Использование игровых методов и приёмов в обучении дошкольников элементам грамоты
проект по обучению грамоте на тему
Актуальность проекта
С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, педагоги убеждают родителей, что дошкольное учреждение при подготовке ребёнка к школе решает задачи его всестороннего развития: сохранения и укрепления здоровья, формирование физических качеств, развитие познавательных процессов, памяти, внимания, воображения, воспитания поведенческих навыков. Не смотря на это, многие родители считают, что если в детском саду не научили ребёнка читать, то он не готов к обучению.
В последний год пребывания ребёнка в детском саду , родители спешно начинают водить его на разные подготовительные курсы, в « маленькие школы», неумело самостоятельно учат читать и писать, тем самым перегружая ребёнка физически, снижая его интерес к учёбе, школе в целом.
В рамках преемственности работы со школой, посещая первые уроки моих выпускников, я вижу, что действительно, читающему ребёнку легче справляться с заданием учителя, он более уверен, самостоятелен при его выполнении.
И ещё, принимая группу маленьких детей, я заметила, что многие из них в 4 года начинают активно проявлять интерес к книге, не только в плане прослушивания текста и рассматривания иллюстраций. Дети средней группы интересуются буквами, пытаются находить в тексте уже знакомые, а свои рисунки неумело подписывают печатными буквами « МАМА», или выводят своё имя.
Во время прочного вхождения в жизнь детей телевидения, компьютеров, планшетов, интерес к книге, к чтению у школьников , даже младших утрачивается. А вот дошкольник книгу любит искренне. Часто наблюдаю, как сидит 4-5 летний малыш, водит пальчиком по строчкам, пересказывает знакомый текст- это он « читает».
Работая много лет с дошкольниками, я заметила, что чем старше дети, тем более беспокоит родителей вопрос подготовки ребёнка к школе. И беспокойства эти во многом вызваны тем, что в некоторых школах существует практика при записи ребёнка в первый класс тестировать его по многим параметрам, в том числе на умение читать.
Наблюдая неподдельный интерес детей к чтению, я решила написать проект « АБВГДейка» по раннему обучению детей чтению.
Научная новизна
В соответствии с рекомендациями ФГОС ДО в настоящий момент осуществляется переход от принятой в недавнем времени в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, в связи ФГОС ДО направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
В проекте « АБВГДейка» каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания дошкольника.
Каждая образовательная деятельность –это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которые дошкольники проживают как единое целое.
Практическая значимость состоит в использовании комплекса методик, направленных на изучение готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Результаты и выводы могут быть использованы для решения практических задач по подготовке к обучению грамоте в школе детей. Полученные результаты могут являться основой для разработки рекомендаций для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование игровых методов и приёмов в обучении дошкольников элементам грамоты | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка- детский сад №22.
Паспорт
Инновационного проекта
Чита
Паспорт инновационного проекта (программы)
1.Полное название организации-заявителя по уставу или ФИО физического лица-заявителя | МБДОУ « Центр развития ребёнка - детский сад № 22»г. Чита Тихоньких Евгения Борисовна |
2.Фамилия имя руководителя, телефон | Грудинина Наталья Анатольевна 36-54-10 |
3.Адрес, телефон, е-mail заявителя | Г. Чита, ул. Богомягкова 73-38 32-42-07, с. 8914 495 80 77 Tikhokikh68 |
4.Тема инновации | Использование игровых методов и приёмов в обучении дошкольников элементам грамоты |
5.Сфера образования, категория обучающихся, воспитанников | Дошкольники-дети 4-7 лет |
6.Раздел образовательной деятельности: обучение; воспитание; дополнительное образование; управление; иное | Дополнительное образование, обучение |
7.Ключевые понятия (категории, термины) | Активизация словаря- перенесение как можно большего числа слов из пассивного словаря в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания |
8. Цели и задачи представляемой инновации | Цель: - Определить наиболее эффективные пути и методы обучения грамоте детей дошкольного возраста по усвоению звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения. Задачи: - Изучить лингвистические и психологические основы обучения грамоте детей дошкольного возраста; - раскрыть основы для обучения грамоте: общеречевое развитие детей, развития словаря, грамматический строй речи; -выявить основные пути и методы обучения грамоте детей дошкольного возраста. |
