нод по обучению грамоте "Звук и буква В"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение грамоте | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по обучению грамоте в старшей группе.
Воспитатель: Степаненко Н.М.
Тема: «Звуки В* и В. Буква В»
Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
Задачи:
1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.
3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая) предметные картинки на изучаемый звук, ромашки на дифференциацию звуков.
Ход занятия.
- Организационный момент
-Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас сегодня!
Психогимнастика.
Воспитатель:
– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.
(дети изображают удивление)
– Потом мы стали думать, что покажем гостям.
(серьезное, задумчивое лицо)
– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!
(радостные лица)
- Ребята давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на них. Теперь все внимание на меня.
Вспомним правило:
Каждый день всегда, везде
На занятиях и в игре
Верно, четко говорим
Никуда мы не спешим!
Дыхательная гимнастика
«Ежик», «Каша» «Хорошо»
(проходят, садятся на стулья перед экраном)
-Ребята, вы любите ходить в гости? Я вас приглашаю отправиться в путешествие, в мир звуков и букв.
2.Давайте поможем нашим язычкам правильно произносить звуки.
Артикуляционная гимнастика.
( 1слайды: хомячок, слон, часы, лошадка.)
2.Основная часть
- Ребята, я слышу, к нам кто-то спешит?
(2 слайд. Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»)
- Кто к нам сегодня пришел на занятие?
(3 слайд Винни - пух)
- Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в нашу группу. Винни знает, что сегодня мы отправляемся в путешествие, и будем изучать новые звуки и новую букву, и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные задания.
- Ребята, но чтобы попасть в страну звуков мы должны выполнить задания.
Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
-Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
(слайд 4)
- На какие группы делятся речевые звуки?
-На гласные и согласные.
-Какие мы знаем гласные звуки?
-А, О, У, И, Ы.(называют отдельно, а потом вместе).
-Ребята я сейчас буду произносить звуки , но только без голоса, а вы должны угадать какой звук я произнесла.(А, О, У, И, Ы).
-Какие звуки мы произнесли?
-Гласные звуки.
-Как мы определили, что это гласные звуки?
-При произношение нет преграды во рту.
-Каким цветом обозначаем гласные звуки?
-Красным.
- Звуки, которые встречают преграду во рту как называются?
-Согласными звуками.
-На какие группы делятся согласные звуки?
-Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердые и мягкие.
-Каким цветом обозначают твердые согласные звуки?
-Синим.
-Каким цветом обозначают мягкий согласный звук?
-Зеленым.
Игра «Стук да стук поймай согласный звук»
А, О, М, И, П, У, Н, А, Т, И.
Работа с новым материалом.
- Ребята вы знаете, что больше всего любит Винни? Давайте посмотрим.
-Варенье, ватрушки.
-С какого звука начинаются эти слова?
-Со звука В.
- Давайте вместе произнесем этот звук.
-Зубками мы нижнюю губку прикусим
Между ними голос пропустим.
- Повторите ….ВВВВ
-Давайте определим при произношении звука В, есть во рту есть преграда?
-Есть.
-Что мешает?
-Зубы и губы.
-Значит звук В- согласный.
-Губы сжаты и напряжены, значит звук какой?
-Твердый.
-Давайте определим звонкий или глухой оденьте наушники, произнесите звук ВВВ.
Голос звенит или спит?
-Значит звук В звонкий.
- звук В – согласный, твердый, звонкий. Обозначаем синим цветом.
(повторить по отдельности, а затем вместе.)
-Давайте посмотрим, чем еще любит полакомиться Винни?
(слайд вишня, виноград).
-С какого звука начинаются слова виноград, вишня?
-Со звука В*.
-Звук В* согласный мягкий. Губы улыбаются.
-Каким цветом обозначаем согласный мягкий звук?
-Зеленым.
-Определите, какой он звонкий или глухой?
-Звонкий.
-Итог: Звук В* - согласный, мягкий, звонкий.
-Вы догадались, с какими звуками мы сегодня познакомимся в стране звуков?
-Правильно со звуками В и В* и буквой В.
(проходят, садятся за столы)
Гимнастика для глаз.
