Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
материал на тему
Предварительный просмотр:
В 6 -7 лет ребёнок должен уметь выполнять следующие виды штриховок:
- Прямые вертикальные (сверху вниз);
- Горизонтальные (слева направо);
- Наклонные;
- Клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);
- Полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши);
- Крупными петельками.
Обратите внимание! Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги, при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради, следите за правильностью посадки за столом и выполнять сначала надо простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.
ПОМНИТЕ! Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо в дальнейшем.
ЛИТЕРАТУРА :
Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук2. М., 2005.
Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. «Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыко». М., 2010.
Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет». М., 2003.
Новиковская О.А. «Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр». М.; СПб., 2007.
Тимощенко Е.Г. «Развитие графомоторного навыка у детей» // Логопед. 2012. № 5.
Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками – развиваем речь». М., 2002.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 49» муниципального образования города Братска
Развитие графомоторного навыка
у детей дошкольного возраста
Подготовила:
Голикова Елена Владимировна.
учитель—логопед,
высшая кв. категория
2017 г.
Возрастные особенности развития графомоторного навыка
1,5 - 2 года
Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он ещё не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.
2 - 3 года
Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения ещё спонтанные, почти не ограничиваются.
3 - 3,5 года
Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.
3,5 - 4 года
Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.
5лет
Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку.
Выполняет вертикальные, горизонталь –ные и циклические движения, пытается писать буквы.
6 - 7 лет
Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики как основы формирования графомоторного навыка
- Пальчиковая гимнастика;
- Выполнение различных фигурок из пальцев;
- Массаж и самомассаж рук ребенка;
- Конструирование из кубиков мостов, домов, башен;
- Составление предметных разрезных
картинок, пазлов /первоначально по образцу, затем по памяти/;
- Складывание и выкладывание различных предметов, геометрических фигур, букв, цифр и других изображений из счетных палочек, спичек, камушков и др.;
- Обведение контуров предметных изображений;
- Вырезание различных фигур, полосок по контурам;
- Наматывание ниток на клубок, катушку, карандаш;
- Показ слов, стихов, загадок, сказок руками;
- Крупографика, работа с разными видами круп /сортировка, угадывание с закрытыми глазами, выкладывание различных контуров на пластилиновой основе/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...
Рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
В статье содержаться рекомендации по выполнению заданий, направленных на формирование графомотрных навыков у детей дошкольного возраста....
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыкову детей дошкольного возраста...
Памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Цель: Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.Задачи:• формировать и совершенствовать мелкую моторику п...
Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе
Родительское собрание в начале учебного года в подготовительной группе...
Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.
Наилучшее время для формирования графомоторных навыков – это дошкольный период. Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навы...
Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики и графические навыки формируются в контексте общего развития ребенка, включая подви...