Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
В конспекте представлен материал для знакомства со звуком и буквой Ц. Описаны практические игры и задания для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_20_ts.docx | 702.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 20. Звук [Ц] и буква Ц (цэ) Февраль IV неделя
Цели: - научить четко произносить звук [Ц];
- упражнять подбирать слова на заданный звук;
- продолжать учить выделять звуки в слове (начале, середине, в конце);
-дифференцировать звуки на слух и в произношении;
- продолжать формировать понятие «звук», «согласный звук», «буква», «слово», продолжать знакомство с понятием «согласный твердый глухой звук»,
- развивать фонематический анализ, синтез, представления.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.
- продолжать учить читать, соотносить прочитанное с изображением, обращая внимание: имена пишутся с большой буквы;
- воспитывать самоконтроль за речью в течение занятия.
Материал: изображение буквы Ц; картинки: кольца, птицы, гусеницы, пуговицы, продавец, полотенце, яйца, кузнец, овца, пуговица, цветы, цапля, конница, птенцы, блюдце, мельница, куница, лестница, синица, ящерица; демонстрационный материал «Звуки», «Паровозы»; раздаточный материал к серии «Игры с буквами»; буква Ц из тренажера «Буквы русского языка»; дидактическая игра «Чудесный мешочек», магнитные буквы; сигнальчики; тренажеры «Су-джок»; листы с картинками и словами; карандаш, тетрадь Н.В. Нищевой для подготовительной логопедической группы № 1.
Ход:
1.Знакомство со звуком [Ц].
- Какой одинаковый звук в конце слова?
Боец, леденец, молодец
- Давайте посмотрим друг на друга и подумает, что у нас происходит во рту, когда мы произносим звук [Ц]
- Когда мы произносим [Ц], то
- губки в улыбке;
- зубки сближены, но не сомкнуты;
- передняя часть язычка сначала смыкается верхними зубками, затем образуется щель между ними;
- сильная короткая воздушная струя идет к язычку;
- горлышко «молчит» (положить руку на горлышко)
- Мы можем этот звук петь? (нет) Если песня не поется
Звук согласным назовется.
- Кто мне хочет рассказать, какой это звук? (использовать схему)
- согласный, твердый. Положите руку на горлышко, оно не работает, не звенит? Значит он глухой.
- Звук [Ц] согласный, твердый, глухой. Обозначается синим цветом без колокольчика.
2. «Поймай звук» «Хлопни в ладоши, если услышишь [ц]»:
Зима, заяц, зубы, боец, цапля цифры, цыпленок, бузина, цветы, водица
Зебра, обезьяна, заказ, замок спицы, спица, лицо, яйцо, сок, тысяча
3. «Хлопушка»
Ц: -оец -апля дерев-е кури-а грани-а -веты
Ца: -пля кури- мыльни- рукави-
Цы: бой- -фры пугови- огур- -пленок
4. «Один-много»
Курица-курицы пуговица- мельница- луковица-
Больница- граница- рукавица-
5. «Во что положим?»
Вафли положим в вафельницу.
Хлеб… Конфеты… Мыло…
6. «Сколько звуков в слове»
Синица спица лицо овца
7. «Посади игрушки в паровозы»
Звук [Ц] в начале, середине, в конце слова.
Картинки: кольца, птицы, гусеницы, пуговицы, продавец, полотенце, яйца, кузнец, овца, пуговица, цветы, цапля, конница, птенцы, блюдце, мельница, куница, лестница, синица, ящерица
8. «Подними сигнальчик»
Звуки: ц а и с т ть нь
9. «Чудесный мешочек»
-назови букву
-найди домик
10. «Цепочка слов».
11. «Скажи наоборот»
ца-за цо-зо цу-зу цы-зы цэ-зэ
ца-са цо-со цу-су цы-сы цэ-сэ
ас-ац ос-оц ус-уц ыс-ыц эс-эц
12.Знакомство с буквой Ц (цэ): Что за хвостик на конце –
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет
Комаров на отгоняет.
- Продемонстрировать букву Ц ц, прописать ее в воздухе.
- Зрительная гимнастика: буква Ц на указке: вверх, вниз, вправо, влево, по кругу.
13. «Прочитай по цифрам»
2 1
и ц и а с н
14. «Составление слов из букв»: спица, овца
15. Работа за столами:
- Проводят пальчиком по букве Ц
- Выкладывают букву Ц из бросового материал
- Пальчиковая гимнастика с использование массажера «Су-джок»
«Этот шарик не простой»
Этот шарик не простой движения соответствуют тексту
Весь колючий вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Нам пора и отдыхать!
- Работа с кассой: Стоит цыганка Зина.
- Прочитай слова и соотнеси картинку: куница, овцы, овца, водица, пуговица, танцы, синица, спица, цунами, кузница
16. Итог:
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра показалась очень трудной?
- Что в ней было трудного?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какие звуки мы изучали?
- Как называется их буква?
- Какие слова мы читали?
17. Индивидуальная работа на компьютере:
Компьютерные программы:
- «Учимся говорить правильно»
- Голосистые звуки. «Услышь звук [Ц]».
- Звуки-двойняшки. «Помести в ящики. Звуки [Ц], [С], [Т]»
- «Учимся с Логошей»
- Звуки и буквы. Звук Ц. Режим 0.
- Обучение грамоте. «Конструирование, распознавание и подстановка буквы Ц в схему».
- Укажи. «Выделение звука в любой части названия картинки», «Выделение звука Ц в начале, середине названия картинки».
- Разбей на группы. «Распознавание звуков [Ц], [С] в названиях картинках»
- Стыковка. «Подбор слов к схемам при изучении звука [Ц]»
синица овцы танцы пуговица куница водица
овцы кузница овца цунами куница спицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"
Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...
Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...
Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.
Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"
Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"
конспект занятия в средней группе...