Конспект занятия Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему «Похищенные звуки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
ЧДОУ Детский сад № 49 «Виктория» г. Ярославль
Конспект занятия
Непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе
на тему «Похищенные звуки»
Воспитатель: Светлова М.А.
г. Ярославль
2020
Цель: знакомство со звуками [в], [вь].
Задачи: уточнить артикуляцию звуков [в], [вь], учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости, обучать анализу и синтезу прямого слога, развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос, логическое мышление.
Дети заходят в группу. Воспитатель замечает в группе воздушный шар с конвертом.
Воспитатель: ребята, что это? Похоже на письмо. Прочитаем?
Дети: Да.
Письмо: «Дорогие ребята, я – Королева звуков и букв, прошу у вас помощи. В моем дворце живут придворные гномы. Одни придворные носят красную одежду, другие синюю и зеленую. Моих придворных украла колдунья Звукоедка и заперла в свой сундук. Я очень вас прошу помочь мне их освободить.
Воспитатель: Ребята, а про кого это говорит Королева, вы догадались? Кто эти придворные гномы?
Дети: Звуки.
Воспитатель: ребята Вы хотите помочь Королеве звуков и букв освободить из сундучка придворных гномов?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы сможете помочь Королеве звуков и букв?
Дети: да.
Воспитатель: почему Вы так считаете?
Дети: потому что мы добрые, дружные, храбрые.
Воспитатель: что нам для этого надо сделать?
Дети: надо освободить придворных гномов – звуки из сундучка.
Воспитатель: Макар, как называются звуки, которые обозначаются красным цветом, носят красную одежду?
Ребенок: Гласные звуки обозначают красным цветом.
Воспитатель: Ребята назовите, пожалуйста, гласные звуки, которые Вы знаете?
Дети: а, о, у, и, э, ы.
Воспитатель: Кира, как называются звуки, которые обозначаются, синим цветом и носят синюю одежду?
Ребенок: Твердые согласные звуки обозначаются синим цветом.
Воспитатель: Даша, как называются звуки, которые обозначаются зеленым цветом и носят зеленую одежду?
Ребенок: мягкие согласные звуки обозначаются зеленым цветом.
Воспитатель: молодцы ребята, мы узнали, о каких придворных гномах говорила Королева звуков и букв.
Воспитатель: Королева очень боится за своих похищенных придворных, она даже их не назвала, чтобы Звукоедка не рассердилась, но дала нам подсказку.
Воспитатель: ребята садитесь за столы.
Воспитатель достает предметные картинки, расставляет их в ряд на мольберте – ваза, валенки, варежки, ванна, волк, вафли, ворона; а дети называют, выделяя первый звук в словах. Ребята, какой звук стоит в начале этих слов?
Дети: звук [в].
Воспитатель: правильно звук [в].
Воспитатель расставляет еще ряд картинок –верблюд, вертолет, вешалка, вишня, велосипед, вилка, виноград, дети называют, выделяя первый звук в словах. Ребята, какой звук стоит в начале этих слов?
Дети: звук [вь].
Воспитатель: правильно звук [вь].
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие звуки украла колдунья Звукоедка?
Дети: звуки [в] и [вь].
Воспитатель: правильно ребята, колдунья Звукоедка украла звуки [в] и [вь].
Давайте возьмем зеркала и произнесем эти звуки.
Воспитатель: произносим звук [в] – верхнюю губу слегка приподнимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу. При произношении звука {в} есть преграда для выхода воздуха?
Дети: есть преграда.
Воспитатель: если при произношении звука воздух встречает преграду, то это какой звук?
Дети: согласный звук.
Воспитатель: ребята как Вы думаете звук [в], это твердый или мягкий звук?
Дети: твердый звук.
Воспитатель: возьмите зеркало, посмотрите в него, – верхнюю губу слегка приподнимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу, губы растянули в легкую улыбку. Попробуем произнести звук [вь]. При произношении звука [в] есть преграда для выхода воздуха?
Дети: есть преграда.
Воспитатель: если при произношении звука воздух встречает преграду, то это какой звук?
Дети: согласный звук.
Воспитатель: ребята как Вы думаете звук [вь], это твердый или мягкий звук?
Дети: мягкий звук.
Воспитатель: Да, теперь мы знаем, что мы ищем. Помогите мне составить характеристику звуков. Даша, звук В – какой?
Ребенок: Звук [в] – согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Воспитатель: Хорошо, Кирилл, звук [вь] – какой?
Ребенок: Звук [вь] – согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
Воспитатель: Давайте узнаем звуки [в] и [вь] звонкие или глухие? Как можно узнать звонкий звук или глухой?
Дети: приложить тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Воспитатель: звуки [в] и [вь] какие?
Дети: звонкие, так как в их произношении участвует голос.
Воспитатель: ребята, что мы с Вами узнали о звуках [в] и [вь]? Помогите мне составить характеристику звуков. Даша, звук В какой?
Ребенок: звук [в] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
Воспитатель: хорошо, Кирилл, звук [вь] – какой?
Ребенок: звук [вь] – согласный, мягкий, звонкий обозначается зеленым цветом.
Физминутка
Воспитатель: Ребята, чтобы найти похищенные звуки нам с Вами придется отправиться в таинственный лес. Не испугаетесь? Не передумали?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вставайте в круг, пойдем по дорожке в лес, он волшебный, и правила здесь тоже особенные. Мы идем по кругу, высоко поднимая колени, но, если услышите звук [в], то нужно сделать крышу из ладошек над головой, если услышите звук [вь], то нужно сразу присесть и замереть, чтобы колдунья Звукоедка нас не заметила.
Воспитатель произносит: м, ш, в, н, м, вь, л, ф, в, п, вь.
Среди слогов: ав, оп, ви, ма, пэ, во.
Среди слов: воет, маша, сова, поит, волк, рога, зовет.
Дети выполняют.
Воспитатель: молодцы ребята.
Голос Звукоедки: Ага, какие хитрые, догадались какие звуки я похитила. Но, чтобы их найти нужно выполнить мои задания.
«Вы картинки рассмотрите
Схему к слову подберите».
Воспитатель: Ребята, чтобы найти похищенные звуки нам с Вами нужно выполнить задание Звукоедки, задание нам предстоит не простое, давайте сядем за столы.
Вам нужно подобрать схему к слову.
На столах лежат предметные картинки – ваза, сова, дверь, вилка, дети называют слово, выделяют звук [в] или [вь] в слове и определяют его место в слове, подбирая соответствующую схему.
Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием Звукоедки.
Голос Звукоедки: Но сможете ли Вы их найти?
«Лишь тот откроет сундучок,
Кто на картине звуки все найдет».
Игра «Кто самый внимательный»
Воспитатель: ребята нам с Вами нужно внимательно рассмотреть картину и назвать слова со звуков [в], [вь], которые изображены на картине Звукоедки.
На мольберте расположена картина поле, на нее прикреплены предметные картинки – волк, ворона, снеговик, девочка, дерево, вертолет, велосипед, веник.
Дети поочередно находят картинки со звуков [в] или [вь], называют слово, снимают предметную картинку.
Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием.
Голос Звукоедки: Обхитрили меня. Сдаюсь, сундук со звуками находится в ящике.
Воспитатель: Ах, вот где она его спрятала (достает).
На нем записка: «Освобождая звуки,
Трудились вы не зря,
За это дарю звуки
В подарок вам, друзья»
Открывает сундучок, а там гномы звуки [в], [вь].
Воспитатель: Ребята, Королева звуков и букв благодарит вас за помощь. Ее придворные гномы вернулись. Ребята вы молодцы, теперь нам необходимо вернуться в детский сад. Для этого нам с Вами нужно пройти по дорожке. Дорожка не простая, Вам надо слитно прочитать схемы слогов со звуками [в] и [вь], тем самым подружив согласные звуки [в], [вь]. И так по очереди пройти по дорожке друг за другом. Дети выполняют.
Воспитатель: молодцы ребята. Вот и вернулись мы в детский сад.
Воспитатель: Давайте вспомним наше путешествие?
Кто нас просил о помощи? (Королева звуков и букв).
Какая беда случилась у Королевы звуков и букв (колдунья Звукоедка украла придворных гномов)
Воспитатель: Что мы сделали, чтобы ей помочь? (выполняли задания Звукоедки, освобождали придворных гномов).
Воспитатель: кто были эти гномы? (это были звуки).
Воспитатель: как назывались звуки, которые украла Звукоедка? (звуки в и вь).
Воспитатель: что про эти звуки вы теперь знаете? (это согласные, звонкие звуки, бывают твердые и мягкие).
Воспитатель: какие задания вам понравились? (спрашивает у каждого)
Воспитатель: какие задания были трудными?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Звукоедки и освободили звуки, за это Королева звуков и букв передала вам угощенье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgotovka_k_grammote.docx | 509.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧДОУ Детский сад № 49 «Виктория» г. Ярославль
Конспект занятия
Непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе
на тему «Похищенные звуки»
Воспитатель: Светлова М.А.
г. Ярославль
2020
Цель: знакомство со звуками [в], [вь].
