Новоселье звуков
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Дунаева О.В.

дефференцированное занятие по грамоте и логике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_zashchitu.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог (ФИО) _Дунаева Ольга Владимировна__________________________________________________

Образовательная область  Познавательная              Возрастная группа  Старший дошкольный возраст____

Тема занятия ___________Новоселье  звуков  _________________________________________________ 

Концептуальные основы занятия

  1. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию логического мышления  и основам первоначальной грамоты.
  2. Цель: Закреплять умение  наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями. Закреплять способности проводить звуковой анализ слов.

Задачи:

•Использование условных обозначений понятий.

•Закреплять умение детей устанавливать родо-видовые  отношения между понятиями.

• Качественно характеризовать звуки.

 • Вычленение словесного ударения.

• Развивать слуховое внимание.

  1. Предварительная работа:  

      • знакомство с термином «слово»

      • составление предложений из слов

      • деление слов на слоги и составление слов из слогов

• знакомство с термином «звук»

•использование сериационного ряда как модели сериационных отношений.

•знакомство с возможностью графически отображать классификационные отношения.

  1. Материал:

Демонстрационный: Лист бумаги А-3; маркеры красного, зеленого и синего цветов; дидактическая игра «Что лишнее?».

Раздаточный: карточки с предметными картинками; предметные картинки с 4-х и 5-и звуковыми схемами (лист, шуба, коза, санки, домик, шишка, мышка).

Организационный момент, начало занятия включение:

          Деятельность педагога

        Деятельность детей

 Примечание

Воспитатель просит детей   поприветствовать друг друга без слов рукопожатием , улыбкой.

В.- Ребята, что вы чувствуете, взявшись за руки? (Тепло). Да, мы передали друг другу частичку тепла, своего сердечка. Какими вы будете сегодня на занятии? (воспитанными, внимательными, дружелюбными, усидчивыми, выдержанными и т.д.)

Дети входят в группу и встают на ковре в круг.

Дети улыбаются друг другу и берутся за руки.

Основная часть

           Деятельность педагога

         Деятельность детей

   Примечание

В.- Дети, давайте поиграем.

Игра с мячом «Что к чему»

Воспитатель бросает мяч, называя общее понятие.

Далее воспитатель меняет тактику, называет слова.

В.- Дети, назовите одним словом: М, Р, Ш, А, У,З. Правильно,  звуки. Я вам расскажу одну историю про звуки.

В.- У звуков новоселье (рисует большой круг на листе). Это их дом. Но звуки перессорились, не могут договориться, кто, где будет жить.

В.- Как вы думаете, кто в этой квартире  будет жить? (воспитатель рисует в большом круге круг поменьше). Хорошо, гласные звуки. Как и каким цветом нарисуем знак, чтобы нам не забыть, что здесь живут гласные звуки? (красный кружок)

В.- Тогда, кто будет жить в этой квартире? (Воспитатель рисует еще один круг в большом круге) Правильно, согласные звуки.  А мы можем поделить эти звуки? Тогда, давайте их расселим по комнатам. (воспитатель рисует в малом круге два кружка).

В.- В одной комнате будут жить согласные твердые звуки (обозначают эту комнату синим кружком), в другой согласные мягкие звуки (обозначают комнату зеленым кружком).

В.- Ну вот, расселили звуки, а вы ребята хорошо запомнили, кто, где живет? Сейчас проверим. Я вам раздам картинки, а вы ребята должны вычленить первый звук в слове и положить картинку  туда, где живет этот звук.

В.- Чтобы звуки помирить, нужно с ними поиграть.

Физминутка «Мартышки».

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

В.- Ребята, звуки приглашают нас на новоселье. Но в гости можно попасть по пригласительным билетам.  Сейчас вы разбейтесь на пары и выберете картинку одну на двоих. Разберите слово на картинке по звукам, найдите ударный гласный звук, если выполните задание правильно это и будет вашим пригласительным билетом на новоселье.

Воспитатель курирует работу детей, дает советы, словесную оценку.

В.- Молодцы, ребята. Приходя, на новоселье принято дарить подарки.

Игра «Цепочка слов»

Воспитатель начинает цепочку слов, называя свое слово-подарок.

В.- Звуки приготовили для вас угощение. Они такие затейники! Звуки будут вас угощать и играть с вами.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель показывает карточки с изображением продуктов.

Дети кидают мяч воспитателю и называют слова, относящиеся к этому понятию.

 Дети называют их, одним словом.

 Ответы детей.

 Дети проходят и садятся за стол.

 Ответы детей.

 Ответы детей.

 Ответы детей.

 Дети обсуждают и делают вывод.

 Дети раскладывают картинки.

 

Дети выходят на ковер и встают в круг.

 Дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.

 Дети выбирают себе пару и сообща выбирают картинку. Проходят за столы и проводят звуковой анализ своих слов.

По окончании работы дети подходят к столу с домиком для звуков и складывают свои схемы.

Дети продолжают цепочку, вычленяя последний звук в слове и придумывая слово на этот звук.  

Дети выбирают лишний продукт из этого ряда и обоснуют свой ответ.

Например: животные – корова, собака, тигр.

Например: ласточка, синица, голубь – птицы.

Дети и воспитатель сидят за столом как бы в кругу. В центре стола лист бумаги и маркеры.  

Дети кладут картинки на туже схему нарисованную воспитателем.

На столах заранее приготовлены пеналы с необходимым материалом для звукового анализа.

Детям, которые затрудняются придумать слово, помогает воспитатель или другие дети.

Объединение предметов по одному признаку.

Заключительная часть занятия:

    Деятельность педагога

           Деятельность детей

  Примечание

В.- Ребята, понравилась вам история про звуки? Какое у вас настроение после занятия? Давайте пройдем к уголку настроения и отметим его

цветом.

 Дети делятся своим настроением и отмечают его в уголке настроения.

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новоселье у гномов-звуковиков

конспект открытого занятия для родителей в старшей логопедической группы...

Развлечение «Дары Осени - Новоселье» с участием родителей для детей средней группы

Цель:Вызывать радостное настроение у детей.Вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ.Задачи:v  Развивать добрые отношения между родителями, детьми и воспитателями;v  Обучать им...

Новоселье для детей второй младшей группы

Одним из первых сентябрьских праздников является праздник "Новоселье". Просмотрев в социальной сети материал по данному празднику, готовый сценарий меня не удовлетворил. Поэтому решила составить сцена...

Праздник - Новоселье в старшей группе

В нашем детском саду есть такая традиция отмечать Новоселье в каждой группе. Представляю вашему вниманию сценарий праздника, который проводится в старшей группе нашего детского сада....

Тематический спектакль - развлечение по противопожарной безопасности для детей средних и старших дошкольных групп на тему «Новоселье у поросят».

Конспект развлечения по противопожарной безопасности для детей средних и старших дошкольных групп....

"Новоселье трёх поросят"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на ознакомление с согласными звуками Н, Н"  и буквой Н....