Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбуковедение» (2020 / 2021 учебный год) Старшая группа
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Ибатуллина Фарида Яруллиновна

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям  сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_fya_2020.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

                       учреждение детский сад №23 г.Туймазы

          муниципального района Туймазинский район

                                     Республики Башкортостан

            Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбуковедение»

                            (2020 / 2021 учебный год)

Старшая группа

Срок реализации 1год

                                               Воспитатель:

 Ибатуллина Фарида Яруллиновна

                                                     

                                                     г. Туймазы

Пояснительная записка.

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка.

Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.

Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.

Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. 

Развитие речи – одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.

В 5-6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.

Программа  составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям  сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты.

Задачи программы.

Образовательные:        

Формирование и развитие фонематического слуха

 Развитие произносительных умений

Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией

Знакомство со слоговой структурой слова

Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

Расширение словарного запаса детей

Формирование и развитие звуко-буквенного анализа

Подготовка руки  ребёнка к письму

Развивающие:

Развитие слухового восприятия

Развитие графических навыков

Развитие мелкой моторики

 Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

Воспитание умения работать

Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Целевые ориентиры.

К концу учебного года ребёнок (5-6 лет):

- знает буквы русского алфавита;

- пишет буквы русского алфавита в клетке;

- понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;

- определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

- различает гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользуется графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);

- умеет записывать слово условными обозначениями, буквами.

- соотносит звук и букву:

- пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами;

- определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;

-проводит звуковой анализ слов;

- читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

- правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- составляет предложение из двух, трёх слов, анализирует его.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Основные этапы и содержание работы

  1. Подготовительный:
  • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
  • интонационное выделение заданного звука в слове
  • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
  • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
  1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
  • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
  • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
  • определение места звука / буквы в слове
  • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
  • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
  • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
  • гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
  • чтение слогов с изученными звуками и буквами
  • составление и чтение слов из знакомых букв
  • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
  1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
  • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
  • графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
  • звуковой (фонетический) анализ слова
  • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
  • переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й,  Ь и Ъ – и их особенностями
  • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
  • переход к чтению несложных текстов
  1. Повторение и закрепление пройденного материала.

Организационный раздел.

Оформление предметно-пространственной развивающей среды.

  Разрезные и магнитные азбуки.

  Дидактические игры («Изографы», «Зазеркалье» и др.).

  Слоговая азбука.

  Детские книги.

  Настольно-печатные игры («Маленькие слова», «Умные сказки», «Не тяни кота за хвост», «Профессии», «Контрасты» и др.)

Расписание.

Режим занятий:

1 раз в неделю (5 - 6 лет – 25 минут),каждую среду во вторую половину дня(16.00-16.25).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

                       учреждение детский сад №23 г.Туймазы

          муниципального района Туймазинский район

                                     Республики Башкортостан

              Перспективный план по

   дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Азбуковедение»

                            (2020 / 2021 учебный год)

Старшая группа

Срок реализации 1год

                                               Воспитатель:

 Ибатуллина Фарида Яруллиновна

                                                       

                             

                                             г. Туймазы

Перспективное планирование

на  2020-2021 учебный год

 

Месяц/

№ ООД

Тема занятия.

Работа в тетради «От А до Я».

Октябрь

7 октября

№ 1

Звук и буква «А».

 Графическое изображение гласного звука «А» (красный квадрат), место звука и буквы в слове (начало, середина и конец).

Рисование матрёшек, написание буквы «А» в клетке. (стр. 2-3).

14 октября

№ 2

Звук и буква «О».

 Графическое изображение гласного звука «О».

Рисование мячей, написание буквы «О» в клетке.

Игра «Схема – слово». (стр. 4-5).

21 октября

№ 3

Звук и буква «У». Графическое изображение гласного звука «У».

Рисование крючков, написание буквы «У».

Игра «Соедини правильно». (стр. 6-7).

      28 октября

№ 4

Звук и буква «ы». Графическое изображение гласного звука «ы».

Игры: «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись». (стр. 8-9)

Ноябрь

4  ноября

№ 5

Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке.

Игры: «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше». (стр. 10-11).

11 ноября

№ 6

Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов «АУ», «УА».

Игры «Кто в каком домике живёт», «Закрась правильно», «Звуки и буквы». (стр. 12-13).

18 ноября

№ 7

Звук «Л» и буква «Л». Написание буквы «Л», чтение слогов.

Игры: «Схема – слово», «Раздели правильно», «Звуки и буквы». (стр.14-15).

25 ноября

№ 8

Звук «М» и буква «М», написание буквы «М». Чтение слогов. Графическое изображение звука «М».

Игры: «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло».

Знакомство с ударением. (стр.16-17).

Декабрь

2 декабря

№ 9

Звук «Н» и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов.

Игры: «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет». (стр.18-19).

