Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Коробова Таисия Юрьевна

В конспекте представлен материал для знакомства со звуком и буквой Ц. Описаны практические игры и задания для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_20_ts.docx702.31 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 20. Звук [Ц] и буква Ц (цэ)                                            Февраль IV неделя    

Цели: - научить четко произносить звук [Ц];

          - упражнять подбирать слова на заданный звук;

           - продолжать учить выделять звуки в слове (начале, середине, в конце);

           -дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           - продолжать формировать понятие «звук», «согласный звук», «буква», «слово», продолжать знакомство с понятием «согласный твердый глухой звук»,

           - развивать фонематический анализ, синтез, представления.

           -  развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.

           - продолжать учить читать, соотносить прочитанное с изображением, обращая внимание: имена пишутся с большой буквы;

           - воспитывать самоконтроль за речью в течение занятия.

Материал: изображение буквы Ц; картинки: кольца, птицы, гусеницы, пуговицы, продавец, полотенце, яйца, кузнец, овца, пуговица, цветы, цапля, конница, птенцы, блюдце, мельница, куница, лестница, синица, ящерица; демонстрационный материал «Звуки», «Паровозы»; раздаточный материал к серии «Игры с буквами»; буква Ц из тренажера «Буквы русского языка»; дидактическая игра «Чудесный мешочек», магнитные буквы; сигнальчики; тренажеры «Су-джок»; листы с картинками и словами; карандаш, тетрадь Н.В. Нищевой для подготовительной логопедической группы № 1.

Ход:

1.Знакомство со звуком [Ц].

- Какой одинаковый звук в конце слова?

Боец, леденец, молодец

- Давайте посмотрим друг на друга и подумает, что у нас происходит во рту, когда мы произносим звук [Ц]

  • Когда мы произносим [Ц], то

- губки в улыбке;

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- передняя часть язычка сначала смыкается верхними зубками, затем образуется  щель между ними;

- сильная короткая воздушная струя идет к язычку;

- горлышко «молчит» (положить руку на горлышко)

- Мы можем этот звук петь? (нет) Если песня не поется

                                                    Звук согласным назовется.

- Кто мне хочет рассказать, какой это звук? (использовать схему)

- согласный, твердый. Положите руку на горлышко, оно  не работает, не звенит? Значит он глухой.

  • Звук [Ц] согласный, твердый, глухой. Обозначается синим цветом без колокольчика.    

2. «Поймай звук» «Хлопни в ладоши, если услышишь [ц]»:

Зима, заяц, зубы, боец, цапля                   цифры, цыпленок, бузина, цветы, водица

Зебра, обезьяна, заказ, замок                    спицы, спица, лицо, яйцо, сок, тысяча

3. «Хлопушка»

Ц:   -оец   -апля    дерев-е    кури-а   грани-а   -веты

Ца:   -пля   кури-     мыльни-    рукави-  

Цы:  бой-   -фры    пугови-  огур-  -пленок

4.  «Один-много»

Курица-курицы                      пуговица-              мельница-                             луковица-

Больница-                              граница-                рукавица-

5. «Во что положим?»

Вафли положим в вафельницу.

Хлеб…                    Конфеты…                       Мыло…

6. «Сколько звуков в слове»

Синица   спица    лицо      овца

7. «Посади игрушки в паровозы»

Звук [Ц] в начале, середине, в конце слова.

Картинки: кольца, птицы, гусеницы, пуговицы, продавец, полотенце, яйца, кузнец, овца, пуговица, цветы, цапля, конница, птенцы, блюдце, мельница, куница, лестница, синица, ящерица

8. «Подними сигнальчик»

Звуки: ц   а   и   с   т   ть   нь

9. «Чудесный мешочек»

-назови букву

-найди домик

10. «Цепочка слов».

11. «Скажи наоборот»

ца-за              цо-зо               цу-зу                 цы-зы          цэ-зэ

ца-са               цо-со              цу-су                 цы-сы          цэ-сэ

ас-ац              ос-оц               ус-уц                  ыс-ыц         эс-эц

12.Знакомство с буквой Ц (цэ): Что за хвостик на конце –

                                                   На конце у буквы Ц?

