Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной «А» группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной  «А» группе

Воспитатель МАДОУ «Малиновский д.сад»: Абрахимова Р.М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной  «А» группе

Воспитатель МАДОУ «Малиновский д.сад»: Абрахимова Р.М.

Цель: Обобщить знания детей по обучению грамоте и развитию речи.

Задачи:

Образовательные.

Закрепление у детей знаний и представлений об основных единицах речи: о звуке, слове, предложении, их условном обозначении.

Совершенствование умения: определять количество слогов в слове, сопоставлять схему  со словом, составлять рассказ по мнемосхеме

Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Воспитательные. Воспитывать, доброту, взаимовыручку, воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга. Вызывать интерес к обучению грамоте.

Оборудование: письмо, карта  маршрута, конверты с заданиями, предметные картинки, ребус «Школа», звуковые линейки и пеналы с геометрическими фигурами  по количеству детей (наборы фишек с кружочками красного и синего цвета), 2 набора букв для составления слова «Азбука», «Речка» (ткань или  нарисовано), « брёвнышки» для моста синие и красные полоски по 4 штуки каждого цвета, схемы: «Предложение»; «Слогов»;

у детей значки для деления на микро-группы;

для сюрприза от Царицы Грамоты:    дидактической игры: альбом «Четвёртый лишний -Собираемся в школу», картинки «Соберём портфель», и сладости;

для рефлексии: круг солнышка и лучики жёлтого и голубого цветов.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,

Ход занятия.

1. Организационный момент

Воспитатель:  - Здравствуйте ребята.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.

Чтобы сесть на стул, надо ответить на вопросы. Готовы?

     1-вариант.    Игра  «Что такое школа?»

«В какое время года дети начинают учиться?»

«Назовите день, когда вы впервые пойдете в школу?»

«Как называется здание, в котором дети получают знания?»

«Как называют детей, которые учатся в школе?»

«Как в школе называется комната, где дети учатся?»

«Как называют детей, которые учатся в одном классе?»

«Кто встречает детей в классе?»

«Как в школе называется стол, за которым дети сидят?»

«Где пишет учитель, когда объясняет задание?»

«Чем пишет учитель на доске?»

«Как называются школьные книги?»

«Как ты узнаешь, что пора идти на урок?»

«Что такое перемена?»

   Молодцы.

 (присаживаются на стульчики)

Воспитатель:  Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.  

Здравствуйте, ребята! Я, Царица Грамота. Живу со своими друзьями на Скале знаний. Я знаю, что скоро вы покинете детский сад и пойдете в школу. Мне хотелось бы узнать, действительно ли вы готовы учиться в школе…  Я предлагаю вам на занятии отправиться на прогулку по аллее ваших знаний, приобретённых за этот учебный год. Аллея, находится между детским садом и школой. По пути вы будете делать остановки для того чтобы выполнить мои задания, приготовленные для вас в конвертах. (Карта маршрута висит на доске.) До встречи!!!!

 Царица Грамоты

Воспитатель:  Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель:  Дети, страна знаний – это ещё  и страна красивой и правильной речи. Перед путешествием, нужно подготовить наши язычки.

 3. Артикуляционная гимнастика (у детей зеркала).

 Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

 Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

 Десять – ротик закрываем.

Вот наши язычки подготовлены к работе.

Воспитатель. Посмотрим карту маршрута, и начнём наш путь по «Аллее» наших знаний. (№1-предложение)

1-ая остановка. Находят 1 конверт  (работают стоя)

Воспитатель: Ребята, здесь ничего не написано, здесь какая-то схема. Что это, вы можете сказать?

Дети:  …(Да! Это схемы предложений).

 Воспитатель: Что такое предложение?

Дети: …(Сочетание слов, связанных между собой по смыслу.)

Воспитатель: Если слова подружатся и встанут рядом, то получится … (предложение).

- на этой остановке нас ждёт игра.

Правила игры: Кивнуть головой утвердительно, если прозвучит предложение; покачать отрицательно головой, если прозвучит набор слов.