9 декабря

№ 10

Звук «Р» и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения.

Игры: «Подскажи словечко», «Закрась правильно», Слова и слоги». (стр.20-21).

16 декабря

№ 11

Буква «Я». Написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твёрдыми и мягкими согласными.

Игры: «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку».

Чтение предложения и его графическая запись.

(стр.24-25).

23 декабря

№ 13

Буква «Ю». Написание буквы «Ю». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

Игры: «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись.

(стр.26-27).

30 декабря

№ 14

№ 15

Буква «Е». Написание буквы «Е». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

Буква «Ё». Написание буквы «Ё». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

Игры: «Подскажи словечко», «Соедини правильно».

Составление предложения и его графическая запись. (стр. 28-29).

Игры: «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко». (стр. 30-31).

Январь

13 января января

№ 16

Буква «И». Написание буквы «И». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

Игры: «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово». (стр.32-33).

20 января

№ 17

Закрепление пройденного материала. Твёрдые и мягкие согласные.

Игры: «Напиши правильно», «Кто больше».

Чтение предложения. (стр.34-35).

27 января

№ 18

Звуки «Г - ГЬ», «К - КЬ», буквы «Г - К».

Написание букв «Г - К».

Чтение слогов.

Игры: «Подскажи словечко», «слово, схема».

Составление предложения и его графическая запись. (стр.36-37).

Февраль

3 февраля

№ 19

Звуки «Д - ДЬ», «Т - ТЬ», буквы «Д - Т».

Написание букв «Д - Т». Чтение слогов, предложения.

Игры: «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся». (стр. 38-39).

10 февраля

№ 20

Звуки «В - ВЬ», «Ф - ФЬ», буквы «В - Ф».

Написание букв «В - Ф». Чтение слогов.

Игры: «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове».

Запись слов значками. Фонетический разбор слов. (стр. 40-41).

17 февраля

№ 21

Звуки «З - ЗЬ», «С - СЬ», буквы «З - С».

Написание букв «З - С». Чтение слогов.

Игры: «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай».

Фонетический разбор слов. (стр.42-43).

24 февраля

№ 22

Звуки «Х - ХЬ», буква «Х».

Чтение слогов, слов, предложения.

Игры: «Подскажи словечко», «Закончи предложение». (стр.46-47).

Март

3 марта

№ 23

Звуки «Б - БЬ», «П - ПЬ», буквы «Б - П».

Написание букв «Б - П». Чтение слогов.

Игры: «загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений. (стр.44-45).

10 марта

№ 24

Звуки «Ж - Ш» и буквы «Ж - Ш». Написание букв «Ж – Ш». Чтение слогов.

Игры: «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов. (стр.48-49).

 17 марта

№ 25

Звуки «Ч - Щ» и буквы «Ч - Щ». Написание букв «Ч – Щ». Чтение слогов, стихотворения.

Игры: «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов. (стр.50-51).

24 марта

№ 26

Звук «Ц» и буква «Ц». Написание буквы «Ц».

Чтение стихотворения.

Игры: «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались».

(стр.52-53).

31 марта

№ 27

Закрепление изученного материала.

Работа в тетради в клетку.

Апрель

7 апреля

№ 28

Звук «Й» и буква «Й». Написание буквы «Й». Чтение слов, стихотворения.

Игры: «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». (стр.54-55).

14 апреля

№ 29

Буква «ь». Написание буквы «ь». Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов.

Игры: «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово». (стр.56-57).

21 апреля

№ 30

Буква «ъ». Написание буквы «ъ». Чтение слов, стихотворения.

Игры: «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву». (стр.58-59).

28 апреля

№ 31

Закрепление пройденного материала.

Игры: «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно». Разгадываем ребусы. Отгадываем загадки. (стр.60-61).

Май

5 мая

№ 32

Закрепление пройденного материала.

Игровые упражнения: «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения».

Игра «Подскажи словечко». (стр.62-63).

12 мая

№ 33

Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения.

Знакомство с Алфавитом. (стр. 64).

19 мая

№ 34

Закрепление пройденного материала.

Работа в тетради в клетку.

26 мая

№ 35

Закрепление пройденного материала.

Работа в тетради в клетку.

          *Количество занятий  по одной  теме  может  варьироваться  в  зависимости

                    от   степени  усвоения  материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Программа адресована детям  6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление   речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные фантазии»

Цель программы – ознакомление детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год (старшая группа)

Рабочая программа  на 2020-2021 учебный год (старшая группа)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа  социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения "Как хорошо уметь...

Рабочая программа воспитателя на 2020-2021 учебный год (старшая группа)

Оглавление1.  Целевой раздел ……………………………………………………&helli...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья" 2021-2023г.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья» направлена на формирование у детей дошкольного возраста интереса к своему личному здоровью, ответственно...