«Подготовка руки к письму у старших дошкольников»
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Данный материал несет информацию о подготовке ребенка к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_ruki_k_pismu.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Актемежева Л.В., воспитатель ГБДОУ № 85
Приморского района Санкт-Петербурга
«Подготовка руки к письму у старших дошкольников»
Письмо - это сложный для ребенка навык, который требует слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом - трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако, и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
- развитие ручной умелости (конструирование, рисование, лепка, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация);
- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме;
- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ - рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке);
Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков
Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.
Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.
Третье упражнение. «Ванька-встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.
Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10- 15 счетных палочек. Если их нет-можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание -одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.
Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.
Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки. Другой конец карандаша направлен от груди.
Задание: перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот-и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов -как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.
Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках - мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше - предупреждать его этим упражнением.
Садимся на стул, руки - на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз - на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону- теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.
Упражнения, способствующие развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:
Это важно знать: для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.
Упражнения, способствующие развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:
- выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики;
- конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов;
- конструирование из бумаги и картона;
- плетение шнуров из ярких цветных веревочек;
- работа на детском настольном ткацком станочке;
- вязание крючком и на спицах; шитье и вышивка;
- изготовление поделок из проволоки;
- пришивание пуговиц;
- нанизывание бусин и изготовление детских бус;
- изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование);
- пальчиковые игры;
- штриховки;
- изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций);
- выжигание по дереву, выпиливание, валяние;
- раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша);
- рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»);
- дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам;
- обведение рисунков по точкам;
- выкладывание из спичек фигур и узоров;
- плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров ;
- вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой;
- декоративное рисование - ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме;
- задания с линейками - трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов);
- рисование на доске мелом, цветными мелками;
- оригами; изготовление поделок из природного материала;
Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?
Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму.
Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).
Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
- вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера;
- линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании;
- ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.
Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец - как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.
Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).
Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш
Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ.
Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком - дошкольником:
Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку- он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.
Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:
Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между
большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края-грифеля карандаш вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх - вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «туктук»):
Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.
Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.
Еще одна типичная ошибка ребенка.
Четвертая ошибка - неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.
Как правильно держать карандаш или ручку - верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.
Как неправильно держать карандаш или ручку- кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка - в сторону его плеча пишущей руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».
В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...
Конспект занятия по подготовке руки к письму в старшей группе по теме «Прекрасная Жар-птица»
В конспекте занятия представлен материал по формированию навыка координации движения руки при письме....
Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования как средство подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Материал предназначен для педагогов детских садов...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для родителей на тему : развитие звуковой стороны речи и подготовка руки к письму у младших дошкольников....
Статья "Подготовка руки к письму у старших дошкольников"
Эта статья предназначена для воспитателей детских дошкольных учреждений и родителей старших дошкольников (6-7 лет) и включает в себя методику определения готовности руки детей к письму и систему упраж...
Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников
Проблема графических упражнений как средство подготовки руки к письму у старших дошкольников. Значение графических упражнений в подготовке руки к письму.Графические упражнения – это у...
Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)
Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...