Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Й - Ль»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе образовательной деятельности дети должны:
- научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;
- Закрепить представления о мягкости согласных;
- Упражняться в различении существительных мужского, женского и среднего рода, научиться соотносить притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ с существительными;
- Упражняться в спряжении глаголов в настоящем времени (без 2 лица единственного числа);
- Тренироваться в умении составлять предложения по сюжетным картинкам с использованием приставочных глаголов;
- Тренироваться в образовании относительных прилагательных от названий деревьев ЛИПА, КЛЕН, ТОПОЛЬ, КАЛИНА и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Й - Ль»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе образовательной деятельности дети должны:
- научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;
- Закрепить представления о мягкости согласных;
- Упражняться в различении существительных мужского, женского и среднего рода, научиться соотносить притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ с существительными;
- Упражняться в спряжении глаголов в настоящем времени (без 2 лица единственного числа);
- Тренироваться в умении составлять предложения по сюжетным картинкам с использованием приставочных глаголов;
- Тренироваться в образовании относительных прилагательных от названий деревьев ЛИПА, КЛЕН, ТОПОЛЬ, КАЛИНА и др.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Предметные картинки – лимон, лев, лента, олень, тюльпаны, липа, хлеб, клюв, ель, альбом, малина, клетка, линейка, лифт, улитка, поляна, лебедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, калитка, маяк, белье, копейка, юбка, майка, яхта, кофейник, ягоды, мойка, двойка, айва, попугай, баян;
- Сюжетные картинки на приставочные глаголы от глагола ЛИТЬ (ПОЛИВАТЬ, НАЛИВАТЬ, ВЫЛИВАТЬ);
- Сюжетная картинка «Дети помогают маме» (при наличии);
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Отгадывание загадок:
Ты рукой его не тронь!
Грива есть, но он не конь.
Нет копыт, а есть клыки
И на лапах коготки. – ЛЕВ
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень. - ЛИМОН
Что же это за девица -
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? - ЕЛЬ
Какой первый звук в словах ЛЕВ? ЛИМОН? - ЛЬ.
Какой последний звук в слове ЕЛЬ? - Ль
Логопед: Дети, сегодня на занятии мы будем повторять звук Ль и учиться его отличать от других звуков.
2. Произнесение и характеристика звука Ль – согласный, мягкий, звонкий.
Произнесение хором, индивидуально, по цепочке. Наблюдение за артикуляцией.
3. Дифференциация звука Ль и Й на слух:
Игра «Поймай звук» - хлопни в ладоши, если услышишь слог или слово со звуком Ль!
А) в слогах и звуках: ЛЯ, Я, ЛИ, АЛЬ, АЙ, Й, ЛЮ, ЮЛЬ, Ю, ЛЕ, ЕЛЬ, Е …
Б) в словах: елка, яблоко, лед, еж, юг, люди, люк, Юля, Люба, Лена, ела, ель, полено…
4. Игра «Подари картинку кукле Любе».
Из предложенных на панно картинок, выбрать только картинки со звуком Ль и подарить кукле Любе (смотри оборудование), проговаривая по образцу, используя притяжательные местоимения:
Это мой лимон. Я подарю ЛЮБЕ свой лимон.
Это моя липа. Я подарю ЛЮБЕ свою липу.
Это мое пальто. Я подарю ЛЮБЕ свое пальто.
5. Звуковой анализ и синтез обратных слогов.
АЛЬ, ОЛЬ, УЛЬ, ИЛЬ.
Какой первый звук в этом слоге? - А
Какой последний звук в этом слоге? Ль
Сколько всего звуков в этом слоге? 2
Выложите фишками слог АЛЬ?
Сколько фишек нужно положить? 2
Какая первая фишка? Вторая? Красная, зеленая.
Почему вторая фишка зеленого цвета? – Потому что звук Ль – согласный, мягкий.
6. Игра «Попугай ».
Логопед: давайте поиграем в игру «ПОПУГАЙ» - вам надо будет повторить за мной, как попугайчикам, слоговые дорожки.
АЛЬ-ОЛЬ-УЛЬ-ИЛЬ
ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ
ОЛЬ-ИЛЬ-УЛЬ-АЛЬ
ЛИ-ЛЯ-ЛЮ-ЛЁ
7. Упражнение в употреблении приставочных глаголов от глагола ЛИТЬ:
А) составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов:
Лена поливает тюльпаны.
Коля поливает тюльпаны.
Оля наливает воду в лейку.
Толя наливает воду в лейку.
Люда выливает воду из лейки.
Лёня выливает воду из лейки.
Б) преобразование глаголов единственного числа настоящего времени во множественное:
Лена и Коля поливают тюльпаны.
Оля и Толя наливают воду в лейку.
Люда и Леня выливают воду из лейки.
В) преобразование глаголов множественного числа настоящего времени во множественное число прошедшего времени:
Лена и Коля поливали тюльпаны.
Оля и Толя наливали воду в лейку.
Люда и Леня выливали воду из лейки.
8. Физкультминутка.
Со скороговоркой:
ЕХАЛИ МЫ, ЕХАЛИ, ДО КЛЕНА ДОЕХАЛИ.
КЛЕН МЫ ОБЪЕХАЛИ и ДОМОЙ ПОЕХАЛИ.
Такое же стихотворение с ЛИПОЙ, ЕЛЬЮ, ТОПОЛЕМ.
9. Игра «Скажи правильно» - спряжение глаголов настоящего времени по образцу (исключая 2 лицо единственного числа).
ПОЛИВАТЬ ЛИЛИИ.
Я… поливаю лилии.
Мы … поливаем лилии.
Вы … поливаете лилии.
Он … поливает лилии.
Она… поливает лилии.
Они … поливают лилии.
Тоже самое с глаголами:
ЛЕПИТЬ ОЛЕНЯ.
КЛЕВАТЬ КЛЮКВУ.
10. Составление рассказа по картинке «Дети помогают маме».
А) подбор имен: ТОЛЯ, ЛЕНА, ИЛЮША.
Б)преобразование имен в полные: АНАТОЛИЙ, ЕЛЕНА, ИЛЬЯ.
В) подбор названий деревьев и кустарников со звуком ЛЬ: тополь, липа, клен, калина, малина.
Г) беседа:
Что делает ЕЛЕНА?
Кому помогает ЕЛЕНА?
Что делают Илья и АНАТОЛИЙ?
Чего здесь будет много?
Д) объединение ответов в рассказ, заучивание рассказа:
Дети помогают маме. ЕЛЕНА помогает маме мыть окна. АНАТОЛИЙ и ИЛЬЯ копают ямы. Тут будет много кленов, лип, тополей, калины и малины.
11. Игра «Устроим аллеи в новом саду».
Образование относительных прилагательных от названий деревьев, кустарников:
Аллея из кленов - … кленовая аллея
Аллея из тополей - …
Алеея из лип - …
Аллея из калин - ….
9. Домашнее задание.
Нарисовать картинку выучить рассказ «Дети помогают маме», нарисовать картинку, как ты помогаешь своей маме.
10. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой занимательной форме поможет педаго...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...
План-конспект фронтальной логопедической ОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Звуки П , П* и буква П"
План-конспектфронтальной логопедической ОДпо обучению грамотев подготовительной группе компенсирующей направленностипо теме "Звуки П, П* и буква П"...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».
Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки с, сь, буква С».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Закрепить правильное произношение звуков С – Сь научиться различать эти звуки на слух и в произношении;Тренироваться...