9. Основная проблема, обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости инновации | Актуальность проекта С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, педагоги убеждают родителей, что дошкольное учреждение при подготовке ребёнка к школе решает задачи его всестороннего развития: сохранения и укрепления здоровья, формирование физических качеств, развитие познавательных процессов, памяти, внимания, воображения, воспитания поведенческих навыков. Не смотря на это, многие родители считают, что если в детском саду не научили ребёнка читать, то он не готов к обучению. В последний год пребывания ребёнка в детском саду , родители спешно начинают водить его на разные подготовительные курсы, в « маленькие школы», неумело самостоятельно учат читать и писать, тем самым перегружая ребёнка физически, снижая его интерес к учёбе, школе в целом. В рамках преемственности работы со школой, посещая первые уроки моих выпускников, я вижу, что действительно, читающему ребёнку легче справляться с заданием учителя, он более уверен, самостоятелен при его выполнении. И ещё, принимая группу маленьких детей, я заметила, что многие из них в 4 года начинают активно проявлять интерес к книге, не только в плане прослушивания текста и рассматривания иллюстраций. Дети средней группы интересуются буквами, пытаются находить в тексте уже знакомые, а свои рисунки неумело подписывают печатными буквами « МАМА», или выводят своё имя. Во время прочного вхождения в жизнь детей телевидения, компьютеров, планшетов, интерес к книге, к чтению у школьников , даже младших утрачивается. А вот дошкольник книгу любит искренне. Часто наблюдаю, как сидит 4-5 летний малыш, водит пальчиком по строчкам, пересказывает знакомый текст- это он « читает». Работая много лет с дошкольниками, я заметила, что чем старше дети, тем более беспокоит родителей вопрос подготовки ребёнка к школе. И беспокойства эти во многом вызваны тем, что в некоторых школах существует практика при записи ребёнка в первый класс тестировать его по многим параметрам, в том числе на умение читать. Наблюдая неподдельный интерес детей к чтению, я решила написать проект « АБВГДейка» по раннему обучению детей чтению. Научная новизна В соответствии с рекомендациями ФГОС ДО в настоящий момент осуществляется переход от принятой в недавнем времени в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, в связи ФГОС ДО направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства. В проекте « АБВГДейка» каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания дошкольника. Каждая образовательная деятельность –это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которые дошкольники проживают как единое целое. Практическая значимость состоит в использовании комплекса методик, направленных на изучение готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Результаты и выводы могут быть использованы для решения практических задач по подготовке к обучению грамоте в школе детей. Полученные результаты могут являться основой для разработки рекомендаций для родителей. |
10.Ожидаемые результаты инновации. | Ожидаемый результат Дети переходят на качественную новую ступень развития социальной компетентности, приобщаются к деловому разговору. У старших дошкольников выровнен уровень подготовленности к школе через работу в микрогруппах. Развит единый ритм и темп общегрупповй работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающей их речи. Дети определяют на слух звук, замечают слова с заданным звуком, проводят звуковой анализ работая со словом, сформировано представление о звуке, букве, слоге, слове, предложении. Дети знают все буквы русского алфавита их названия и соотносят с соответствующим звукам речи. Сформировано умение читать плавно и внятно по слогам и целым словом, вычленяя слова из предложения и составлять предложения и тексты. Развит интерес к чтению, как средству познания, читательского кругозора. У детей сформирована координация движений рук, кистей пальцев при написании ритмизированных росчерков, при вращении волчка, штриховки. Они умеют ориентироваться на плоскости- составлять серии рисунков, в том числе с использованием медиаторов, писать простые графические диктанты, выработана ритмизация движений руки ( медленно и быстро). Умеют рисовать цифры от 9 до 1 ( по сложности написания). Рисуют «буквицы», подписывают печатными буквами свои работы. Соблюдают основные правила гигиенического письма (посадка, наклон тетради, положение рук и ручки). Расширен активный словарь детей. Умеют делать выводы, обосновывать свои суждения. Сформированы приёмы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развита память, внимание. Дети умеют придумывать загадки, небылицы, задачи, рассказывать истории из жизни по картинам, картам, схемам. |
