Конспект основной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Зимнее приключение».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Пособие из УМК «Детский сад 2100», по которому проводится занятие с детьми: Т.Р. Кислова «Обучение грамоте». Методические рекомендации к образовательной программе речевого развития детей дошкольного возраста, ч.3.
Цель данной деятельности: Формирование фонематической грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования парциальной программы по речевому развитию «По дороге к азбуке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_konspekt_ood.docx | 596.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности дошкольников средствами ООП «Детский сад 2100»
Конспект основной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе
«Зимнее приключение».
Тема занятия: Знакомство со звуком [К’]
Возраст детей: 5-6 лет
Вид детской деятельности: КОММУНИКАТИВНАЯ
Пособие из УМК «Детский сад 2100», по которому проводится занятие с детьми: Т.Р. Кислова «Обучение грамоте». Методические рекомендации к образовательной программе речевого развития детей дошкольного возраста, ч.3.
Цель педагога: Формирование фонематической грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования парциальной программы по речевому развитию «По дороге к азбуке».
Цель ребенка: Помочь Деду Грамотею освободиться от оков Зимы и попасть в гости к детям..
Этапы НОД | Деятельность педагога, ключевые слова (вопросы), побуждающие к деятельности | Деятельность детей Допишите ожидаемый результат |
Мотивационный (игровая ситуация, подводящая к целеполаганию) | (Звучит Звук смс) Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышали? По-моему нам пришла sms-ка. Точно, это сообщение от наших старых знакомых, игрушек Ёжика и Лисенка. Давайте прочитаем. Вдруг там что-то важное? Воспитатель читает смс на телефоне: -Дорогие ребята, в гости прийти не сможем, помогаем заливать каток. Отправляйтесь в путешествие в страну Звуков без нас, вам в помощь придёт Дед Грамотей. До свидания, ваши Ёжик и Лисенок. Воспитатель: Ребята, кого нам ждать в гости? (Деда Грамотея) А как он попадёт к нам в детский сад, ведь он ни разу у нас не был? (ответы детей… Ему нужно сообщить адрес, тогда он нас найдёт). Правильно. Давайте мы позвоним Деду Грамотею и по громкой связи назовём адрес нашего детского сада. Дедушка сразу нас и найдёт. (Воспитатель включаем телефон на громкую связь, дети хором называют адрес сада). Воспитатель: Отлично. Я думаю, совсем скоро наш гость появится в группе. Кажется . я даже слышу какие-то звуки. А вы пока присаживайтесь на стульчики. Подождём! | Дети проявляют любознательность, отзывчивость, ведут диалог. Выражают желание помочь дедушке. |
Ориентировочный (уточнение цели) | Использование ИКТ) Звучат звуки зимы. (Завывание бури, хруст снега) Воспитатель: Ребята, что вы слышите? (Звуки зимы). Какими словами можно рассказать о зиме, какая она? (Снежная, холодная, суровая, морозная, длинная, искристая, злая, весёлая) Слайд 1. (На экране появляется Зима) ГОЛОС ЗИМЫ: Ха-ха-ха-ха!! А вот и я, злая бабка Зима. Деда Грамотея я себе забрала, а новую букву разбила, и осколки развеяла по ветру. Надоели мне ваши буквы, да звуки! Хочу, чтобы только мои, зимние звуки были главные. Воспитатель: Ребята, что нам делать? Как Деда Грамотея вернуть? (Ответы детей). Как нам с зимой договориться? (Надо её задобрить, вернуть букву, вежливо попросить, собрать букву из осколков и т.д.). ГОЛОС ЗИМЫ: Если хотите получить Деда, разгадайте мои загадки, вот тогда и осколки соберёте. Сумеете? Верну Деда Грамотея. А не сумеете….Ух, заморожу! Воспитатель: Ребята, вы готовы с заданиями Зимы справиться? (да) Ну, тогда давайте искать, куда она их спрятала. (Дети находят заранее спрятанный ларец с заданиями). Открываем! | Дети осознали и проговорили цель Освободить Деда Грамотея из царства Зимы. Дети предложили, что нужно собрать букву из осколков. |
Исполнительский (проведение исследования) | А вот и её первая загадка. Не простая, а шуточная, да еще и в картинках. Попробуем её угадать? Словестная игра «Звуковые зарисовки. Звук Кь» Утки у киски кеды купили,
