Игровые приёмы при подготовке дошкольников обучению грамоте.
статья по обучению грамоте (старшая группа)
Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже диктует свои условия: «Ребенок должен читать, и читать хорошо». Как же подготовить дошкольника к овладению навыками чтения и письма?
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка:
- слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память помогают различать звуки речи, удерживать в памяти их последовательность.
- зрительное, пространственное восприятие помогает ребенку узнать и отличить буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определить направление слева направо, сверху вниз.
- зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребенка необходимый объем зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
- кинестетическое (мышечное) восприятие необходимо для формирования произносительных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizitka.docx | 107.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже диктует свои условия: «Ребенок должен читать, и читать хорошо». Как же подготовить дошкольника к овладению навыками чтения и письма?
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка:
- слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память помогают различать звуки речи, удерживать в памяти их последовательность.
- зрительное, пространственное восприятие помогает ребенку узнать и отличить буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определить направление слева направо, сверху вниз.
- зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребенка необходимый объем зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
- кинестетическое (мышечное) восприятие необходимо для формирования произносительных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.
В дошкольном возрасте формируется способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой, что позволяет ребенку:
- услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
- соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
- правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит «про себя»;
- написать букву и правильно прочитать.
При освоении языкового анализа и синтеза ребенок должен уметь: выделять заданный звук из потока звуков, в слоге и слове, слог из слова, слово из предложения; соединять звуки в слог; составлять из слогов слово, из слов предложения.
Игра «Звуковые дорожки»
Цели: Развитие фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, автоматизация звуков в словах, развитие мелкой моторики и координации движения рук.
Оборудование: звуковые линейки, наборы цветных крышек.
Ход игры: Дети вычленяют звуки из слова, анализируют качественные характеристики этих звуков (гласные, твердые и мягкие согласные) и накручивают крышку нужного цвета на соответствующее горлышко на звуковой линейке.
Для овладения правильным чтением ребенок должен запомнить графический образ буквы. Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных упражнений.
Игра «Пальчиковая азбука» — это система изображений букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций,
мелкой моторики; конструктивного праксиса.
Задачи: изобразить букву с помощь пальцев рук.
Описание: рассмотреть, какие пальцы принимают участие в построении буквы, прочитать ребенку стихотворение, заменяющее инструкцию и предложить построить букву по стихотворному описанию, затем проверить правильность построения буквы по рисунку, стихотворному описанию или инструкции.
Задание: Буква а
Построй по инструкции
Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.
Правая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяет середину указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на безымянном.
Левая рука. Средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на среднем.
Построй по стихотворению
Пальцы указательные
Ставим под углом.
Средний — перекладиной
Ровно ляжет в нем.
Игра «Найди букву».
Задачи: развивать зрительное внимание; упражнять в выделении буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.
Описание: на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штрихов и линий различной конфигурации.
Задание: найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.
Игра «Буква сломалась».
Задачи: развивать умение проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.
Описание: работа с плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.
Задание: из различных частей правильно сложить буквы. (На начальном этапе одновременно предлагается 2— 3 буквы, разделенные на две части. Затем количество букв и частей, на которые они разделены, постепенно увеличивается.)
Игра «Объемные буквы».
Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов в пространстве; развивать тактильные ощущения.
Описание: работа с объемными буквами русского алфавита.
Задание: с закрытыми глазами обследовать букву и правильно назвать ее.
Игра «Узнай на ощупь».
Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.
Описание: работа с буквами, слегка выдающимися над плоскостью («шершавыми» буквами).
Задание: с закрытыми глазами обвести пальцем по контуру букву и назвать ее.
Игра «Выложи букву и придумай с ней слово»
Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение производить анализ и синтез букв русского алфавита.
Описание: работа со счетными палочками и шнурками разного цвета.
Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв лучше выложить из палочек, а какие из шнурков). На начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух.
Игра «Веселые буквы».
Задачи: на практике закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.
Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.
Задание: начертить печатную заданную букву пальцем по крупе.
Игра «Будь внимательный».
Задача: развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.
Описание: работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.
Задание: найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета (на первом этапе предлагается одна буква и один цвет карандаша, далее предлагаются две буквы и два цветных карандаша и т.д.).
Игра «Шахматная доска».
Задачи: упражнять в ориентировке на листе в клетку; закреплять понятия «вправо — влево», «вверх — вниз».
Описание: работа на листе бумаги в крупную клетку, размеченном по принципу шахматной доски.
Задание: провести фишку по «шахматному» листу от одной точки до другой, выполняя пошаговую инструкцию взрослого
Игра «Придумай сказку про букву».
Задачи: развивать творческие способности у детей приемами театрализованной деятельности и сказкотерапии.
Описание: изготовление букв своими руками, придумывание сказок и историй о них.
Найди такую же букву
Задачи: развивать внимание и совершенствовать умение сравнивать зрительные образы букв.
Описание: работа с магнитной азбукой.
Задание: по примеру взрослого найти и прикрепить к магнитной доске ту или иную букву русского алфавита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения
Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...
Конспект игрового комплекса по подготовке к обучению грамоте .
Конспект по подготовке к обучению грамате в средней группе....
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
«Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте»
Материал будет полезен и молодым и опытным педагогам...
Использование игровых приёмов в подготовке дошкольников к обучению грамоте
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой стороне языка, обучение их звуковому и слоговому анализу и синтезу слова, т. е. определе...
Использование игровых приёмов в работе по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Игры со слогами и словами»
Игра – это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт у...