                                                   Этот хвостик не виляет

                                                   Комаров на отгоняет.

- Продемонстрировать букву Ц ц, прописать ее в воздухе.

- Зрительная гимнастика: буква Ц на указке: вверх, вниз, вправо, влево, по кругу. 

13. «Прочитай по цифрам»

2              1

и  ц  и  а  с  н  

14. «Составление слов из букв»: спица, овца

15. Работа за столами:

  • Проводят пальчиком по букве Ц
  • Выкладывают букву Ц из бросового материал

  • Пальчиковая гимнастика с использование массажера «Су-джок»

«Этот шарик не простой»

Этот шарик не простой                             движения соответствуют тексту

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Нам пора и отдыхать!

  • Работа с кассой: Стоит цыганка Зина.
  • Прочитай слова и соотнеси картинку:  куница, овцы, овца, водица, пуговица, танцы, синица, спица, цунами, кузницаhttp://kopeyka.by/d/38/images/avtor/878/kupanie/wiadra_i_miski2.jpg

16. Итог:

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра показалась очень трудной?

- Что в ней было трудного?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какие звуки мы изучали?

- Как называется их буква?

- Какие слова мы читали?

17. Индивидуальная работа на компьютере:

Компьютерные программы:

  • «Учимся говорить правильно»
  1. Голосистые звуки. «Услышь звук [Ц]».
  2. Звуки-двойняшки. «Помести в ящики. Звуки [Ц], [С], [Т]»

 

  • «Учимся с Логошей»
  1. Звуки и буквы. Звук Ц. Режим 0.
  2. Обучение грамоте. «Конструирование, распознавание и подстановка буквы Ц в схему».
  3. Укажи. «Выделение звука в любой части названия картинки», «Выделение звука Ц в начале, середине названия картинки».
  4. Разбей на группы. «Распознавание звуков [Ц], [С] в названиях картинках»
  5. Стыковка. «Подбор слов к схемам при изучении звука [Ц]»

D:\мое\рь\104.jpgD:\мое\рь\104.jpgD:\мое\рь\104.jpg

D:\мое\слайды на звук С\1233951788_227906e96fc01cdbb175292f9f1b1365_full.jpgD:\мое\слайды на звук С\1233951788_227906e96fc01cdbb175292f9f1b1365_full.jpgD:\мое\слайды на звук С\1233951788_227906e96fc01cdbb175292f9f1b1365_full.jpgD:\мое\слайды на звук С\1233951788_227906e96fc01cdbb175292f9f1b1365_full.jpg

D:\мое\слайды на звук С\112805_01.jpg

D:\мое\слайды на звук С\112805_01.jpgD:\мое\слайды на звук С\112805_01.jpg

D:\мое\слайды на звук С\049050053048056055051050049.jpgD:\мое\слайды на звук С\049050053048056055051050049.jpgD:\мое\слайды на звук С\049050053048056055051050049.jpgD:\мое\слайды на звук С\049050053048056055051050049.jpg

D:\мое\рь\104.jpgD:\мое\слайды на звук С\112805_01.jpg

D:\мое\ч-т\bal_dance.jpgD:\мое\рь\73.jpgD:\мое\слайды на звук С\shnurovka_aist.jpg

  синица овцы танцы пуговица  куница водица    

D:\мое\слайды на звук С\1233951788_227906e96fc01cdbb175292f9f1b1365_full.jpg

D:\мое\слайды на звук С\img_5531.jpg

D:\мое\слайды на звук С\112805_01.jpg

D:\мое\слайды на звук С\1233951788_227906e96fc01cdbb175292f9f1b1365_full.jpg

D:\мое\слайды на звук С\049050053048056055051050049.jpg

D:\мое\рь\81.jpg

овцы     кузница   овца    цунами    куница    спицы    

D:\мое\рь\17.jpgD:\мое\слайды на звук С\st000_16.jpgD:\мое\слайды на звук С\112805_01.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"

Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...