Кислое киви киты попросили, 3. (какой?) Мартышки – кисель и красивый букет, 4. (…….Что?) Кенгуру пирожки подавай на обед. 5. (Что случилось с киской?) ………. Устала киска! 6. (из чего может киска пить?......) Пьёт кефир из миски. Утки у киски кеды купили, Кислое киви киты попросили, Мартышки – кисель и красивый букет, Кенгуру пирожки подавай на обед. Устала киска! Пьёт кефир из миски. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а почему Зимушка нам именно эту загадку загадала? (Ответы детей..). Какого звука больше всего в этой загадке? С какого звука начинаются слова кефир, кеды, киска, кенгуру..?(Кь). Верно! Слайд 2 (На экране появляется картинка) Воспитатель: С первой игровой задачкой мы справились. А конверт нам зачем?Давайте заглянем. (Воспитатель достаёт «осколок» - часть разрезной картинки). Посмотрим в сундучок.Что же еще приготовила нам Зима-проказница? (Воспитатель достаёт картинку звука в шляпе и зеленых башмачках). А вот и следующее задание. Работа с рисунком. Посмотрите и определите, какой это звук? (согласный). Как вы об этом догадались? (ответы детей…потому что его нельзя спеть, он не тянется, во рту есть преграда воздуху, звук не поется). Еще он в зеленых башмачках, значит он мягкий.Давайте проверим, горлышко спит, или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют) Значит, звук(Кь) какой? (Глухой). Задание «Говори правильно» Когда мы произносим этот звук, какая часть языка приподнимается (передняя, средняя или задняя)? (средняя, а кончик языка касается нижних зубов). Давайте поупражняемся правильно произносить звук (Кь), вспомним речевыепопевки. Речеваяпопевка под музыку. Ки-ки-ки- будем печь мы пирожки, Ке-ке-ке-наши руки все в муке. Ки-ки-ки-спит котёнок у реки, Ке-ке-ке-ну, а кошка на пеньке. (Воспитатель достает из сундучка две коробочки с карточками). Д/игра «Где спрятался звук?» Звук (Кь) большой озорник и любит прятаться в словах. Зима просит определить , в какой части слова находится звук – в начале слова, в середине или в конце. Ваши спинки стульчиков промаркерованы синим и зелёным кружками. Посмотрите. Давайте разделимся на две команды. Команда синих – «Льдинки», команда зелёных «Травинки».Берите свои коробочки и садитесь за столы. Задание Определите, в названиях каких картинок звук (Кь)спрятался в начале , в середине, в конце слова? Зажгите зелёный фонарик в 1,2, или 3 окошке. В зависимости от того, где спрятался звук. А поможет нам волшебный паровозик. Картинки:кит, ракета, брюки, букет, кирпичи, кисточка, яблоки,самолёт, кикимора, валенки. (Дети зажигают зелёные фонарики в разных окошках в зависимости от местоположения звука в слове.Затем проверяется правильность выполнения задания). Слайд 3 (На экране появляется картинка) Воспитатель: Мне кажется и команда «Льдинки» и команда «Травинки» справилась с этим заданием. (Воспитатель достаёт еще два «осколка»). Давайте еще заклянем в сундучок. (Воспитатель достает мяч) Дифференциация звуков (К) и (Кь). Проводится с мячом Воспитатель: Сейчас я буду бросать вам мяч по кругу и называть слова. Если в слове вы услышите мягкий звук (Кь), вы должны сказать слово «травинки» и бросить мне мяч обратно. А если твёрдый звук (К), то говорим - «льдинки». Начинаем! Слова: (К)кокос, пикник, крот, кольцо, колдун, накидка, кость, утка, колодец, корова, капкан. (Кь) кисть, пеньки, кекс, маки, кепка, кипяток, кегли, брюки, океан, коньки, пакет. Слайд 5. (На экране появляется картинка) Воспитатель: Отлично! Опять справились. (Воспитатель достаёт еще одну часть разрезной картинки буквы К). Давайте еще заклянем в сундучок. (Воспитатель достает звуковое обозначение звука (Кь). Карточка «Кирпичи». Ставит рядом с рисунком). Ребята, что это?(кирпичи). А что означает эта карточка? С какого звука начинается слово «кирпичи»? Догадались? (звук (Кь). Верно, картинка, где изображено, как постукивают кирпичи, обозначает звук (Кь). Зимушка очень любит играть со звуками, меняет их , переделывая слова. И хочет проверить, а вы так сумеете? Игра «Преврати слово» (Дети садятся за столы, где разложены карточки со звуковыми обозначениями). Воспитатель: Разгадайте слово по первым звукам вот этих слов (картинок):кисточка, индюк, туфли. (Кит). -Теперь выложите на столе это слово с помощью звуковых обозначений. -«Превратите» слово кит в слово кот. -Измените слово кот так, чтобы получилось слово конь. -«Превратите» слово конь в слово коньки. Как