«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных графических умений, а также источник игр и упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дистанционное задание
«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»
Цель: совершенствовать умения организации работы по подготовки руки к письму с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Ход выполнения:
Составить таблицу «Система игровых заданий и упражнений по подготовки руки к письму».
Таблица должна содержать описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных графических умений, а также источник игр и упражнений (название методического пособия, указание на автора и год издания).
Представленные в таблице игровые задания и упражнения должны соответствовать возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста (3-4 игры по каждому направлению)
Направление работы | Название задания или упражнения | Описание задания или упражнения | Источник |
Развитие руки |
Цель:Формирование умения правильного захвата орудия для письма 2«Мы колечки надеваем» Цель:Формирование умения правильного захвата орудия для письма 3.«Крючочки» Цель:Формирование умения правильного захвата орудия для письма
Игровое упражнение «Овощи» Цель: формировать правильный захват орудия письма «щепоть». «Урожай» Цель: формировать правильный захват орудия письма «щепоть». «Снежный ком» Цель: формировать правильный захват орудия письма «щепоть». |
Сделаем ему массаж. Посильнее разотрём. И к другому перейдём. Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке. 2.Мы колечки надеваем, Пальцы наши украшаем .Надеваем и снимаем, Пальцы наши упражняем. Будь здоров ты пальчик мой И дружи всегда со мной. Массажировать и закреплять название пальцев. 3.Как наш пальчик изловчился. И за шарик зацепилс я. Буду шарик поднимать. Свои пальцы обучать. У держивать шарик одним пальцем , обхватывать каждым пальчиком и поднимать. 1.Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз). Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки). Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак). «Морковка» Не морковка – загляденье, Выросла на удивленье, Сочная да вкусная, Для детей полезная. (Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой). 2.Выросла репка Желтая и крепкая. Перед домом свекла Смотрит прямо в окна. И морковки урожай Сладкой, сочной собирай. Попрошу всех встать, руки опустить вдоль туловища, ладонями вперед. Сожмите ладони в кулаки, большие пальцы при этом нужно вытянуть. Выполняем круговые движения большими пальцами сначала вперёд, затем назад, сопровождая движение четверостишием. Большой и указательный пальцы правой руки соедините, пожалуйста, с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы согните и прижмите к ладоням. Расслабленные пальцы образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови. 3. Мы лепили снежный ком. (Имитация лепки комочка). Ушки сделали потом. (Указательным и большим пальцами делаем прищепы). Вместо глаз – угольки нашлись у нас. (Щепоть из пальчиков – угольки). Кролик вышел как живой: и с хвостом, и с головой. (Имитация поглаживания кролика, указательные пальчики «трепещут»). За усы не тяни – из соломинки они! (Имитация движения: щепотью тянем усики). Длинные, блестящие, точно настоящие. | |
Подготовка к технике письма | Работа со штампами Цель: формировать правильное распределение мышечной нагрузки руки. «Помидорки в банке» «Рыбки» «Одуванчики» Упражнение «Нарисуйте картинку по образцу и по точкам» Цель: учим ориентироваться на листе бумаги, развиваем глазомер и чувства ритма. Игровое упражнение «Рисование по точкам» Цель: учим ориентироваться на листе бумаги, развиваем глазомер и чувства ритма Игровое упражнение «Силуэтные штриховки» Цель: учим ориентироваться на листе бумаги, развиваем глазомер и чувства ритма Графический диктант Цель: учим ориентироваться на листе бумаги, развиваем глазомер и чувства ритма | Пришла пора консервировать овощи, очень вкусно и красиво мама разложила помидоры в банки, но в одну банку не разложила, устала. Помогите маме сложить овощи в банку. Дети набирают на основаниештампов краску и штампуют помидоры в банку. В уголке стоял очень большой аквариум, в нём плавала одна рыбка. Она была грустная, потому что была одна, а ей очень хотелось иметь друзей. Помогите рыбки давайте в аквариум запустим много рыбок. Дети обмакивают ладошки в краску и штампуют рыбок. Наступила весна, на полянке появился одуванчик, который ни как не мог раскрыть свои лепесточки. Ребята, давайте поможем Украсим одуванчик, сделаем его красивым, золотистым. Дети с помощью штампов из картонного цилиндра разрезанного внизу, рисуют одуванчики.
Возьмите карандаш и нарисуйте правую картинку точно так же, как нарисована левая (по точкам). Детей просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется. Детей просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. | В.Солнцева, Т.Белова « Готов ли ребенок к обучению в первом классе» «Рабочая тетрадь по развитию пространственных представлений у детей 5-7 лет» |
Аналитико - синтетическая деятельность | Анализ графического образа букв согласно алгоритму: - количество элементов (сколько элементов составляет букву); - характеристика элементов (какие это элементы); - пространственное расположение элементов в букве. | БукваР 1)состоит из двух элементов 2) одна длинная палочка и полукруг. Полукруг вплотную прилегает к длинной палочке. Буква Г 1) состоит из двух элементов; 2) одна длинная палочка, а другая короткая Буква Г похожа на кочергу Короткая палочка сверху соприкасается с длинной Буква И 1)Состоит из трёх элементов 2)Две длинные палочки и одна короткая Две длинные палочки находятся параллельно друг к другу, а короткая лежит между ними наискосок. | |
Формирование элементарных графических умений | Упражнение «Помогите насекомым двигаться ровно и красиво» Цель: формировать элементарные графические умения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте
конспект итогового занятия по обучению грамоте...
Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа
Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа...
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа
Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа...
Учебно-методические пособия для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте
У каждого учителя-логопеда есть собственные самодельные авторские пособия, которые можно использовать при проведении как индивидуальных, так и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий. Эти пособи...
Электронный вариант из книги Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения старшая группа
дидактический материал система занятий, конспектыВ данном пособии представлены теоретические аспекты и практический материал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенносте...