Звуки [З ]–[Зь], буква З
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Асафьева Наталья Васильевна

Различать понятие звук и буква. Совершенствовать умение детей правильно определять место звука в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_z_-z_bukva_z.docx961.37 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [З ]–[Зь], буква З

Цель:  

     - знакомство детей  со звуками [З] – [Зь], буквой  З.

Задачи:

  1. учить выделять данные звуки из слогов, из слов;

  2. учить дифференцировать звуки в слогах, в словах;

  3. совершенствовать умение детей правильно определять место звука в слове;

  4. уточнять и расширять словарь;

  5. развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное восприятие.

  6. Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и

     сотрудничества.

Ход занятия

Приветствие( развитие общей моторики)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)
Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

Дети садятся.

- Ребята, я хочу предложить вам отгадать загадки. (слайд 1)

1. Снег идет,
   Под белой ватой  скрылись улицы, дома.
   Рады снегу все ребята —
   Снова к нам пришла …(зима)

2. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

    Шуба серая - для лета,

    Для зимы - другого цвета. (заяц)

3. В Африке живёт, траву жуёт.

    Носит матроску в чёрно - белую полоску. (зебра)

4.  Он на гриб большой похож.

     В дождик с ним не пропадёшь. (зонт)

-   Какой первый звук слышится в словах зима, зебра? (звук [Зь])

-   Дайте характеристику этому звуку (согласный, звонкий, мягкий)

-   Какой первый звук слышится в словах заяц, зонт? (звук [З])

-   Дайте характеристику этому звуку (согласный, звонкий, твёрдый)

-   Какой буквой обозначаются эти звуки на письме?  (Буквой З)

    (плакат с буквой З).

Конструирование буквы З из фасоли.

   Перед конструированием упражнение с мячом-ёжиком.

- На что похожа буква З?

   На эту букву посмотри –

   Она совсем как цифра 3.

 

 Карточка (задание 1)

  1. Найди  буквы З, которые написаны правильно.

     «Неправильные»  буквы  зачеркни.

F:\Documents and Settings\Mama\Мои документы\Мои документы PaperPort\Образцы\Фотография (326).jpg

   

    Сколько раз встречается буква З ?

  -  В наших словах звуки [З ]–[Зь] встречаются в начале слова.

     Всегда ли звуки [З ]–[Зь] встречаются только в начале слова?

     Сейчас мы это с вами узнаем, для этого выполним задание 2

      Карточка (задание 2 у детей), (слайд 2)

      Определи, какой звук [З] или  [Зь] слышится в названиях картинок?

  Обозначь место звука  на схемах соответствующим цветом.

Картинки по запросу картинка обезьянаhttps://fs00.infourok.ru/images/doc/81/98165/hello_html_5f99f571.jpghttp://www.newsread.in/wp-content/uploads/2016/07/Umbrella-3.jpg

F:\Documents and Settings\Mama\Рабочий стол\983291_html_4ab6dfb0.jpg


Картинки по запросу картинки зебра рисунокКартинки по запросу плетеная корзина

        

Мы с вами убедились, что наши звуки могут встречаться в словах в начале,

 в середине и даже в конце слова (например, Дедушка Мороз , изморозь)

        

   Презентация (слайд 3)

  Сегодня у нас в гостях матрешки.

  Одну зовут Зоя, а другую – Зина.

  Посмотрите на них. Кто из них Зоя? А кто Зина?
- Как вы догадались?
- Назовите первый звук в слове Зоя? Звук [З]
- Назовите первый звук в слове Зина? Звук [Зь]

  Я буду называть слова со звуками [З] и [Зь], а вы, если слышите в слове

  звук   [З], украшаете фартук Зои нужной картиночкой,

  если звук [Зь] – украшаете фартук Зины нужной картиночкой. (работа в парах)

-  Скажите, что подарили матрёшке Зое (зефир, земляника, обезьянка)

- Что подарили  матрёшке Зине? (роза, зайчик, зонт)

  Молодцы! Все с заданием справились.

  А у наших матрёшек есть друг Незнайка. Он захотел подарить им воздушные

 шарики. Но они не простые, а слоговые. Он затрудняется, кому какой шарик  

 подарить? Поможем ему.

 Последнее задание для вас от Незнайки.

  Карточка (задание 3 у детей), (слайд последний)

  Пальчиковая гимнастика « Времена года»

  По первым буквам в названиях картинок составь новое слово.

  Выполни звуковой анализ получившегося слова.

http://domlogo.ru/kartinki/zefir.jpg

https://previews.123rf.com/images/mikhaylovaelen/mikhaylovaelen1502/mikhaylovaelen150200003/36295948-Color-pencils-illustration-of-a-turkey-on-a-white-background-Stock-Photo.jpg

http://www.tdabris.ru.images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/resize_cache/iblock/1cd/320_320_1/1cd6c315af862ce5dbd4cd4f8d3bd415.jpg?146946044037882

http://marketnadom.ru/wp-content/uploads/2017/10/ananas.jpg

    Получилось слово ЗИМА

    Дети работают на местах, один ребенок у доски.

   -  Матрешки Зоя и Зина остались довольны, что вы правильно украсили им  

    фартучки, что помогли Незнайке и на прощание они дарят вам свои улыбки.

    ( подарить смайликов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...