Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква К"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Коробова Таисия Юрьевна

В конспекте представлен материал для знакомства со звуком и буквой К. Описаны практические игры и задания для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_14_k.docx313.3 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 14. Звуки [К], [Кь] и буква К (ка)                                            Январь II неделя    

Цели: - научить четко произносить звуки [К], [Кь];

          - упражнять подбирать слова на заданный звук;

           - продолжать учить выделять звуки в слове (начале, середине, конце);

           -дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           - продолжать формировать понятие «звук», «согласный звук», «буква», «слово», продолжать знакомство с понятием «согласный твердый глухой звук», «согласный мягкий глухой звук»

           - развивать фонематический анализ, синтез, представления.

           -  развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.

           - продолжать учить читать, соотносить прочитанное с изображением, обращая внимание: имена пишутся с большой буквы.

Материал: изображение буквы К, картинки: кит, цыпленок, свекла, утка, калитка, каток, ласточка, носок, замок, василек, клумба, конь, мальчик, книга, клубок, ежик, волк, ботинки, яблоко, козленок, щенок, корова, носорог, Незнайка, коза, кепка, ручка, баранка, грузовик, скворечник, карандаши, нитки, конфеты, кот, собака, собаки, коньки, рыбаки; демонстрационный материал «Звуки», «Паровозы»; раздаточный материал к серии «Игры с буквами»; буква К из тренажера «Буквы русского языка»; дидактическая игра «Чудесный мешочек», магнитные буквы; тренажеры «Су-джок»; карандаш, тетрадь Н.В. Нищевой для средней логопедической группы № 3.

Ход:

1.Знакомство со звуком [К].

«Назовите картинки. (кот, каток, конь) Какой первый звук во всех словах?»

- Давайте посмотрим друг на друга и подумает, что у нас происходит во рту, когда мы произносим звук [К]

  • Когда мы произносим [К], то

- губки свободны;

- кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки прикасается к мягкому небу;

- горлышко «молчит» (положить руку на горлышко)

- Мы можем этот звук петь? (нет) Если песня не поется

                                                        Звук согласным назовется.

- Кто мне хочет рассказать, какой это звук? (использовать схему)

- согласный, твердый. Положите руку на горлышко, оно не работает, не звенит? Значит он глухой.

  • Звук [К] согласный, твердый, глухой. Обозначается синим цветом без колокольчика.    

2. «Поймай звук» «Хлопни в ладоши, если услышишь [К]»:

Наташа, Катя, носорог, звон                       комар, нитки, кот, наперсток

Канава, слон, утюг, ноги                                носик, небо, Незнайка

3. Знакомство с предлогами к, от

Показать схему предлога (к, от). Дети придумывают предложения к заданной схеме.

 К                                               .

От                                             .

4.  «Хлопни столько раз, сколько звуков [К] в слове»

Кабачок          куст                    комок             конек         кукуруза               клубок

Кубик             кусок                  каблук            казак          кукушка                кукушонок

Знакомство со звуком [Кь]

Какой первый звук в словах: Кирилл, Кира?

Звук [Кь] – согласный, мягкий, глухой.

5. «Звук-вокруг»

Посмотрите вокруг и найдите слова, в которых есть звуки [к], [кь]

6. «Сколько звуков в слове»

Кит, кот, крот, кабан, гамак

7. «Разложи картинки в паровозы»

1. Звук [К] в начале, середине и конце слова.

2. Звуки  [К], [Кь]

Картинки: кит, цыпленок, свекла, утка, калитка, каток, ласточка, носок, замок, василек, клумба, конь, мальчик, книга, клубок, ежик, волк, ботинки, яблоко, козленок, щенок, корова, носорог, Незнайка, коза, кепка, ручка, баранка, грузовик, скворечник, карандаши, нитки, конфеты, кот, собака, собаки, коньки, рыбаки

8. «Скажи наоборот»

Ка-ак, ко-ок, ку-ук, кы-ык, ки-икь

Ка-кя, ко-кё, ку-кю, кы-ки, кэ-ке

9. «Составь слово»

Ка-ка-ду, ка-на-ва, кен-гу-ру, к-в-а-с, к-у-с-т    

10. «Четвертый лишний»

Кит, крот, кот, кабан                                      в, к, б, н

Катя, Костя, Кира, Ксюша                             а, и, к, у

Сок, кот, ток, бок                                            ф, п, к, н

11. «Хлопушка» хлопок - [К], [Кь]

-орова        буд-а              -еды              оч-и            вол-

-ира           ты-ва               -ино              -исть          -омо-

12.Знакомство с буквой К (ка). Клюв раскрыла буква Ка

                                                       Хочет скушать паука

- Продемонстрировать букву К к, прописать ее в воздухе. Придумать букву К из пальчиков. На что похожа буква К?

- Зрительная гимнастика: буква К на указке: вверх, вниз, вправо, влево, по кругу. 

13. «Прочитай по цифрам»

2   4    6   5   3   1   7

о   н   т   а   м   к   а

     3   5   2         1   4

14. Чтение слов по схеме: паук, кот, банка, кот

Чтение таблицы: то     пот

                            ка     тик

                            ком   ма

                            ко     ток

15. «Составление слов из букв: воин, Иван, фон

16. Работа за столами:

  • Проводят пальчиком по букве К
  • Выкладывают букву К из бросового материал
  • Пальчиковая гимнастика с использование массажера «Су-джок»

«Снеговик»

Давай дружок, смелей дружок                       Катать «су-джок» между ладоней

Кати по снегу свой комок.

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!                                    Широко улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла                           Держать шарик в левой руке и прижимать

                                                                            каждый палец правой руки к иголочкам на

                                                                            каждое произнесенное слово.

Но солнце припечет слегка –                          Раскрывают «шарик» и достают колечко

Увы! – и нет снеговика.                                  Надевают колечко по 2-5 раз на каждый палец

  • Работа с кассой (преобразование слов): ток-кто-кот-кит-киты-коты.
  • Прочитай предложение и соотнеси картинку:

17. Итог:

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра показалась очень трудной?

- Что в ней было трудного?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какие звуки мы изучали?

- Как называется их буква?

У Бобика будка.      У Кати бантик.     Бобик и утка.  

J:\будка.jpg             J:\утка и собака.jpg J:\бантик.jpg

У Бобика будка.     У Кати бантик.    Бобик и уткаJ:\будка.jpgJ:\бантик.jpg

J:\утка и собака.jpg

J:\будка.jpgJ:\утка и собака.jpgJ:\бантик.jpgJ:\будка.jpgJ:\будка.jpgJ:\будка.jpgJ:\утка и собака.jpgJ:\утка и собака.jpgJ:\утка и собака.jpgJ:\бантик.jpgJ:\бантик.jpgJ:\бантик.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"

Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...