нод по обучению грамоте "Звук и буква В"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

 Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обучение грамоте25.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Воспитатель: Степаненко Н.М.

Тема: «Звуки В* и В. Буква В»

Цель: знакомство со звуками В и Вьбуквой В.

Задачи:

1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая) предметные картинки на изучаемый звук, ромашки на дифференциацию звуков.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

-Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас сегодня!

Психогимнастика.

Воспитатель:

– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.

(дети изображают удивление)

– Потом мы стали думать, что покажем гостям.

(серьезное, задумчивое лицо)

– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!

(радостные лица)

- Ребята  давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на них. Теперь все внимание на меня.

 Вспомним правило:

Каждый день всегда, везде

На занятиях и в игре

Верно, четко говорим

Никуда мы не спешим!

Дыхательная гимнастика

«Ежик», «Каша» «Хорошо»

(проходят, садятся на стулья перед экраном)

-Ребята, вы любите ходить в гости? Я вас приглашаю отправиться в путешествие, в мир звуков и букв.

2.Давайте поможем нашим язычкам правильно произносить звуки.

Артикуляционная гимнастика.

( 1слайды: хомячок, слон, часы, лошадка.)

2.Основная часть 

 -  Ребята, я слышу, к нам  кто-то спешит?
(2 слайд. Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»)
- Кто к нам сегодня пришел на занятие?
(3 слайд Винни - пух)
- Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в нашу группу. Винни  знает, что сегодня мы  отправляемся в путешествие, и  будем  изучать новые звуки и  новую букву, и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные   задания.

- Ребята,  но чтобы попасть в страну звуков мы должны выполнить задания.

Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? 

-Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

(слайд 4)

- На какие группы делятся речевые звуки?

-На гласные и согласные.

-Какие мы знаем гласные звуки?

-А, О, У, И, Ы.(называют отдельно, а потом вместе).

-Ребята я сейчас буду произносить звуки , но только без голоса, а вы должны угадать какой звук я произнесла.(А, О, У, И, Ы).

-Какие звуки мы произнесли?

-Гласные звуки.

-Как мы определили, что это гласные звуки?

-При произношение нет преграды во рту.

-Каким цветом обозначаем гласные звуки?

-Красным.

- Звуки, которые встречают преграду во рту как называются?

-Согласными звуками.

-На какие группы делятся согласные звуки?

-Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердые и мягкие.

-Каким цветом обозначают твердые согласные звуки?

-Синим.

-Каким цветом обозначают мягкий согласный звук?

-Зеленым.

Игра «Стук да стук поймай согласный звук»

А, О, М, И, П, У, Н, А, Т, И.

Работа с новым материалом.

- Ребята вы знаете, что больше всего любит Винни? Давайте посмотрим.

-Варенье, ватрушки.

-С какого звука начинаются эти слова?

-Со звука В.

- Давайте вместе произнесем этот звук.

-Зубками мы нижнюю губку прикусим

Между ними голос пропустим.

- Повторите ….ВВВВ

-Давайте определим при произношении звука В, есть во рту есть преграда?

-Есть.

-Что мешает?

-Зубы и губы.

-Значит звук В- согласный.

-Губы сжаты и напряжены, значит звук какой?

-Твердый.

-Давайте определим звонкий или глухой оденьте наушники, произнесите звук ВВВ.

Голос звенит или спит?

-Значит звук В звонкий.

- звук В – согласный, твердый, звонкий. Обозначаем синим цветом.

(повторить по отдельности, а затем вместе.)

-Давайте посмотрим, чем еще любит полакомиться Винни?

(слайд вишня, виноград).

-С какого звука начинаются слова виноград, вишня?

-Со звука В*.

-Звук В* согласный мягкий. Губы улыбаются.

-Каким цветом обозначаем согласный мягкий звук?

-Зеленым.

-Определите, какой он звонкий или глухой?

-Звонкий.

-Итог: Звук В* - согласный, мягкий, звонкий.

 -Вы догадались, с какими звуками мы сегодня  познакомимся в стране звуков?

-Правильно со звуками В и В* и буквой В.

(проходят, садятся за столы)

Гимнастика для глаз.