Воспитатель. Объяснение: я говорю: «Пчела, жужжать». Что я сказала? Просто два разных слова. А вот: «Пчела жужжит». Это предложение, потому что слова здесь дружат. Здесь есть законченная и понятная нам мысль.

«Самолёт, лететь».

«Самолёт летит».

«Строители, строить».

«Строители строят».

«Дети, учить».

«Дети учатся».

«Маша, играть».

«Маша играет».

«Лена, цветы, полить».

«Лена поливает цветы».

- Сколько слов в этом предложении?

Дети: …

Воспитатель: А вы можете составить предложения к этим схемам?

Дети: …

 Составлять вы их будете микро-группами. Делимся по вашим значкам!

(каждая группа вытягивает себе схем и составляет по 2 предложения)

Проверяем, загибая пальчики.

- Хорошо, молодцы.

Смотрим карту. Идём дальше.

2-я остановка  (№2-слоги)

Воспитатель. Снова схема, но другая!

А что можно сделать со словами? (Подсказка схема деления на слоги)

- разделить на слоги, сделать звуковой анализ слова.

Как можно узнать, сколько слогов в слове?

-посчитать гласные, прохлопать, протопать.

Сначала «Отгадайте слово по его описанию».

- На этой остановке нужно будет отгадать несколько загадок.

  • Колючая, чайная, красивая, душистая, красная, белая… (ро-за).

- Поделите слово РОЗА на слоги.

(Ребята делят слова разными способами: хлопками; руку подставить под подбородок и заметить, сколько раз подбородок прикоснётся к руке, столько и слогов.)

- Покажите на пальцах, сколько слогов вы насчитали?

(Дети поднимают два пальца.)

  • Шуршащая, свежая, вчерашняя, мятая, еженедельная, стенная, областная, местная… (га-зе-та).
  • Солнечные, песочные, каминные, электронные, башенные, настенные, бегущие, отстающие… (ча-сы).

- Молодцы.

  Игра «Сколько слогов в слове?» (работа в микро-группах за столами)

Дети распределяют предметные картинки по количеству слогов в слове.

Проверяем, анализируем.

 Смотрим карту. Под каким номером будем выполнять следующее задание?  Идём дальше.

3-ая остановка. ( Находят конверт, работают стоя)

И следующая наша остановка (№3) – это игра «Скажи наоборот».

  • низкий – высокий;
  • тяжелый – легкий;
  • умный – глупый;
  •  новый – старый;
  • белый – черный);
  • шумный город – тихий город;
  • веселый вечер – грустный вечер;
  • чистый –  грязный;
  • мягкий – твердый;
  • узкий – широкий;
  •  кислый – сладкий;
  • хороший – плохой;
  •  длинная зима  – короткая зима;
  • злая девочка – хорошая девочка;
  • быстрая речка  –  медленная...;
  • крупная рыба  –  мелкая...;
  • широкий проход  -  узкий...;
  • веселый матрос -  грустный...;
  • поднять якорь  - опустить... .

Воспитатель: Хорошо, молодцы.

4-ая остановка

 Смотрим карту (№4 – Речка.)

Воспитатель:

Наше путешествие продолжается. Наш путь лежит через речку, эта речка необычная. Нам нужно построить мост из звуков. Скажите, с какого звука начинается слово мост? Назовите 2-й, 3-й,4-й звук. Сколько всего звуков в слове мост? Назовите гласные звуки, а теперь согласные ( воспитатель хвалит детей за правильные ответы).

 Сейчас нам нужно выбрать «бревнышки» для моста. Какого цвета «бревнышки»,  мы выложим? (ответы детей - синий, красный, синий, синий).

-Молодцы, наш мост готов, мы можем перейти речку.

Физминутка

А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

Когда я называю гласную - вы поднимаете руки вверх, когда согласную - вниз, когда слово - обнимаете себя. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!

Воспитатель: Продолжаем путь!

 Под каким номером будем выполнять следующее задание?

Смотрят карту (№5 – « Звук и буква» .)

5-ая остановка ( работа сидя за столами)

Воспитатель: Занимаем места за столами по  вашим  эмблемам!

Игра « Звук и буква» 

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовили. Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете, и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

  1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)
  2.  Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)
  3. Ба – ба - ба – на избе была труба.

