ОД по обучению грамоте с использованием народного фольклора
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
План -конспект занятия по обучению грамоте с использованием народного фольклора -закличек, потешек, поговорок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе по обучению грамоте
с использованием народного фольклора
ТЕМА: Дифференциация звуков и букв «Ж-Ш»: «Женя и Шура в гостях у детей». ЦЕЛЬ: формировать умение различать и правильно произносить звуки Ж-Ш в слогах, в словах, в предложениях, стихах.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
- учить сравнивать звуки ж-ш по артикуляционным и акустическим признакам;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
-совершенствовать дикцию, просодику, звукопроизношение;
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевой дыхание;
-развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление;
- развивать фонематический слух и восприятие;
Коррекционно- воспитательные:
- знакомить детей с народным фольклором- закличками, потешками, поговорками.
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать доброжелательные отношения к товарищам и взрослым.
ОБОРУДОВАНИЕ: Предметные картинки детей - Женя и Шура, гусь и жук, схемы согласных звуков, синий, жёлтый, синий квадрат с колокольчиком, предметные картинки – продукты питания, картинка – кастрюлька со звуко-слоговой схемой, таблица с наложением букв – буквы Ж и Ш, предметные картинки- кот и собака, ребусы для чтения имён кота и собаки. 1. ОРГ. МОМЕНТ. Давайте поздороваемся. Если я 1 раз хлопну, вы здороваетесь глазками, если 2 раза – плечиками, 3 раза –головками. 2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ. Выставляются две предметные картинки: мальчик и девочка. Угадайте, как их зовут. В имени мальчика первый звук «Ж» - (Женя.) В имени девочки первый звук «Ш» - (Шура.) Вы догадались, какие звуки мы будем слушать и произносить? 3.СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ ПО АРТИКУЛЯЦИОННЫМ И АКУСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ. Звук «Ш» - согласный, всегда твёрдый и глухой. Звук «Ж» - согласный, всегда твёрдый, звонкий. Чем похожи эти звуки? Чем отличаются? 4. ИЗОЛИРОВАННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ «Ш», «Ж». «Жужжалки - шепталки - молчалки» - Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите синий квадрат с колокольчиком – покажите, как летит жужжит важный жук, если синий - покажите как шипит гусь (ш-ш-ш), а если жёлтый – нужно замереть на месте и помолчать.
5.ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОГАХ.
«Гусь и жук разговаривают»
Представьте, что гусь и жук разговаривают и повторите за ними.
ГУСЬ спрашивает, ЖУК отвечает:
Ша-жа-ша? Ша-жа-ша. Шо-жо-шо? Шо-жо-шо.
Шу-жу-шу? Шу-жу-шу.
Ши-жи-ши? Ши-жи-ши.
Шэ-жэ-шэ? Шэ-жэ-шэ.
А теперь ЖУК сердится, а ГУСЬ его успокаивает:
Аж-аш-аж! (громко) Аж-аш-аж… (тихо)
Ож-ош-ож! Ож-ош-ож…
Уж-уш-уж! Уж-уш-уж…
Иж-иш-иж! Иж-иш-иж…
Эж-эш-эж! Эж-эш-эж…
6.РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Игра «Поймай звук»
Женя и Шура принесли нам разные слова, поиграем с ними. Если в слове будет звучать звук «Ш», нужно поднять схему звука «Ш», если звук «Ж», то схему звука «Ж». (Дети достают схемы звуков из пеналов)
Слова: жужжит, кружок, шашки, насос, шалаш, жираф, ждёшь. (уточнить где слышится звук ш или ж)
7.ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОВАХ. 1) Игра «Что кому?» Женя и Шура у нас сегодня в гостях, давайте их угостим. Но только Шура любит угощение со звуком «ш», а Женя со звуком «ж». Дети распределяют картинки с этими звуками.
Женя на пирожок. Шура на сушки.
Картинки: творожок, ватрушка, пирожок, мороженое, снежок, пироженое, горошек, лапша, груша, картошка.
2) Звукослоговой анализ слова. А что любит и Женя, и Шура вы узнаете, если отгадаете, что в этой кастрюльке. Звуко-слоговая схема слова КАШКА. В этом слове 2 слога. Почему? Сколько звуков в первом слоге? Во втором слоге? Какие это звуки? – характеристика звуков. Что же любят Женя и Шура ? – это кашка Дети дуют на занавеску на кастрюльке, проверяют правильно ли они отгадали? Кашка из гречки. Чтоб Шура с Женечкой ели, Где варилась ? В печке. Кашу хвалили, Сварилась, упрела На всех разделили.
8.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Вы наверное устали
Ну тогда все дружно встали.
Мы с вами сейчас будем произносить слова и выполнять движения, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее.(игра с движением рук)
Закличка – это песенка, стихотворение, обращение к явлению природы.
Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
9. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ ВО ФРАЗАХ (пословицах)
Игра «Доскажи словечко». Пословица это такое высказывание , которое нас чему –то учит.
Я начну говорить пословицу, а вы добавляйте словечко со звуком [ш] или [ж].
Нет такого дружка, как родная …..матушка.
Что посеешь, то и ……пожнешь.
По платью встречают, по уму….. провожают.
Знай больше, а говори …..меньше
Семеро одного не….. ждут.
Хорош садовник, хорош и ….крыжовник.
Лежа хлеба не …..добудешь.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да …..бабушка.
10. РАБОТА С БУКВАМИ.
1) Снова вместе поиграем, буквы быстро посчитаем. Таблица с буквами. (таблица с наложением букв Ж и Ш) 2) Женя и Шура хотят загадать вам загадки. У Жени есть кот и у Шуры - собака. (картинки). Отгадайте, как их зовут. Ребусы для чтения.
У Жени кот Пушок, у Шуры собака Жужа.
Как вы запишите эти слова в тетрадь? (правила написания имён, кличек с большой буквы)
11. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Какие звуки мы сегодня слушали и произносили? Какие это звуки? Какие слова со звуком ш, ж вы запомнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов...
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.
В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей фонематического слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»
Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...
Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.
Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....