Конспект занятия «Сказка про то, как придумали буквы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Педагог спрашивает детей, кто из них уже знает буквы; проси всех желающих нарисовать на большом листе бумаги или на доси, те буквы, которые им известны и ответить на следующий вопрос) «Для чего нужны буквы и откуда они взялись?» Педагог выслушивает версии детей и предлагает свою, сказочную...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_pro_to_kak_pridumali_bukvy_2.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми
Педагог спрашивает детей, кто из них уже знает буквы; проси всех желающих нарисовать на большом листе бумаги или на доси, те буквы, которые им известны и ответить на следующий вопрос) «Для чего нужны буквы и откуда они взялись?» Педагог выслушивает версии детей и предлагает свою, сказочную.
Текст для чтения или рассказывания.
Жил-был... Принц?
Нет, не принц. Жил-был... Король?
Нет, никакой не король. Жил-был Поэт. Жил он тогда, когда ни королей и тем более принцев еще и в помине не было, а поэты уже был; Поэт сочинял стихи и пел их людям. (В древние времена все важны! слова обязательно пели!) Когда над вершинами зеленых холмов поднималось красное, ленивое и заспанное солнце, Поэт пел ему песни и все понимали: только так можно приветствовать восходящее солнце заставить его сиять теплым радостным светом, обогреть людей и животных. Когда спускалась ночь, Поэт пел нежную песню затихающей земле, чтобы она отдохнула от трудов своих, от толкотни и возни, которые устраивали на ней днем живые существа. Когда на свет рождался ребенок, Поэт пел песню, в которой малышу дарилось имя, ведущее его по жизни. А когда нападали враги, Поэт пел песню отваги и мужества, вселяя ярость в сердца мужчин и надежду в сердца женщин. Поэт пел, и мир прислушивался к словам его песен. Но как-то раз пришел.
Насмешник.
- Все поешь? — спросил Насмешник Поэта.
- Пою, - ответил Поэт.
- Ты уже не молод, - сказал Насмешник.
- Да, — согласился Поэт.
- Ты скоро состаришься еще больше, - сказал Насмешник.
- Состарюсь, - опять согласился Поэт.
- И петь тебе будет все труднее.
- Да, - вздохнул Поэт.
- А потом ты умрешь, - сказал Насмешник.
- Умру.
- И тогда люди забудут слова песен. И песни исчезнут.
- Тут Насмешник сказал свое привычное: «Ха-ха!» - и быстро-быстро ушел.
Это очень неприятно, когда тебе ни с того ни с сего говорят: «Ха-ха!» Поэту стало так обидно! Он пошел на берег реки, сел на заросший мхом большой камень и обратился к той, к кому всегда обращал свои просьбы - к Повелительнице звуков:
- Повелительница весенней капели, Песни зяблика и соловьиной трели, всех полночных и дневных голосов, Всех коротких и длинных человеческих слов!
Ты всех мудрее, ты всех чудесней! Как сохранить для людей мои песни?
И услышал Поэт, как вздохнула Повелительница звуков. Увидеть ее он не мог, потому что она, как и все ее подданные — жители звучащего мира - была невидима.
- Ты хочешь увидеть то, что увидеть невозможно?
- Да.
- Ты хочешь сохранить невидимые звуки? -Да.
- Но потом тебе никто не поверит!
- Может быть...
- Над тобой будут смеяться!
- Наверное.
- То, что ты увидишь, вызовет в тебе страстное желание искать, и ты потеряешь покой и сон, пока оно не исполнится.
- Пусть будет так.
Тогда закрой глаза, пой песню и смотри внимательно. Поэт закрыл глаза, и привиделась ему странная поляна. По поляне, взмахивая причудливыми крылышками, порхали бабочки необыкновенной красоты. Бабочки рождались в груди Поэта с каждым новым звуком его песни. Они радостно вылетали наружу, кружились и таяли в воздухе. Каждая бабочка жила ровно столько времени, сколько длился родивший ее звук. Одни, с большими крыльями, вылетали легко и свободно и успевали сделать большой широкий круг, прежде чем растаять. У других крылья были поменьше. На пути к свободе им приходилось преодолевать разные препятствия, и порхали они совсем недолго — мгновение, не больше. Когда песня затихла, бабочки исчезли, и Поэт открыл глаза.
Как красиво! - воскликнул он.
Эти бабочки - звуки, - пояснила Повелительница звучащего мира. Жизнь их очень коротка. Они живут до тех пор, пока их слышат. А га том умирают: тают в воздухе. Не бойся, им совсем не больно. Так должно быть. Чтобы люди могли говорить, все время должны рождаться новые звуки. Но их можно заколдовать и уложить спать. Для звуков нужно создать такие сонные домики - знаки, глядя на которые ты всегда будешь вспоминать бабочку с теми или иными крыльями. Внутри такого домика-знака звук будет спать до тех пор, пока ты не захочешь вызвать его к жизни. Но создать такие домики, такие знаки очень непросто! Этому могут научить тебя деревья и камни, птицы и насекомые, и ищи!
Я попробую, попробую! - вскричал Поэт и побежал к людям. Я видел звуки, - сказал он им.
Но люди пожали плечами: Звуки нельзя увидеть. У них нет тела.
Они порхают, как бабочки, - сказал Поэт.
С чего ты это взял? Или ты сам - цветочек? Это сказал Насмешник, и все стали смеяться.
Я сделаю для них домики - знаки. Для каждой бабочки - свой знак Я сложу из них слова моих песен, и тогда их можно будет не только услышать, но и увидеть. Увидеть - и заставить звучать в нужный момент. Это сможет сделать любой ребенок. Даже когда меня уже не будет!
Ха-ха! - рассмеялся Насмешник. И все стали повторять: Ха-ха! Ха-ха-ха!
Разума у тебе уже нет, - сказали люди и отвернулись от Поэта...
Задание для детей:
Педагог просит детей нарисовать картинку к сказке. (Все картинки размещаются на выставке. Дети по очереди объясняют, они нарисовали и почему решили изобразить именно этот эпизод истории.)
Литература: Аромштам М. С. А79 Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. - 184 с. - (Детский сад).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»
Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...
Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....
Непосредственная образовательная деятельность.Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е" (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е"...
Конспект занятия по грамоте Тема: «Звук (Ц). Буква (Ц).
Цели:- закрепить навык произношения звука (ц);- умение слышать в слове, выделять и называть звук;- упражнять в определении места звука в слове, в звуковом анализ слов, в выделении ударного гласного;- ...
Конспект занятия «Я знаю, что надо придумать…»
Цель: развитие творческих способностей детей и их сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости и взаимопомощи....
Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
Конспект занятия по обучению чтению для детей 5-6 лет...