11. Требования к результатам реализации инновации, критерии их оценки | Для успешной реализации данных задач программа предполагает тесное взаимодействие с психологом, логопедом и родителями. Такое сотрудничество определяет Творческий и познавательный характер процесса подготовки обучению чтению и письму. |
12. Условия использования результатов реализации инновации | Работа построена по принципу Максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала ( то есть от простого к сложному). Обеспечить познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания. Каждый ребёнок мог участвовать в процессе выполнения задания. Использовать индивидуальный дифференцированный подход к детям ( сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений). Познавательная деятельность проходила в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы образовательной деятельности пробуждало у детей интерес к новым знаниям. Подбор разнообразных упражнений и заданий для подготовки руки к процессу письма на развитие внимания, памяти, мышления. В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевали навыками самоконтроля и самооценки, готовили руку к письму. Подбор стихотворных текстов, которые необходимы для эстетического воспитания и развития речи, но для формирования и совершенствования их речевого слуха. |
13. Содержание и структура инновации | Цель, задачи. Направление работы. Принципы взаимодействия педагога. Практическая значимостью Влияние обучение чтению и письму на общее развитие дошкольника. Основные этапы проекта. Основные этапы программы: Первый этап- организационно-подготовительный. Сентябрь – октябрь- 2014г. -подбор методико-диагностического материала, для диагностического обследования дошкольников. -составление поэтапного плана работы и определение целей образовательного процесса; - подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса 9предметно-развивающая среда). Второй этап –обучающий (реализация проекта). Октябрь-апрель 2017-2018г.г. Третий этап- аналитическо- информационный. Май-2018г. Внутренняя и внешняя экспертная оценка, достижения при реализации проекта. Обогащение и накопление накопленного опыта. |
14.Сроки осуществления замысла инновации (этапы реализации) | Программа по обучению дошкольников элементам грамоты предполагает 4 этапа: 1этап: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» (второй младший возраст, дети 3-4 лет) Цели: -Подготовить детей к звуковому анализу слов; -Развитие движений кистей и пальцев рук для подготовки руки к письму. 2этап: « Работа над звуковой стороной речи» (средний возраст, дети 4-5 лет) Цели: -Учить выделять отдельные звуки в словах; -Определять первый звук в слове -Подбирать слова с определённым звуком; -Различать на слух твёрдые и мягкие согласные. 3этап: «Развитие фонематической стороны речи» (старший возраст, дети 5-6 лет) Цели: -Познакомить с термином «слог» и графической записью слогового деления; -Познакомить со смыслоразличительной функцией звука; -Различать гласные от согласных звуков, твёрдых от мягких; -Учить проводить звуковой анализ слов. 4этап: «Ознакомление со знаковой системы языка» (подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет) Цели: -Познакомить детей с буквами русского алфавита; -Обучение слоговому и слитному чтению; -составлять слова и предложения из букв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы "Использование игровых методов и приёмов при обучении ФЭМП"
Использование игровых методов и приёмов при обучении ФЭМП в старшей и подготовительной к школе группах...
Консультация для воспитателей Тема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике 2015 год.»
Консультация для воспитателейТема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике.» ...
консультация для педагогов "Использование игровых методов и приёмов при обучении дошкольников математике"
консультация для педагогов...
Доклад на тему:"Использование игровых методов и приёмов при обучении детей грамоте"
Трёхступенчатая мотивация игры: "хочу!"-"надо!"-"могу!"...
«Использование игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников»
laquo;Использование игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников»...
Консультация для родителей «Использование дидактических игр, игровых методов и приемов в обучении дошкольников грамоте»
Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому? Что же, к вашим услугам большое количество методов, которые позволят успешно справиться с этой задачей. Если ребенок буде...
Использование игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников
Использование игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.Игровые методы и приемы в обучении детейСловесные методы и приемы Игра имеет в своей основе – воображаемую ситуа...