нужно изменить слово? (Добавить «КИ»). Верно! -Какие в этом слове гласные звуки? Согласные? Какие согласные мягкие, а какой твёрдый? Слайд 6. (На экране появляется картинка) Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, другой смайлик, с сердечком! Что с Зимой случилось? (Воспитатель достаёт последний «осколок»). Дети собираю все осколки в прямоугольник. И в этот момент на экране появляется буква «К». Воспитатель: Ребята, посмотрите, что из осколков получилось! (Это буква Ка). «Ка» одною лапкой пляшет, А другою лапкой машет, И при этом буква «Ка» Будто усики жука. Да, это та самая буква, которую Зима разбила. Как вы думаете, почему вам удалось ее собрать? ( Потому что мы узнали новый звук (Кь). (Потому что букву образуют два звука. Один твёрдый, другой мягкий. Один (К), другой (Кь). (Стук в дверь. Появляется Дед Грамотей. Кукла Би-Ба-Бо). Дед: Здравствуйте, ребята. Я так спешил к вам в детский сад. Ёжик и Лисенок попросили меня помочь вам. Но Зима-проказница меня к себе забрала. Вот никак не пойму, как же вам удалось меня освободить? (Узнали новый звук, собрали осколки, новую букву, разгадали загадки Зимы, справились с заданием...) | Отгадывают речевые загадки. Расширяют представление об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; Совершенствуют произносительные навыки. Дети упражняются в определении местоположение звука в слове. Дети учатся дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости.Совершенствуют навык интонационного выделения звука в слове. Продолжают формировать умение выкладывать слово с помощью звуковых обозначений. Учатся «превращать» слова, меняя звуки. Знакомятся с новой буквой. Дети делятся положительными эмоциями от совместной деятельности. Могут рассказать, чем занимались, чему научились, кому помогли, что нового узнали. |
Рефлексивный | Ребята, что вам больше всего понравилось? А какие загадки Зимы были самые лёгкие/трудные? Дед: Какие молодцы! Я так и знал, что вы всё сумеете. Спасибо вам, что помогли мне. А я ведь к вам не с пустыми руками пришёл. Загляните в мою сумочку! (Воспитатель достаёт из сумочки карточки с буквой К, мешочки с фасолью, горохом, гречкой, зёрнами кофе, пересыпает в приготовленные вазочки). Воспитатель: Ребята, я, кажется, догадалась! Давайте выложим наши буквыс помощью зёрен и покажем в с следующий раз Ёжику и Лисёнку. Порадуем их нашими знаниями о новом звуке, новой букве. Им будет приятно! | Рады встрече с Дедом Грамотеем, его подаркам. |
Перспективный (выход на самостоятельную деятельность) | Ведь у нас впереди еще не одно путешествие в страну Звуков, где мы будем узнавать всё новые и новые буквы и звуки вместе с нашими друзьями игрушками-путешественниками – Ёжиком и Лисёнком. А теперь, выбирайте любые зёрна и выполняйте работу. | Дети выражают желание узнавать новые звуки и буквы вместе с игрушками-путешественниками – Ежиком и Лисёнком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО .Тема"Составление описательного рассказа о посуде"
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие".В конспекте интеграция образовательных областей "Познавательное развитие","Социально-ком...
Открытый просмотр НОД (развитие речи) по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Беседа о дружбе и друзьях».
Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. Задачи:-формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми;-закреп...
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «В гостях у бабушки Арины»
Формировать у детей умение чувствовать и передавать эмоциональное состояние героев, используя выразительную интонацию, мимику, жесты, умение вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Некрасивый поступок»
Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому, ч...
Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Царевна-лягушка»
настоящая публикация представляет собой конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе детского сада на тему: ...
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе для детей с ТНР "Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"
quot;Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"Программное содержание:1. Уточнить и обобщить знания детей об играх детей зимой на свежем воздухе; отметить, какую пользу они пр...