Конспект игрового комплекса по подготовке к обучению грамоте .
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Рештаненко Инна Николаевна

Конспект по подготовке к обучению грамате в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Снегурочка»

Городское методическое объединение воспитателей

дошкольных образовательных учреждений

«Обучение грамоте в детском саду»

Конспект игрового комплекса по подготовке к обучению грамоте  в средней группе

Составила: воспитатель Рештаненко И.Н.

2010 г.

Задачи:

1. Активизировать словесно – логическое мышление и речи, способствовать переносу слов из пассивного словаря в активный.

2. Активизировать работу мышц языка и губ.

3. Развивать слухового внимания и восприятия, упражнять в дифференции речевых и неречевых звуков.

4. Дать представления о гласных звуках (их можно произносить отрывисто, коротко, тянуть, петь), работа над голосоподачей.

5. Развивать фонематический слух, упражнять в выделении заданного звука из звукоряда.

6. Закрепить представления детей о протяжённости слов (короткие и длинные), развивать слухового внимания.

7. Упражнять детей в словообразовании.

1. Организационный этап

Д/игра из ТРИЗ -технологии «Мои друзья».

- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Мои друзья: мои друзья те, кто назовет слова, относящиеся к слову «зима».

(ребенок называет слово и подходит к воспитателю: снег, санки, сосульки и т.д.)

- Молодцы, а теперь мои друзья те, кто назовет слова, относящиеся к слову «огород» (больница, магазин и т.д.)

2.Закрепление и творческое применение знаний

Артикуляционная гимнастика «Кто живет во рту у нас».    

Д/игра «Что услышишь, назови».

Сюрпризный момент «Шляпа волшебника».

Д/игра «Короткий, длинный звук».

Д/игра «Звуковой поезд».

Д/игра «Папа – мама – ребенок».

Д/игра «Ванька – встанька»

- Посмотрите, ребята, кто пришел к нам в гости. С этим гостем вы хорошо знакомы. «Кто живет во рту у нас?

Может рассказать рассказ…»

- Молодцы, дети, замечательно сделали гимнастику. Пусть язычок останется у нас в группе и посмотрит, в какие игры вы будете сегодня играть? (Да)

- А теперь давайте помолчим и внимательно послушаем.

(Дети прислушиваются к разным звукам)

-Что вы слышали?

(Тикают часы, шаги, хлопнула дверца у шкафа и т.д.)

- Молодцы, какие вы внимательные. А как назвать то, что вы слышали одним словом? (Звуки)

- Правильно, ребята. А каких двух видов бывают звуки? (речевые и неречевые)

-Речевые это какие звуки? (это звуки, которые произносит человек)

- Неречевые это какие звуки? (все остальные звуки, которые не произносит человек)

- Предлагаю вам игру «Что услышишь, назови». Внимательно слушайте звуки за ширмой и говорите то, что услышите. (Воспитатель за ширмой переливает воду из емкости в емкость, шуршит пакетом, мнет бумагу, звонит в колокольчик, хлопает в ладоши и т.д. Дети говорят, что слышат. В конце воспитатель убирает ширму и демонстрирует предметы, издающие звуки.)

- Вы правильно услышали все звуки. А какими они были? (неречевыми) Молодцы. А сейчас мы поиграем с речевыми звуками.

- Смотрите, ребята здесь лежит чья-то шляпа. Интересно, кому она принадлежит? (волшебнику)

-Действительно, шляпа не простая, а волшебная, в ней столько всего лежит.

-Посмотрите, какие карточки, а ведь вы с ними хорошо знакомы. Что обозначает карточка с изображением кружочка? (короткий звук), а что обозначает карточка с изображением прямоугольника? (длинный звук) Правильно. Давайте поиграем со звуком «А» (воспитатель показывает детям карточку с изображением прямоугольника, дети тянут звук – а-а-а-а, затем карточку с кружочком, дети коротко, отрывисто произносят звук – а. Воспитатель дает только гласные звуки.)

- Какие вы молодцы, а я предлагаю вам поиграть в «Звуковой поезд», прицепляйтесь друг к другу, будете вагончиками. «Поезд наш бежит, торопится, на заданном звуке остановится». Остановка поезда на станции со звуком «О»:

- На какой станции остановится, ребята наш поезд? (на станции «О»)

-Поехали! (воспитатель тянет звуки –а-а-а-а-; -и-и-и-и-; -у-у-у-у-; и т.д. –о-о-о- поезд должен остановиться. Затем дать задание остановиться на следующей станции с заданным звуком.)

- Смотрите, ребята, а в волшебной шляпе еще лежат разные фигурки зверей и птиц. Давайте с ними поиграем в игру «Папа – мама – ребенок»?

-Посмотрите на эту игрушку (корова)

- Как будут называть папу? (бык)

-Кто будет мама? (корова)

-А как назовем их ребенка? (теленок)

(и так демонстрировать несколько игрушек: петух, собака, кошка и т.д.)

- Но сюрпризы из нашей волшебной шляпы не заканчиваются. Посмотрите, что это? (воспитатель демонстрирует неваляшку.) (это Ванька – встанька)

- А почему его так называют (потому что, как его не положи, о всё равно встаёт)

- Давайте и вы превратитесь в таких Ванек – встанек. Я буду называть короткие и длинные слова. Когда назову длинное слово – вы встанете на носочки и поднимете руки вверх, а когда назову короткое слово – вы присядите. (лес, ма-га-зин, нос, э-лек-три-чест-во и т.д.). Дети выполняют задание.

Рефлексия

- Молодцы, вы всё выполнили правильно! Вам понравилось играть? Давайте расскажем Язычку, в какие игры мы сегодня играли. (дети перечисляют игры).

- До свиданья, Язычок, приходи к нам в гости почаще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

«Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте»

Материал будет полезен и молодым и опытным педагогам...

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....

Игровые приёмы при подготовке дошкольников обучению грамоте.

Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, ода­ренным, способным покорить воображение близких, знако­мых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже...