрьевна

НОД по грамоте в старшей группе.

Задачи:

-обучать звуковому анализу слова.

-закреплять дифференциацию твердых и мягких согласных звуков.

-обучать умению сравнивать слова по звуковому составу.

-называть слова по определенному фонематическому признаку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_7.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по грамоте в старшей группе.

Задачи:

-обучать звуковому анализу слова.

-закреплять дифференциацию твердых и мягких согласных звуков.

-обучать умению сравнивать слова по звуковому составу.

-называть слова по определенному фонематическому признаку.

Ход занятия:

Доброе утро!

Ребята, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. 
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Сюрпризный момент. Входит зайка, грустит.

Что случилось?

Зайка: в нашей лесной школе дядя Миша загадал загадку, а я не смог справится. Не знаю ответа. Ребята помогают.

Загадка:

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но, поверь, нигде меня
Не бывает без огня.

-Ребята и сегодня мы с вами будем делать звуковой анализ слова  ДЫМ.

(зайка остается на занятии с ребятами, учится тоже делать звуковой анализ слова.)

Напоминаю:

Речь бывает устной, когда мы говорим и письменной, когда мы пишем.

Когда мы говорим, то мы произносим что? (Звуки).

Значит звук – это то, что мы слышим и произносим.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки- это те которые мы можем петь.

Согласные-  звуки котрые мы петь не можем, т.к  при произнесении которых есть преграда зубы, губы и язык.

Звуковой анализ слова дым.

Дети, скажите, что нарисовано на картине?

(дым) Под картинкой есть схема.

Сколько клеточек нарисовано внизу картины? (три)

Что обозначают эти клеточки? (звуки).

Правильно, нарисовано три клеточки, а каждая клеточка обозначает один звук. Значит в слове «дым» три звука.

Выходит ребенок. Читаем слово ДЫМ. Дети выполняют со мной в тетради у себя.

Трое детей выходят по очереди у доски произносим выделяя звуки по порядку. Требовать от каждого выходящего к доске ребенка «чтения» слова с указкой по схеме (в случае необходимости воспитатель приходит на помощь, произнесения слова с интонационным выделением звука.

Первый звук какой («д»),

И даем ему характеристику, послушайте..

Звук «д»- это твердый согласный , но имеет мягкую пару , и звучит не «д», а «д*».Ставим фишку.

второй («ы»)- это гласный и гласным звукам мы никакую характеристику не даем , третий («м»)- согласный твердый, имеет пару мягкую и звучит она не «м» а «м*»-ставим фишку.

а сейчас поиграем в игру -слово «дым»(живые модели).

по 1 ребенку вызываем, возьми  звук «д», второй ребенок «ы» звук, и еще 1 ребенок возьми звук «м»- ставим фишку.

Потом позову на коврик,  называя звуки.

Ставим звуки на доску. И задание ребенку даем.(Пропрыгай  до стульчика, проплыви, пролетай).

Физкультминутка «Наши ручки»

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их разведем.

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

А сейчас попрошу вас в словах дым и дом найти одинаковые звуки и каждый обозначить фишкой.

Читаем дддым и ддом.. Читаем дымм и домм. Одинаковые звуки д и м.

Поставили фишки там где одинаковые звуки.

Затем прочитаем еще раз, выделяя разные звуки. ДЫЫЫм и Дооом. Разные звуки в словах дым и дом это ы и о. Поставили фишки на разные звуки в схемы которые внизу.

Молодцы! А теперь выходим на коврик, встанем в круг. И поиграем в игру «назови слова со звуком д» дом, дым, дочь, дождь, дача, дама, бидон,  дети, добро.двор

А теперь внимательно сложное задание назвать его мягкого братца д*

День, деньги, дело, дюймовочка, дима, дядя.диван.

Молодцы,ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"

Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...

Итоговое занятие по бучению грамоте в старшей группе Праздник Грамоты

Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласны» звуки и буквы, умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, различать на слух тверд...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...