ОД по обучению грамоте с использованием народного фольклора
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Моргунова Ирина Викторовна

План -конспект занятия по обучению грамоте с использованием народного фольклора -закличек, потешек, поговорок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе по обучению грамоте

с использованием народного фольклора

ТЕМА:  Дифференциация звуков и букв  «Ж-Ш»: «Женя и Шура в гостях у детей».                                                                                                                                              ЦЕЛЬ: формировать умение различать  и правильно произносить звуки Ж-Ш в слогах, в словах, в предложениях, стихах.

ЗАДАЧИ:

 Коррекционно-образовательные:

- учить сравнивать звуки ж-ш по артикуляционным и акустическим признакам;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

-совершенствовать дикцию, просодику, звукопроизношение;

 Коррекционно-развивающие:

- развивать речевой дыхание;

 -развивать зрительное и слуховое  внимание, логическое мышление;

- развивать фонематический слух и восприятие;

 Коррекционно- воспитательные:

- знакомить детей с народным фольклором- закличками, потешками, поговорками.

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать доброжелательные отношения к товарищам и взрослым.

ОБОРУДОВАНИЕ:                                                                                                                                          Предметные картинки детей - Женя и Шура, гусь и жук, схемы согласных звуков, синий, жёлтый, синий квадрат с колокольчиком,  предметные картинки – продукты питания, картинка – кастрюлька со звуко-слоговой схемой,  таблица с наложением букв  – буквы Ж и Ш, предметные картинки- кот и собака, ребусы для чтения имён кота и собаки.                                                                                                                                                                                                                                                             1. ОРГ. МОМЕНТ.                                                                                                                                            Давайте поздороваемся.                                                                                                                              Если я 1 раз хлопну, вы здороваетесь глазками, если 2 раза – плечиками, 3 раза –головками.                                                                                                                                                                  2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.                                                                                             Выставляются две предметные картинки: мальчик и девочка.                                                                                                     Угадайте, как их зовут. В имени мальчика первый звук «Ж» - (Женя.)                                                   В имени девочки первый звук «Ш»  - (Шура.)                                                                                      Вы догадались, какие звуки мы будем слушать и произносить?                                                                                                       3.СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ ПО АРТИКУЛЯЦИОННЫМ И АКУСТИЧЕСКИМ  ПРИЗНАКАМ.                                                                                                                                  Звук «Ш» - согласный, всегда твёрдый и глухой.                                                                                          Звук «Ж» - согласный, всегда твёрдый, звонкий.                                                                                                   Чем похожи эти звуки?  Чем отличаются?                                                                                                                                                                  4. ИЗОЛИРОВАННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ  «Ш», «Ж».                                                                      «Жужжалки - шепталки - молчалки»                                                                                                             - Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать.                                                                                                                                  Если увидите синий квадрат с колокольчиком  – покажите, как  летит жужжит важный жук, если  синий  - покажите как шипит  гусь (ш-ш-ш),  а если жёлтый – нужно замереть на месте и помолчать.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

5.ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОГАХ.

 «Гусь и жук разговаривают»

Представьте, что гусь и жук разговаривают и повторите за ними.

ГУСЬ спрашивает, ЖУК отвечает:

Ша-жа-ша?  Ша-жа-ша.  Шо-жо-шо? Шо-жо-шо.

Шу-жу-шу? Шу-жу-шу.

Ши-жи-ши? Ши-жи-ши.

Шэ-жэ-шэ? Шэ-жэ-шэ.

А теперь ЖУК сердится, а ГУСЬ его успокаивает:

Аж-аш-аж! (громко) Аж-аш-аж… (тихо)

Ож-ош-ож! Ож-ош-ож…

Уж-уш-уж! Уж-уш-уж…

Иж-иш-иж! Иж-иш-иж…

Эж-эш-эж! Эж-эш-эж…

6.РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.                                                                                                             Игра «Поймай звук»    

Женя и Шура принесли нам разные слова, поиграем с ними. Если в слове будет звучать звук «Ш», нужно поднять схему звука «Ш», если звук  «Ж», то схему звука «Ж». (Дети достают схемы звуков из пеналов)                        

Слова: жужжит, кружок, шашки, насос,  шалаш, жираф, ждёшь. (уточнить где слышится звук ш или ж)

7.ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОВАХ.                                                                                                        1)  Игра «Что кому?»                                                                                                                                             Женя и Шура у нас  сегодня в гостях,  давайте их угостим.                                                                       Но только Шура любит угощение со звуком «ш», а Женя со звуком «ж».                                    Дети  распределяют картинки  с этими звуками.        

Женя на пирожок. Шура на сушки.  

 Картинки:   творожок, ватрушка, пирожок, мороженое, снежок, пироженое, горошек, лапша, груша, картошка.                                          

2) Звукослоговой анализ слова.                                                                                                                     А что любит и Женя, и Шура вы узнаете, если отгадаете, что в этой кастрюльке.                                                                                                      Звуко-слоговая схема слова КАШКА.                                                                                                                                 В этом слове 2 слога. Почему? Сколько звуков в первом слоге? Во втором слоге?   Какие это звуки? – характеристика звуков.                                                                                      Что же любят Женя и Шура ? – это кашка                                                                                                   Дети дуют на занавеску на кастрюльке,  проверяют правильно ли они отгадали?          Кашка из гречки.                              Чтоб  Шура с Женечкой  ели,                                                                                                     Где варилась ? В печке.                    Кашу хвалили,                                                                                         Сварилась, упрела                             На всех разделили.                                                                    

8.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Вы наверное устали

Ну тогда все дружно встали.

Мы с вами сейчас будем произносить слова и выполнять движения, сначала медленно, а потом   всё быстрее и быстрее.(игра с движением рук)

Закличка – это песенка, стихотворение, обращение  к явлению природы.

Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко!

     9. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ ВО ФРАЗАХ (пословицах)

Игра «Доскажи словечко». Пословица это такое высказывание , которое нас чему –то учит.

Я начну говорить пословицу, а вы  добавляйте словечко со звуком   [ш] или [ж].

Нет такого дружка, как родная …..матушка.

Что посеешь, то и ……пожнешь.

По платью встречают, по уму….. провожают.

Знай больше, а говори …..меньше

Семеро одного не….. ждут.

Хорош садовник, хорош и ….крыжовник.

     Лежа хлеба не …..добудешь.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да …..бабушка.

      10. РАБОТА С БУКВАМИ.                                                                                                                        

1) Снова вместе поиграем, буквы быстро посчитаем.                                                                 Таблица с буквами. (таблица с наложением букв  Ж и Ш)                                                                                                  2) Женя и Шура  хотят загадать вам загадки.                                                                                                 У Жени  есть кот и у Шуры - собака. (картинки).                                                                                    Отгадайте, как их зовут.   Ребусы для чтения.

У Жени кот Пушок, у Шуры собака Жужа.

Как вы запишите эти слова в тетрадь? (правила написания имён, кличек с большой буквы)

11. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.   Какие звуки мы сегодня слушали  и произносили? Какие это звуки? Какие слова со звуком ш, ж вы запомнили.                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....