Сел медведь на бревнышко,

Сидя на стуле, поднимают голову вверх и водят глазами вправо- влево в ритме стихотворения.

-Стал глядеть на солнышко.

-Не гляди медведь на свет, могут глазки заболеть.

Прикрывают глаза ладонями.

Работа с картинками.

-Ребята Винни как всегда принес нам картинки. Нам нужно определить место звука В в словах. Давайте вспомним, где в словах может стоять звук?

-В начале, в середине, в конце слова.

-Слова: ваза, тыква.

Физ.минутка

«Мишка»(слайд6)

Чистоговорка .

- Вы помните, что Винни-Пух любил различные дразнилки. Так вот решил он сове на день рождение сочинить дразнилки – чисто говорки и  вот, что у него получилось.

Чисто говорка

Ва- ва- ва – в лесу живет сова.

Ва- ва- ва- вот летит сова.

Вы- вы- вы- день рожденье у совы.

Вы- вы- вы- несу подарок для совы.

Ве- ве – ве- васильков нарву сове.

Ве- ве- ве- споем песенку сове.

Звуковой анализ слова.

-Смотрите, у нас осталась еще одна картинка. Но, что на ней изображено, узнаем, если отгадаем загадку. Что за дерево?

Как это скучно-

Сто лет без движенья

В воду глядеть

На свое отраженье.

Свесила ветви с обрыва

Такая ветвистая….(ива).

-Правильно!

Звуковой анализ слова.

-Ребята, сейчас мы выполним звуковой анализ этого слова.

-Положите перед собой схему и фишки.

-Скажите, что обозначают окошки на схеме?

-Сколько окошек, столько и звуков в слове.

-Давайте посчитаем, сколько окошек в схеме?

-Одно окошко, два окошка, три окошка. Звуки располагаются слева на право.

-Значит, сколько звуков в слове ива?-три звука.

-Какой первый звук в слове И-И-И-ва(выделяет голосом).

-Первый звук И.

-Мы можем этот звук пропеть? Значит этот звук какой?

-Гласный.

-Каким цветом мы обозначаем?

-Какой второй звук? И-В-В-В-а

-Второй звук В- согласный.

-Согласный твердый или мягкий?-твердый.

-Каким цветом его обозначим?

-Синим.

-Какой последний звук в слове ИВ-А-А-А?

-Гласный.

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

-Красным.

-Сколько согласных в слове звуков? –Один.

-Сколько гласных? - два. Если два звука гласных в слове, сколько слогов в слове?

-Молодцы, вы правильно выполнили задание.

-Ребята, звуки В и В* любят играть.

Игра «Назови слоги»

 -Я буду называть звуки, а вы должны назвать слог. Например я говорю первый  звук В, а второй звук И. Какой слог получаем? – Слог ВИ.

Знакомство с буквой В.

-У каждого звука есть свой знак- это буква.

-У звуков В и В* это буква Вэ.

Вот буква «В» видна вдали-

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

(С. Маршак)

(Воспитатель выкладывает на наборном полотне букву В)

Посмотрите, как я буду писать букву Вэ в воздухе. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом справа от нее- два полукруга, сначала верхний, затем нижний.

-Возьмите в правую руку волшебную кисточку и напишите букву в воздухе, а потом на ладошке.

 Игра «Собери ромашку»

-Винни нес на  цветы,  но к сожалению, пока  он их нес лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.

- 2 ромашки, с зеленой и синей серединой. Как вы думаете, почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым.

(К синему кружку дети собирают лепестки, на которых картинки со звуком В, к зеленому картинки со звуком ВЬ.)

 Итог занятия.

 Мы с вами выполнили много заданий.

С какими звуками и буквой мы знакомились?

Возьмите кружок, если понравилось занятие - синего цвета, если вам было трудно выполнять задания  - красного цвета.

 А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?

Вы были молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].

НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....

НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ].

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ]....

Подготовка в обучению грамоте. Презентация "Буква О"

Презентация создана на основе материала С.П.Цукановой и Л.Л. Бетц "Учим ребёнка говорить и читать". Дети в игровой форме знакомятся и буквой "О"...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Обучение с увлечением. Буква "А"

Презентация для родителей и детей буква "А"....