Задачи: уточнить артикуляцию звуков [в], [вь], учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости, обучать анализу и синтезу прямого слога, развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос, логическое мышление.
Дети заходят в группу. Воспитатель замечает в группе воздушный шар с конвертом.
Воспитатель: ребята, что это? Похоже на письмо. Прочитаем?
Дети: Да.
Письмо: «Дорогие ребята, я – Королева звуков и букв, прошу у вас помощи. В моем дворце живут придворные гномы. Одни придворные носят красную одежду, другие синюю и зеленую. Моих придворных украла колдунья Звукоедка и заперла в свой сундук. Я очень вас прошу помочь мне их освободить.
Воспитатель: Ребята, а про кого это говорит Королева, вы догадались? Кто эти придворные гномы?
Дети: Звуки.
Воспитатель: ребята Вы хотите помочь Королеве звуков и букв освободить из сундучка придворных гномов?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы сможете помочь Королеве звуков и букв?
Дети: да.
Воспитатель: почему Вы так считаете?
Дети: потому что мы добрые, дружные, храбрые.
Воспитатель: что нам для этого надо сделать?
Дети: надо освободить придворных гномов – звуки из сундучка.
Воспитатель: Макар, как называются звуки, которые обозначаются красным цветом, носят красную одежду?
Ребенок: Гласные звуки обозначают красным цветом.
Воспитатель: Ребята назовите, пожалуйста, гласные звуки, которые Вы знаете?
Дети: а, о, у, и, э, ы.
Воспитатель: Кира, как называются звуки, которые обозначаются, синим цветом и носят синюю одежду?
Ребенок: Твердые согласные звуки обозначаются синим цветом.
Воспитатель: Даша, как называются звуки, которые обозначаются зеленым цветом и носят зеленую одежду?
Ребенок: мягкие согласные звуки обозначаются зеленым цветом.
Воспитатель: молодцы ребята, мы узнали, о каких придворных гномах говорила Королева звуков и букв.
Воспитатель: Королева очень боится за своих похищенных придворных, она даже их не назвала, чтобы Звукоедка не рассердилась, но дала нам подсказку.
Воспитатель: ребята садитесь за столы.
Воспитатель достает предметные картинки, расставляет их в ряд на мольберте – ваза, валенки, варежки, ванна, волк, вафли, ворона; а дети называют, выделяя первый звук в словах. Ребята, какой звук стоит в начале этих слов?
Дети: звук [в].
Воспитатель: правильно звук [в].
Воспитатель расставляет еще ряд картинок –верблюд, вертолет, вешалка, вишня, велосипед, вилка, виноград, дети называют, выделяя первый звук в словах. Ребята, какой звук стоит в начале этих слов?
Дети: звук [вь].
Воспитатель: правильно звук [вь].
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие звуки украла колдунья Звукоедка?
Дети: звуки [в] и [вь].
Воспитатель: правильно ребята, колдунья Звукоедка украла звуки [в] и [вь].
Давайте возьмем зеркала и произнесем эти звуки.
Воспитатель: произносим звук [в] – верхнюю губу слегка приподнимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу. При произношении звука {в} есть преграда для выхода воздуха?
Дети: есть преграда.
Воспитатель: если при произношении звука воздух встречает преграду, то это какой звук?
Дети: согласный звук.
Воспитатель: ребята как Вы думаете звук [в], это твердый или мягкий звук?
Дети: твердый звук.
Воспитатель: возьмите зеркало, посмотрите в него, – верхнюю губу слегка приподнимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу, губы растянули в легкую улыбку. Попробуем произнести звук [вь]. При произношении звука [в] есть преграда для выхода воздуха?
Дети: есть преграда.
Воспитатель: если при произношении звука воздух встречает преграду, то это какой звук?
Дети: согласный звук.
Воспитатель: ребята как Вы думаете звук [вь], это твердый или мягкий звук?
Дети: мягкий звук.
Воспитатель: Да, теперь мы знаем, что мы ищем. Помогите мне составить характеристику звуков. Даша, звук В – какой?
Ребенок: Звук [в] – согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Воспитатель: Хорошо, Кирилл, звук [вь] – какой?
Ребенок: Звук [вь] – согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
Воспитатель: Давайте узнаем звуки [в] и [вь] звонкие или глухие? Как можно узнать звонкий звук или глухой?
Дети: приложить тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Воспитатель: звуки [в] и [вь] какие?
Дети: звонкие, так как в их произношении участвует голос.
Воспитатель: ребята, что мы с Вами узнали о звуках [в] и [вь]? Помогите мне составить характеристику звуков. Даша, звук В какой?
Ребенок: звук [в] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
Воспитатель: хорошо, Кирилл, звук [вь] – какой?
Ребенок: звук [вь] – согласный, мягкий, звонкий обозначается зеленым цветом.
Физминутка
Воспитатель: Ребята, чтобы найти похищенные звуки нам с Вами придется отправиться в таинственный лес. Не испугаетесь? Не передумали?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вставайте в круг, пойдем по дорожке в лес, он волшебный, и правила здесь тоже особенные. Мы идем по кругу, высоко поднимая колени, но, если услышите звук [в], то нужно сделать крышу из ладошек над головой, если услышите звук [вь], то нужно сразу присесть и замереть, чтобы колдунья Звукоедка нас не заметила.
Воспитатель произносит: м, ш, в, н, м, вь, л, ф, в, п, вь.
Среди слогов: ав, оп, ви, ма, пэ, во.
Среди слов: воет, маша, сова, поит, волк, рога, зовет.
Дети выполняют.
Воспитатель: молодцы ребята.
Голос Звукоедки: Ага, какие хитрые, догадались какие звуки я похитила. Но, чтобы их найти нужно выполнить мои задания.
«Вы картинки рассмотрите
Схему к слову подберите».
Воспитатель: Ребята, чтобы найти похищенные звуки нам с Вами нужно выполнить задание Звукоедки, задание нам предстоит не простое, давайте сядем за столы.
Вам нужно подобрать схему к слову.
На столах лежат предметные картинки – ваза, сова, дверь, вилка, дети называют слово, выделяют звук [в] или [вь] в слове и определяют его место в слове, подбирая соответствующую схему.
Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием Звукоедки.
Голос Звукоедки: Но сможете ли Вы их найти?
«Лишь тот откроет сундучок,
Кто на картине звуки все найдет».
Игра «Кто самый внимательный»
Воспитатель: ребята нам с Вами нужно внимательно рассмотреть картину и назвать слова со звуков [в], [вь], которые изображены на картине Звукоедки.
На мольберте расположена картина поле, на нее прикреплены предметные картинки – волк, ворона, снеговик, девочка, дерево, вертолет, велосипед, веник.
Дети поочередно находят картинки со звуков [в] или [вь], называют слово, снимают предметную картинку.
Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием.
Голос Звукоедки: Обхитрили меня. Сдаюсь, сундук со звуками находится в ящике.
Воспитатель: Ах, вот где она его спрятала (достает).
На нем записка: «Освобождая звуки,
Трудились вы не зря,
За это дарю звуки
В подарок вам, друзья»
Открывает сундучок, а там гномы звуки [в], [вь].
Воспитатель: Ребята, Королева звуков и букв благодарит вас за помощь. Ее придворные гномы вернулись. Ребята вы молодцы, теперь нам необходимо вернуться в детский сад. Для этого нам с Вами нужно пройти по дорожке. Дорожка не простая, Вам надо слитно прочитать схемы слогов со звуками [в] и [вь], тем самым подружив согласные звуки [в], [вь]. И так по очереди пройти по дорожке друг за другом. Дети выполняют.
Воспитатель: молодцы ребята. Вот и вернулись мы в детский сад.
Воспитатель: Давайте вспомним наше путешествие?
Кто нас просил о помощи? (Королева звуков и букв).
Какая беда случилась у Королевы звуков и букв (колдунья Звукоедка украла придворных гномов)
Воспитатель: Что мы сделали, чтобы ей помочь? (выполняли задания Звукоедки, освобождали придворных гномов).
Воспитатель: кто были эти гномы? (это были звуки).
Воспитатель: как назывались звуки, которые украла Звукоедка? (звуки в и вь).
Воспитатель: что про эти звуки вы теперь знаете? (это согласные, звонкие звуки, бывают твердые и мягкие).
Воспитатель: какие задания вам понравились? (спрашивает у каждого)
Воспитатель: какие задания были трудными?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Звукоедки и освободили звуки, за это Королева звуков и букв передала вам угощенье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно–образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе на тему Звуковая культура речи, звук [ш].
Конспект НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе по теме "Мы - юные пожарные!"
С помощью данного занятия мы закрепляем знания о профессии пожарного, понятии безопасность, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре; активизируем употребление в речи названий пре...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в весенний лес»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в весенний лес»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему «Витамины наши друзья»
Познакомить детей с полезными и вредными продуктами. Дать представление о витаминах....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД для старшей руппы...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Магазин игрушек».
Формировать и воспитывать патриотические чувства дошкольников, знакомить с костюмами народов Поволжья....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии профессий....