Сел медведь на бревнышко,
Сидя на стуле, поднимают голову вверх и водят глазами вправо- влево в ритме стихотворения.
-Стал глядеть на солнышко.
-Не гляди медведь на свет, могут глазки заболеть.
Прикрывают глаза ладонями.
Работа с картинками.
-Ребята Винни как всегда принес нам картинки. Нам нужно определить место звука В в словах. Давайте вспомним, где в словах может стоять звук?
-В начале, в середине, в конце слова.
-Слова: ваза, тыква.
Физ.минутка
«Мишка»(слайд6)
Чистоговорка .
- Вы помните, что Винни-Пух любил различные дразнилки. Так вот решил он сове на день рождение сочинить дразнилки – чисто говорки и вот, что у него получилось.
Чисто говорка
Ва- ва- ва – в лесу живет сова.
Ва- ва- ва- вот летит сова.
Вы- вы- вы- день рожденье у совы.
Вы- вы- вы- несу подарок для совы.
Ве- ве – ве- васильков нарву сове.
Ве- ве- ве- споем песенку сове.
Звуковой анализ слова.
-Смотрите, у нас осталась еще одна картинка. Но, что на ней изображено, узнаем, если отгадаем загадку. Что за дерево?
Как это скучно-
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На свое отраженье.
Свесила ветви с обрыва
Такая ветвистая….(ива).
-Правильно!
Звуковой анализ слова.
-Ребята, сейчас мы выполним звуковой анализ этого слова.
-Положите перед собой схему и фишки.
-Скажите, что обозначают окошки на схеме?
-Сколько окошек, столько и звуков в слове.
-Давайте посчитаем, сколько окошек в схеме?
-Одно окошко, два окошка, три окошка. Звуки располагаются слева на право.
-Значит, сколько звуков в слове ива?-три звука.
-Какой первый звук в слове И-И-И-ва(выделяет голосом).
-Первый звук И.
-Мы можем этот звук пропеть? Значит этот звук какой?
-Гласный.
-Каким цветом мы обозначаем?
-Какой второй звук? И-В-В-В-а
-Второй звук В- согласный.
-Согласный твердый или мягкий?-твердый.
-Каким цветом его обозначим?
-Синим.
-Какой последний звук в слове ИВ-А-А-А?
-Гласный.
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
-Красным.
-Сколько согласных в слове звуков? –Один.
-Сколько гласных? - два. Если два звука гласных в слове, сколько слогов в слове?
-Молодцы, вы правильно выполнили задание.
-Ребята, звуки В и В* любят играть.
Игра «Назови слоги»
-Я буду называть звуки, а вы должны назвать слог. Например я говорю первый звук В, а второй звук И. Какой слог получаем? – Слог ВИ.
Знакомство с буквой В.
-У каждого звука есть свой знак- это буква.
-У звуков В и В* это буква Вэ.
Вот буква «В» видна вдали-
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
(С. Маршак)
(Воспитатель выкладывает на наборном полотне букву В)
Посмотрите, как я буду писать букву Вэ в воздухе. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом справа от нее- два полукруга, сначала верхний, затем нижний.
-Возьмите в правую руку волшебную кисточку и напишите букву в воздухе, а потом на ладошке.
Игра «Собери ромашку»
-Винни нес на цветы, но к сожалению, пока он их нес лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.
- 2 ромашки, с зеленой и синей серединой. Как вы думаете, почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым.
(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ.)
Итог занятия.
Мы с вами выполнили много заданий.
С какими звуками и буквой мы знакомились?
Возьмите кружок, если понравилось занятие - синего цвета, если вам было трудно выполнять задания - красного цвета.
А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?
Вы были молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].
НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....
НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ].
НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ]....
Подготовка в обучению грамоте. Презентация "Буква О"
Презентация создана на основе материала С.П.Цукановой и Л.Л. Бетц "Учим ребёнка говорить и читать". Дети в игровой форме знакомятся и буквой "О"...
Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"
Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...
Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...
Обучение с увлечением. Буква "А"
Презентация для родителей и детей буква "А"....