  Бу – бу – бу - побелили мы трубу. (звук Б)

  1. Пароход гудит трубой,

  Издаёт он звук какой?

  Угадать вам помогу,

  Загудит он громко:

   «У-У-У!» (звук У)

  1. «У меня прекрасный слух!»

Кукарекает петух.

«Ко-ко-ко!» - наседка вторит –

«Станешь ты артистом вскоре!»

«Ко-ко-ко!» - (звук К)

  1. Анечка упала на пол, (звук А)

Кот ладошку расцарапал,

И не ладится игра,

Аня громко плачет: А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА. 

Воспитатель:

Каждая микро-группа,  выбирает и выставляет букву на стол (составляют слово).

Воспитатель: Молодцы!

А сейчас следующее задание "Сделать звуковой анализ слова". Задание сложное, ответственное нужно вспомнить и применить свои знания, выполняя это задание.

Какие две группы звуков вы знаете?

Дети: …

Какие бывают согласные? Какие гласные?

Дети: …

Каким цветом мы обозначаем согласные звуки, а каким гласные звуки?

Дети: …

(работа со звуковой линейкой и фишками)

Воспитатель:

Молодцы! Мы с вами дошли до конца аллеи. Осталась последняя остановка!

6-ая остановка 

Игра «Зашифрованное слово» (дети также работают за столами)

Воспитатель:

Ребята посмотрите на план – карту!

Это что за знак-«?» (знак вопроса)

Что же это может быть, давайте вскроем последний конверт!

Это ребус - зашифрованное слово! (расшифровывают слово)

Слово «Школа»!

Сейчас я выставляю мнемосхему, а вы по схеме, каждая микро-группа, составьте описательный рассказ, про школу!

  Выберите,  кто из вашей группы пойдёт, расскажет (2-4 ребёнка).

Итог: 

Звучит музыка входит Царица Грамота

Царица Грамота: Вот мы и встретились с вами ребята! Вы молодцы! Я наблюдала за вами со скалы, видела, как вы справлялись с моими заданиями!

Какое задание было трудным? Какое задание было легким? Какое задание было интересным? (ответы детей)

Спасибо, ребята. Вы показали сегодня хорошие знания, справились со всеми заданиями. Вы будете хорошими учениками.  От меня вам небольшие сувениры! До встречи в школе!!!!

        Воспитатель:  Спасибо Царица Грамоты !!!

Рефлексия.

 На столе лежит круг от солнца, детям раздаю лучики жёлтого и голубого цветов.

Воспитатель:  Лучики нужно прикрепить к солнышку: лучики, желтого цвета — мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации;

лучики, голубого цвета — занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Ребята вам нужно проанализировать свой ответ: кто легко справился с заданиями, кто испытывал затруднения.

 Воспитатель: В конце каждого соревнования принято получать призы. Я хочу тоже преподнести вам угощение. Наше занятие закончилось. Думаю, что мы с вами хорошо поработали, показали наши знания и готовы идти в школу. Молодцы ребята!

Давайте поблагодарим наших гостей! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний» в подготовительной к школе группе

Воспитывать любовь к чтению и грамматике; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях букв, гласных и согласных звуков, находить заданный звук; разв...

"По сказочным дорожкам" - конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами театрализации по ФГОС ДО

конспект занятия в подготовительной к школе группе, в котором представлена современная модель проведения занятия с дошкольниками по обучению грамоте с использованием элементов театрализации. Через ска...

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной «А» группе

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной  «А» группе Цель: Обобщить знания детей ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С

В данном материале представлен подробный план-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (ОНР)....

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [с], буква С».

Продолжительность: 30 мин. Тема занятия: звуки [с], [с`]. Буква С. Тип занятия: по овладению новыми знаниями. Цель: сформировать знания о звуках [с], [с`], букве С. Задачи: коррекционно-образоват...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ОО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ – ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ОО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - РИСОВАНИЕ

Цель:Закрепление ранее полученных знаний.Задачи:Образовательные задачи.Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат - твёрдые согласные, зелёный квадрат - мягкие...