НОД по грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
НОД по грамоте
Тема: «Посылка от жителей страны Знаний»
Воспитатель: Суханова Наталья Анатольевна
Группа: I старшая
«Дошкольное образовательное учреждение (ясли - сад) №11 «Ромашка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_obucheniyu_gramote.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Дошкольное образовательное учреждение (ясли - сад) №11 «Ромашка»
НОД по грамоте
Тема: «Посылка от жителей страны Знаний»
Воспитатель: Суханова Наталья Анатольевна
Группа: I старшая
«Дошкольное образовательное учреждение (ясли - сад) №11 «Ромашка»
г. Красный Луч
2017г
Занятие по обобщению и систематизации
Тематическое занятие
Тема: «Посылка от жителей страны Знаний»
I старшая группа
Программное содержание:
Обучающие:
- формировать умение детей делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и графически их записывать;
- учить осваивать звуковой анализ слова; формировать знание гласных и согласных звуков.
- учить составлять и читать предложение с помощью схем, определять протяженность слов и составлять их графическую запись.
Развивающие.
Развивать мышление, речь, внимание, память, мелкую моторику рук, усидчивость, способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения.
Воспитывающие.
Воспитывать любовь к родному языку; культуру общения.
Словарная работа: активизация: звук, гласный, согласный, слог, слово, предложение.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
посылка, конверты с заданиями, схемы предложений, карточки для звукового анализа слов; белые листы бумаги в клетку и маркер для записи схем слогов и предложений.
Раздаточный материал: карточки для звукового анализа слов; простые карандаши, тетради в клетку, предметные картинки – дикие животные.
Методы и приемы:
игровая ситуация, беседа, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра, загадки, дидактическая игра
Ход НОД:
1. Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принёс посылку, давайте посмотрим, откуда её прислали и что в ней.
Воспитатель читает на посылке адрес:
«Детям старшей группы «Радуга» от жителей страны Знаний».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, жители страны Знаний прислали нам свои любимые игры и предлагают нам поиграть в них и показать наши знания. Хотите поиграть? Тогда начинаем!
2. Основная часть.
Дидактическая игра «Назови слово и определи место звука в словах»
Воспитатель достает конвертик и читает название и правила игры.
Воспитатель: - Жители страны Знаний предлагают вам, назвать предметы, в названиях которых слышится звук «А» (то же со звуком «У») (Книга, лампа, мама и т.д., улитка, утюг, утка… и др.) и определите место звуков «А» и «У» в этих словах. Давайте вспомним где могут находиться звуки в слове? (ответы детей: в начале слова, в конце, в середине).
Физминутка «Дикие животные»
Осенним днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут на месте)
За мамой - лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой - лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой - ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой - медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою - белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой - зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут рычат)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на месте)
Следующий конверт. Дидактическая игра «Раздели на слоги».
Воспитатель: - Ребята, а что же в следующем конверте? Я сейчас каждому раздам. Воспитатель раздает картинки (дикие животные).
Воспитатель: - Вам нужно назвать, кто изображен на картинке, определить, сколько слогов в названии и графически записать слова по слогам.
Воспитатель предлагает детям открыть тетради, приподнять правый верхний угол тетради, сесть ровно и внимательно слушать ребят. Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.
Воспитатель: - Закройте тетради и поставьте карандаш в стаканчик.
Пальчиковая гимнастика
В лесу дремучем растут елки
(Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка.)
И бродят злые-злые волки.
(Показать «клацающую пасть»)
Бывает зайка пробежит,
(Показать ушки зайки.)
И ветка елки задрожит.
(Пальцы рук полусогнуты – «лапы» потрясти.)
Бывает мишка косолапый
(Пальцы рук переплетены, большие пальцы – мордочка)
Заденет елку своей лапой.
А старый еж, колючий бок,
(Пальцы рук сложены в «клубок».)
Под елкой спит,
Свернувшийся в клубок.
Следующий конверт. «Работа с предложениями».
Воспитатель: - А вот и следующий конверт. Но сначала кто мне скажет, из чего состоят предложения? (Ответы детей). Правильно, предложения состоят из слов. Сейчас мы составим и прочитаем предложения с помощью схем, которые есть в конверте. Давайте вспомним, какие бывают по протяженности слова? (ответы детей: длинные и короткие) Как мы записываем длинное (короткое) слово? (ответы детей: длинными и короткими линиями) Как мы записываем первое слово в предложении? (выделяем ) Что ставится в конце предложения? (точка)
Воспитатель предлагает детям открыть тетради, приподнять правый верхний угол тетради, сесть ровно и внимательно слушать ребят. Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.
Воспитатель: - Закройте тетради и поставьте карандаш на место, предлагая поиграть в игру «Живые слова»
Дидактическая игра «Живые слова»
Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Ход игры: Каждый ребёнок изображает слово. Дети читают предложение. Воспитатель предлагает поменять местами второе и третье слово. Предлагает прочесть. Пусть теперь первое слово станет последним. Предлагает прочесть.
В.: Ребята, подскажите мне пожалуйста, а где живет лиса (волк, белка?) А как можно назвать, одним словом? (ДОМ) или (ЛЕС)
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем!
Следующий конверт.
Воспитатель: - А вас заждался следующий конверт. А что же в нем? (ответы детей) Показ карточек для звукового анализа слов.
Звуковой анализ слова «дом» и «лес»
Транскрипция слова: [дом] Транскрипция слова: [л’эс]
д — [д] — согласный, твёрдый л — [л’] — согласный, мягкий
о — [о] — гласный, е — [э] — гласный,
м — [м] — согласный, твёрдый с — [с] — согласный твёрдый
Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.
В ходе выполнения упражнения воспитатель задает детям следующие вопросы: 1). Читаем и слушаем . 2). Произнести по слогам 3). Выделить первый звук, назвать его и выложить т д со следующими 4). Прочитать по фишкам 5). Сколько слогов? 6) Сколько всего звуков?7) Сколько гласных, согласных?
3. Итог занятия.
В.: Вот и все игры. Кто прислал нам посылку с играми? Понравились вам игры жителей страны Знаний? Какие игры вам больше запомнились, понравились?
Вы такие молодцы, так внимательно слушали правила игр и быстро со всем справились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) в старшей группе на тему: «Веселая грамота»
конспект НОД...
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"
Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...
Итоговое занятие по бучению грамоте в старшей группе Праздник Грамоты
Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласны» звуки и буквы, умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, различать на слух тверд...
Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»
Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"
Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...
- Мне нравится (1)